Все об Атлантиде

В. ЩЕРБАКОВ

ГЛАВА 1.

АТЛАНТИДА

ПЛАТОНА

Свидетельство Солона.Средиземноморье или Атлантика? Кроманьонцы-атланты.

Донелли и другие. Еще одно свидетельство. Затерянный город.

Летом 1952 года корабль "Калипсо", незадолго до того вернувшийся из океаногра-

фической экспедиции в Красное море, появился близ острова Гран-Конлюэ, распо-

ложенного недалеко от входа в Марсельский порт. Здесь под руководством извес-

тного исследователя морских глубин Ж.-И.Кусто проводились работы, ознаменовав-

шие начало очередного этапа в изучении древней истории с помощью современной

техники.. При первом же погружении Ж.-И.Кусто обнаружил амфоры, керамические

сосуды кампанского типа. Более двух тысяч лет назад, выйдя из греческого пор-

та и обогнув Пелопоннес, древний корабль пересек Ионийское море, зашел в порт

недалеко от Рима и направился к Марселю, или, как его называли в древности,

Массалии. Здесь корабль бросило на скалу.

Много раз погружались аквалангисты под руководством Ж.-И.Кусто на дно морское

и находили новые и новые свидетельства отделенной от нас веками и тысячелетия-

ми жизни. Быть может, именно многочисленные погружения Кусто пробудили инте-

рес к Атлантиде.

Советской экспедицией получен интересный снимок дна Атлантики в районе подвод-

ной горы Ампер. Можно подумать, что на фото запечатлена каменная кладка, так

отчетливы и геометрически правильны линии на снимке. Не удивительно, что собы-

тие это послужило новым стимулом для дискуссий об Атлантиде. Нет ничего стран-

ного и противоречащего данным науки в том, что в древности существовал мате-

рик или остров, который в результате катастрофы погрузился в океанскую пучину

и унес с собой следы исчезнувшей цивилизации.

СВИДЕТЕЛЬСТВО СОЛОНА

Самые первые сведения об Атлантиде мы получили от греков. Платон привел нас

следом за своими современниками к интереснейшей и до сих пор не разрешенной

загадке. В этом, еще одном свидетельстве интереса греков к истории заключен

большой философский смысл. Греки стали родоначальниками истории как науки. Не-

даром Геродот и Фуквдид считаются первыми историками. Действительно, Геракл,

аргонавты, участники Троянской войны были полумифическими героями, но в гре-

ческой истории указаны годы жизни Геракла, похода аргонавтов, взятия Трои, и

если к этим событиям мы относимся еще отчасти как к сказочно-мифическим, то

даты других событий вполне достоверны.

Любой рассказ об Атлантиде начинается с упоминания двух знаменитых сочинений

Платона - "Тимея" и "Крития". Этому непреложному правилу следуют как сторонни-

ки существования древнейшей легендарной страны в Атлантике, так и их противни-

ки. Тема идеального государственного устройства была близка философу. Соглас-

но одной из версий, Атлантида была выдумана им для иллюстрации своих взглядов.

Защитники Атлантиды, напротив, считают, что Платон искал подтверждения своим

теориям в реальных фактах, весть о которых могла дойти до египетских жрецов.

Платон Афинский родился в 427 году до н.э. Место его рождения-Афины или Эгина.

Отец Платона, Аристон, происходил из рода последнего аттического царя Кодра,

мать его, Периктиона, ведет родословную от законодателя Солона, одного из се-

ми мудрецов Эллады. В числе предков древнегреческого философа следует упомя-

нуть и Крития, с которым связан рассказ об Атлантиде.

В 404 году до н.э. совсем молодым человеком Платон оказался свидетелем взятия

Афин войсками Спарты. Так завершилась Пелопоннесская война. Демократический

строй в Афинах был уничтожен. Власть перешла к тридцати тиранам, среди кото-

рых выделялся родственник и друг Платона Критий. Однако год спустя в бою с де-

мократами Критий был убит. Демократия в Афинах восторжествовала.

Платон надолго покинул Афины. Во время этого добровольного изгнания Платон по-

сетил Сиракузы, средиземноморские города, Египет, где некогда учился Солон.

