– обеспечение ребенку благополучное функционирование, делятся на группы:
1. Защитные рефлексы (сужение зрачка, одергивание руки, зажмуривание)
2. Ориентировочные контакты с раздражителями (поворот головы на свет)
3. Ориентировочно-пищевой рефлекс (поиск пищи губами)
4. Сосательный рефлекс
5. Цеплятельный (середина ладошки)
6. Рефлекс отталкивания (давление на пятки)
Постепенно некоторые рефлексы угасают.
Особенности развития органов чувств
Безграничная возможность восприятия и познания.
Если удовлетворяются органические потребности, то появляются новые: общение, движение, знание. Зрение и слух развиваются быстрее чем развитие телесных движений.
Условия для нормального развития: обеспечение новыми впечатлениями. Сенсомоторная изоляция - замедление развития ребенка.
Развитие эмоциональной среды
1. Крик - первая реакция ребенка
2. Плач - выражение неудовлетворения
3. Комплекс оживления (3 мес)
Общение ребенка со взрослыми
К 4-5 мес - избирательность в общении, перерастает в совместную деятельность. Сперва нужда в уходе, после появление потребности в общении. Взаимодействие духовного и телесного контакта с родителями. К концу 1-го года соотношение слова к предмету.
|
|
Формирование предпосылок к речи
Подражание, 3 мес - гуление, 6 мес - лепет, слоги, 1 год - появление первых слов (от 4 до 12 слов).
Развитие действий и движений
1. Прогрессивные - способствуют развитию
2. Тупиковые - не способствуют (сосание пальца, раскачивание)
3 мес - хватание, осознанное цепление, пр раздражении кончиков пальцев.
6 мес - ползание.
1 год - манипулирование, усложнение…
III. Ранний возраст (до 3-х лет)
Действия и Реч
1. установка взаимоотношений
2. речевые формы общения
3. развитие предметной деятельности
4. овладевание прямой походкой
5. игра и продуктивные виды деятельности
6. развитие речи: 1,5 лет - 40-100 слов, 3 года - 1500 слов. Необходимо установить потребность в речи.
Мышление
основа мышления - чувственный опыт - познание - решение практических задач (мышление в действии)
2 вида деятельности: РЕЧЕВАЯ и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ–––РЕЧЕВОЙ ИНТЕЛЛЕКТ.
формирование личности ребенка:
1. отделение себя от других
2. сравнение себя с другими (почемучка)
Кризис ТРЕХ лет разрешается посредством игры.
IV. Дошкольное детство (3 - 7 лет)
Основные виды деятельности дошкольников
1. Игра - почва для учебы - взаимоотношение людей - отражает деятельность взрослых
2. Продуктивная деятельность - доведение до конца - неинтересную деятельность представить в виде игры - рисунки - приносить радость людям
В итоге овладевание элементами учебной деятельности.