Моральный риск – это действия экономических агентов по максимизации их собственности полезности в ущерб другим.
Моральный риск возникает в ситуациях, когда экономические агенты не ощущают полностью последствий (или не пользуются полными выгодами) своих действий вследствие неопределенности и неполноты контрактов, которые препятствуют возложению всего ущерба (или получению всех выгод) на соответствующего агента
Ситуации возникновения морального риска, характеризуются сочетанием следующих условий:
1) интересы исполнителя и заказчика не совпадают, исполнитель преследует свои собственные интересы в ущерб интересам заказчика
2) исполнители застрахованы от неблагоприятных последствий своих действий
3) заказчик не в состоянии осуществлять полный контроль и совершенное принуждение
Способы предотвращения морального риска:
1.Контроль за действиями агента
o ужесточение надзора за деятельностью агента, увеличивая объем ресурсов, расходуемых на эти цели (видео, фото, аудио, компьютерные программы и др.)
o поиск дополнительных источников информации об агенте, о его усилиях, о его честности и прилежании (сбор информации о персонале от др. сотрудников)
o контроль посредством рыночного механизма (плохую работу отслеживает сам рынок)
2.Стимулирующие контракты
Контроль может быть связан со слишком большими издержками.
О деятельности агента можно судить по ее результату, в этом случае можно создать стимул для правильного поведения, выплачивая вознаграждение за хорошие результаты
Ограничения:
o поведение агента нередко лишь частично влияет на результат и трудно выделить влияние именно усилий агента на конечные результаты
o возможности заключения стимулирующих контрактов ограничены степенью склонности агента к риску
Плата за риск – если есть альтернатива, то работнику со стимулирующим контрактом мы должны платить больше, риск необходимо распределить
Пример:
Риск на работнике | Риск на работодателе |
20 тыс. руб.*0.8 | 16 тыс.руб. |
0 тыс.руб.*0.2 | 0 тыс.руб. |
8 тыс.руб.+8тыс.руб.
С т.з.преодоления оппортунизма и издержек стимулирующих контрактов
1) 10 тыс. руб/мес. – оклад (контроль)
2) % от продаж (10 тыс.руб.) (доп.информация, факторы, влияющие на рез-т)
3) 7 тыс.руб./мес.-оклад+3тыс.руб. – премия за выполнение плана (рез-т)=10 тыс.руб. (смешанный контракт)
4) 9 тыс.руб./мес.-оклад+10 тыс.руб. –премия 10 % продавцов (интенсивный стимулирующий контракт)
o Средние продажи+гарантии для работников
o Порог ощутимости дифференциации результата
o Издержки коммуникации между персоналом
3. Добровольное принятие агентом более жестких обязательств: агенты вносят залог, который теряют, если обнаруживается, что их поведение отклоняется от намеченного, обязательства выполняются не в полной мере
Пример: недоплата с последующей переплатой
4.Принцип «сделай сам» - если контрагент демонстрирует оппортунистическое поведение, отношения с ним разрываются и заказчик делаем сам
Пример: слияние и поглощение: отказ от услуг и введение своего структурного подразделения
Пример: варианты предотвращения оппортунистического поведения у сотрудников производящих доверительные блага
У преподавателей – продвигать, оплачивать, контролировать, стимулировать
o Почасовая оплата труда + внеучебная, организационная работа, надбавки
o Научная степень
o Научная работа и ее организация
o Отзывы студентов
o Открытые занятия
o Аттестация
o Аудио, видеоконтроль
o Гранты за инновации в образовании
o Разработка новых методик
o Научная работка
o Участие в конференциях, проектах международного уровня
o Работа в рамках межвузовского сообщества
3 параметра:
o Необходимость расширения субъектов оценки
o Менее затратные технологии
o Большая специализация на научной и учебной деятельности
Публикации, экзамены, оценка студентов, выплаты за стаж
Вымогательство
Вымогательство – возникает после заключения сделки и направлено на присвоение «большего чем надо», при котором ущемляются интересы стороны, осуществившей инвестиции в специфический капитал (переговорная сила уменьшается, возникает зависимость от партнера)
Способ борьбы: регламентация