Краткий системный анализ объекта и классификация систем

Лабораторная работа № 1.

Цель работы – получение навыков анализа технических систем, научиться осуществлять классификацию систем по различным признакам, понять ее необходимость и предназначение в процессе реализации системного подхода.

Краткие теоретические сведения.

Классификацией называется распределение некоторой совокупности объектов на классы по наиболее существенным признакам. Признак или их совокупность, по которым объекты объединяются в классы, являются основанием классификации. Класс – это совокупность объектов, обладающих некоторыми признаками общности.

Системы разделяют на классы по различным признакам, и в зависимости от решаемой задачи можно выбирать разные принципы классификации.

Классификации всегда относительны.

Цель любой классификации – ограничить выбор подходов к отображению системы, сопоставить выделенным классам приёмы и методы системного анализа и дать рекомендации по выбору методов для соответствующего класса систем.

При этом система может быть одновременно охарактеризована несколькими признаками, т.е. ей может быть найдено место одновременно в разных классификациях, каждая из которых может оказаться полезной при выборе методов моделирования.

Контрольный пример по классификации.

Техническая система – легковой автомобиль. Классификация системы по признакам приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

№пп Признак классификации Тип объекта по признаку Обоснование принадлежности
  Степень организованности Хорошо организованная Определены элементы системы, их взаимосвязи, правила объединения элементов
  Вид формализованного аппарата представления Детерминированная Поведение можно предвидеть
  По происхождению Искусственная Создана человеком
  По основным элементам Конкретная Создана из материальных элементов
  По взаимодействию со средой Открытая Работа определяется и внутренним состоянием и внешними ресурсом (топливо)
  По степени сложности Простая Связи между элементами легко поддаются описанию
  По естественному разделению Техническая Искусственно, созданная человеком
  По принципу формирования Несаморазвивающаяся Развивается за счет внешнего воздействия

Описание системы: автомобиль – это техническая (механическая), целостная система, состоящая из различных подсистем: охлаждения, подачи топлива и т.д. Подчинена основной цели – передвижение в пространстве. Благодаря связи между элементами, подсистемами и их согласованной работе автомобиль способен двигаться. Обладает свойством эмерджентности – в случае поломки даже при наличии всех частей не может выполнять основную функцию.

Это система с высокой степенью автоматизации. Связана с окружающей средой, с нерегулярным поступлением внешних воздействий (топлива, начала/окончания работы, возможности передвижения и т.д.). Обладает многоаспектностью – несет в себе технический аспект, экономический (стоимость), социальный (статус), психологический (преимущества и возможности при обладании машиной).

Полезность системы для человека – возможность комфортного, быстрого перемещения для решения собственных задач.

Задание 1: Выберете хорошо известный Вам технический объект и проведите его системный анализ (например, это может быть измерительный или бытовой прибор, транспортное средство). При анализе определите применительно к системе следующее:

1. систему в целом и подсистемы;

2. окружающую среду;

3. цели и назначение системы и подсистемы;

4. входы, ресурсы и (или) затраты;

5. выходы, результаты и (или) прибыль;

6. программы, подпрограммы и работы;

7. исполнителей, лиц, принимающих решение и руководителей;

8. варианты системы, при использовании которых могут быть достигнуты поставленные цели;

9. критерии (меры эффективности), по которым можно оценить достижение целей;

10. тип системы;

11. модели принятия решения, с помощью которых можно оценить процесс преобразования входы в выходы или осуществить выбор вариантов;

12. обладает ли анализируемая система свойствами иерархической упорядоченности, централизации, инерционности, адаптивности, в чем они состоят;

13. объясните, почему на решение этой проблемы влияет то, как устанавливаются границы системы и окружающей среды

Задание 2.

1.Провести классификацию систем (одной технической и одной социально-экономической) результат занести в таблице 1.2. Варианты систем взять из таблицы 1.3.

Таблица 1.2

Наименование объекта классификации:

№пп Признак классификации Тип объекта по признаку Обоснование принадлежности
       
       

2. Провести описание систем, приводя полные ответы на следующие пункты:

· определение основной цели функционирования системы;

· дать анализ системы по всем основным признакам;

· определить полезность (потребность) системы для общества (человека);

Таблица 1.3

Примеры систем для индивидуального выполнения

Вариант Техническая система Социально-экономическая система
  САПР Бутик
  Грузовик Птицеферма
  Вентилятор Швейный цех
  Кондиционер Гостиница
  Пианино Музей
  Телевизор Ректорат
  Телефон Химчистка
  Фотоаппарат Частный предприниматель
  Трамвай Кооператив
  Кофемолка Суд
  Микрофон ВУЗ
  Осциллограф Зоопарк
  Телескоп Трикотажная фабрика
  Самолет Салон красоты
  Огнетушитель Милиция
  Система программирования Деканат
  Автомобиль Конструкторское бюро
  Ракета Поликлиника
  Компьютер Больница
  Сканер Дом культуры
  Текстовый редактор Школа
  Космический аппарат Спортивная школа
  Монитор Магазин
  Поезд Завод
  Терминал Аэропорт

Контрольные вопросы:

1. Что такое системный подход?

2. Для чего необходима классификация систем?

3. По каким признакам осуществляется классификация систем?

4. Какие системы называют замкнутыми?

5. Дайте определение большой системы.

6. Какую систему можно назвать хорошо организованной?

7. Что понимается под подсистемой?

8. Что понимается под целью системы?

9. Что понимается под классификационным признаком системы?

10. Определите дополнительный классификационный признак и типизируйте виды систем по этому признаку.

По результатам работы должен быть сформирован отчет, содержащий титульный лист, вариант задания, ФИО студента и результаты работы. Ответы на контрольные вопросы готовятся в устной форме.

Желаю удачи в познании великого!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: