Приемы метания плаща выполняются в том случае, если плащ отстегнут и его держат за середину ткани. Применяются два способа метания плаща — в лицо противнику или на его шпагу.
Упражнение № 242. Метание малого плаща в лицо противника
Для метания плаща надо, опустив конец ткани, зажатый кистью, подбросить ее и, поймав, скомкать в левой руке (рис. 128, а).
Техника исполнения. По команде «Моя — в живот — коли, противник — вторым — закройсь!» надо выполнить нападение и вторую защиту шпагой. Одновременно с защитой обороняющийся выполняет замах левой рукой назад с тем, чтобы удобно было бросить
плащ. Сразу же после защиты по команде «Бросок!» следует точным движением швырнуть плащ прямо в лицо партнера (рис. 128, б).
Методические указания. Далее, используя замешательство противника, можно выполнить следующие действия — убийство, ранение или обезоруживание. Удачное исполнение такого приема — повод для торжества над противником. Он убедителен только в финалах боев.
Прием может быть удачно использован и в середине схватки, если у партнера будет своевременный отскок или уклонение или подставленная левая рука, защитившая от броска.
В этих случаях возникает впечатление преимущества удачно защитившегося. Это замечание относится и к следующему приему.
Упражнение № 243. Бросок плаща на шпагу противника
Техника исполнения. По команде «Моя — в бедро — коли, противник — шаг назад!» (или шаг в сторону, или выпад правой ногой вправо) надо выполнить указанные действия (рис. 128, в), затем по команде «Противник — плащ — на шпагу!» оборонявшийся быстро набрасывает свой плащ на руку и шпагу партнера и использует замешательство для нужного последующего действия (рис. 128, г).
Комбинация боя на шпаге с малым плащом№ 1 Плащ обмотан вокруг левой руки. Оба — «К бою!» | |
«Моя» | «Противник» |
1. Голову — руби! | 1. Пятым шпагой — закройсь! |
2. Меняя стойку назад, вторым левой — закройсь! | 2. С кругом левый бок — руби! |
3. Кругом справа голову — руби! | 3. Меняя стойку назад, пятой левой — закройсь! |
4. Две пятых шпагой и плащом, и скачок назад. | 4. Кругом справа голову — руби! Выпад правой. |
5. Делая выпад левой влево и вторая — шпагой, одновременно перехватывая плащ за середину. | 5. Двойной шаг вперед и в живот — коли! |
6. С выпадом левой бросок в лицо (промах). | 6. Уклониться выпадом правой, перехватывая свой плащ кистью. |
7. Поймать плащ левой рукой. | 7. Бросок в лицо. |
8. Кругом справа голову — руби! | 8. Кругом справа голову — руби! |
9. После столкновения гард оба — скачок назад и стучать. |
Методические указания. После разучивания комбинации и тренировки следует поменять участников ролями и учить комбинацию вновь.
Комбинация боя на шпаге с малым плащом № 2 Оба — «К бою!» и держат плащ за середину ткани. | |
«Моя» | «Противник» |
1. В бедро — коли! | 1. Вторым шпагой — закройсь! |
2. Вторым шпагой — закройсь! | 2. Правый бок — руби! |
3. Кругом слева голову — руби! | 3. Пятым шпагой — закройсь! |
4. Вторая плащом (отмах), и шаг назад. | 4. Кругом левый бок — руби! |
5. Первая шпагой, делая выпад правой. | 5. Повторно в живот — коли! |
6. С переменой стойки вперед, захват шпаги плащом сверху. | 6. Огромный скачок назад, не дать захватить шпагу. |
7. Третьим закройсь — и шаг назад. | 7. Двойной шаг вперед, в грудь — коли! |
8. С шагом вперед первым — закройсь! | 8. Повторно в живот — коли! |
9. Делая выпад вперед левой, плащом захватить голову и туловище партнера. | 9. Роняет свою шпагу. |
Методические указания. После разучивания движений фехтующих надо поменять местами и вновь учить комбинацию (рис. 129).
Часть IV
БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Актеры должны уметь носить исторические костюмы. Эти умения и навыки помогают актеру быть исторически достоверным, через внешнюю форму (костюм) прийти к полному внутреннему ощущению исторической эпохи.
Работа в театре над исторической пьесой не только расширяет кругозор актера, но и оснащает его необходимыми для данной работы средствами пластической выразительности. Этот раздел тренинга в сценическом фехтовании условно назван «Бытовые действия» и включает различные способы ношения оружия и аксессуаров к нему: портупеи и ножен, плащей и шляп, бытовые действия мечом и шпагой, древковым оружием, приветствия, обезоруживания, поклоны и падения.
В классических пьесах наиболее часто встречается описание жизни общества эпохи Возрождения и стилевые особенности европейского общества XVIII-XIX столетий. Поэтому в учебнике приводятся бытовые действия, относящиеся именно к этим периодам истории.
Условия жизни как в Средние века, так и в более поздний период вынуждали иметь при себе оружие, причем оно было не только у мужчин, но и у женщин, особенно в дороге. Из-за несовершенства экипажей и плохих дорог путешествовать в средневековье предпочитали верхом. Длительная поездка в дамском седле была неудобной. Такое седло предназначалось для светской жизни — прогулки, охоты и торжественных выездов.
Женщины, путешествуя, предпочитали садиться на лошадь по-мужски — верхом, а это требовало умения носить мужской костюм. Не желая быть узнанными, женщины надевали маску, чтобы скрыть лицо. Обычай носить маску настолько вошел в моду, что им стали пользоваться и мужчины.
Будучи в мужском платье, женщина поневоле испытывала все те тяготы дороги, которые выпадали на долю мужчины. Поскольку дороги
были опасны, путешественники, чтобы сохранить жизнь, должны были при необходимости вступать в борьбу.
Многие женщины и девушки из знатных семейств отлично ездили верхом, стреляли из лука, арбалета и пистолета, владели шпагой и кинжалом. Кинжал и стилет были обязательной принадлежностью дамского костюма. Стилет тонкий, в виде гвоздя, подвешивался к поясу платья с левой стороны. А второй кинжал испанские и итальянские дамы носили за круглой подвязкой на левой ноге. Поединки возникали иногда и между женщинами, а подчас даже между мужчиной и женщиной.
Мужской костюм и маска давали возможность знатной даме посещать народные праздники. Там случались и конфликтные ситуации, требовавшие применения оружия. Постоянное наличие холодного оружия оказало влияние на покрой мужской одежды. В XVI-XVII столетиях костюм имел облегающую форму. К тому же он должен был быть удобен, для того чтобы на него можно было быстро надеть вооружение.
Так возникли обуженные по всей длине ноги штаны и обтягивающая куртка. В XVI и XVII столетиях все еще носили металлические части доспехов, и потому платье данного периода сохраняло конструкцию, типичную для рыцарской эпохи. Мужчины носили полотняную рубашку, поверх нее, даже в повседневной жизни, надевали тонкую кольчугу, а затем — кожаный или суконный колет.
Обычный колет имел застежку сбоку или сзади. Иногда он был с рукавами обуженной формы. Это удобно при надевании перчаток с крагами. Краги отлично защищали руки в бою или поединке. Колет был обужен по фигуре кавалера, по талии он стягивался поясом. Иногда к этому поясу прикреплялась портупея (ремни специальной формы), изредка и пояс выполнял функцию портупеи (в этом случае он имел специальный покрой).
В то время мужчины носили трико, которое поддерживалось на поясе ремешком или тесьмой. У рубашки имелись воротник и манжеты, она заправлялась в трико. Поверх его носили короткие штаны — иногда широкие, иногда в обтяжку. Ткань штанов, их покрой зависели от климата и времени года.
В XVI веке мужчины еще надевали кирасу (часть рыцарских доспехов), имевшую две половины (доски) — переднюю и заднюю. В XVII веке носили только переднюю часть этого вооружения. На голове во время войны носили каску или шлем.