Ликвидность коммерческого банка означает возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами. Ликвидность определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков.
Существуют три основных стратегии управления ликвидностью: стратегии управления активами, стратегии управления пассивами, стратегии управления активами и пассивами. Основные их положения отражены в таблице 1.
Таблица 1
Основные положения стратегий управления ликвидностью
Виды стратегий | Основные положения |
Управление активами | Накопление банком ликвидных средств в виде денежных средств и легкореализуемых ценных бумаг. Свойства ликвидных активов: — наличие рынка для их быстрого превращения в деньги; — стабильность цен на рынке; — обратимость, то есть возможность возмещения первоначальных инвестиций с минимальным риском |
Управление пассивами | Заем быстрореализуемых средств в количестве, необходимом для покрытия спроса на ликвидные средства. Источники привлечения таких источников: — займы на межбанковском рынке; — сделки «репо»; — учет векселей и получение займов в Центральном банке; — выпуск коммерческих бумаг; — продажа банковских акцептов; — выпуск облигаций |
Управление активами и пассивами | Накопление ликвидных активов для удовлетворения ожидаемого спроса на них, покупка активов на рынке в случае возникновения неожиданных потребностей в ликвидности |
Управление ликвидностью является комплексным процессом, затрагивающим как активы, так и пассивы банка. Стратегии управления активами представляют собой управление внутренними источниками ликвидности, то есть фактически сводятся к определению и поддержанию необходимой доли ликвидных активов в балансе банка. Управление же пассивами дает банкам возможность поддерживать свою ликвидность за счет средств, привлеченных от определенных операций. Следовательно, более эффективным путем поддержания необходимого уровня ликвидности является скоординированное управление активами и пассивами банка, а не ориентация на одно из указанных направлений.
|
|
Методы управления ликвидностью позволяют лишь в общих чертах определить возможные аспекты деятельности банка. В реальных условиях данные модели управления ликвидностью требуют существенных дополнений с учетом накопленного опыта управления банком, внесения поправок, отражающих современную и прогнозируемую конъюнктуру рынка, а также действия факторов, оказывающих влияние на деятельность коммерческого банка. Очевидно, что для принятия конкретных управленческих решений необходимо провести финансовый анализ, после чего данные модели должны быть существенно дополнены и усложнены.