Именно Солону, по рассказу Платона, египетские жрецы открыли тайну Атлантиды и

поведали о далеком прошлом Египта и Греции. Платон первым ввел жанр диалога в

философские произведения. Этот свой метод Платон назвал диалектическим, то

есть вопросно-ответным. Именно такой метод выражал драматизм поиска истины. В

диалоге "Федр" он подчеркивает важность выхватить в беседе нечто незыблемое,

добраться через мысленное разделение до некоего неделимого, идеальной свер-

хчувственной сущности, что и дает подлинное знание. Вершиной платоновской диа-

лектики по праву считается "Государство", где он определяет понятие справедли-

вости и утверждает, что диалектика не довольствуется только предположениями;

именно с ее помощью можно раскрыть сущность вещи и достичь "беспредпосылочно-

го начала".

...Существует версия, что Платон якобы купил произведения Тимея. Как бы то ни

было, спустя почти пятьдесят лет после поездки в Египет Платон рассказал об

Атлантиде в своих диалогах, но ни словом не обмолвился о том, довелось ли ему

самому увидеть документы, которыми располагали египетские жрецы, или нет. Из

обоих диалогов вытекает, что с Атлантидой и тайной ее гибели Платон познако-

мился еще до своей поездки в Египет.

В "Тимее" Критий, обращаясь к Сократу, ссылается на Солона, "мудрейшего из се-

ми мудрецов". Солон якобы говорил, что афинянами в древности были совершены

"великие и достойные удивления дела, которые были потом забыты по причине бе-

га времени и гибели людей,-величайшее из них то, которое нам сейчас кстати бу-

дет припомнить".

Из рассказа Крития, который поведал ему дед, выясняется, что перед великим на-

воднением то государство, что известно стало позже под именем Афин, было из-

древле первым в делах военной доблести и славилось своими законами. Богиня

Афина (по-египетски Нейт) основала это государство и главный его город, наз-

ванный ее именем. Возраст египетского города Саиса, основанного якобы на тыся-

чу лет позже, жрец определил в 8 тысяч лет. Таким образом, Афинам к тому вре-

мени было девять тысячелетий. По свидетельству саисских записей, именно жите-

ли Афин во главе эллинов разбили атлантов, вознамерившихся завоевать всю Евро-

пу и Азию.

Ввиду важности напомним слова жреца, относящиеся к атлантам. Афины положили

предел дерзости несметных воинских сил, отправлявшихся на завоевание всей

Европы и Азии, а путь державших от Атлантического моря. Тогда еще существовал

остров Атлантида, лежавший перед проливом, который называется Геракловыми

столпами, "Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые,

сообщает жрец, и с него тогдашним путешественникам легко было перебраться на

другие острова, а с островов - на весь противолежащий материк, который охваты-

вал то море, что и впрямь заслуживает такое название (ведь море по эту сторо-

ну упомянутого пролива являет собой всего лишь бухту с неким узким проходом в

нее, тогда как море по ту сторону пролива есть море в собственном смысле сло-

ва, равно как и окружающая его земля воистину и вполне справедливо может быть

названа материком)". Власть союза царей простиралась на весь остров, на мно-

гие другие острова и на часть материка. А по эту сторону пролива атланты овла-

дели Ливией до Египта и Европой вплоть до Тиррении (Этрурии). Атланты вознаме-

рились одним ударом ввергнуть в рабство все страны и земли по эту сторону про-

лива. Афины возглавили союз эллинов, но из-за измены город оказался предостав-

ленным самому себе. И все же завоеватели были отброшены. Но позднее из-за не-

виданных землетрясений и наводнений в один день вся воинская сила Афин была

поглощена разверзнувшейся землей; Атлантида же исчезла, погрузившись в пучину.

После этого море стало несудоходным и недоступным по причине обмеления, выз-

ванного огромным количеством ила, который оставил после себя осевший остров.

В "Тимее" речь идет об Атлантическом океане, который недвусмысленно назван мо-

рем в собственном смысле слова, и в этом сомневаться не приходится. Трудно

сомневаться и в том, что наряду с Атлантидой Платон называет здесь тот самый

противолежащий материк, который был открыт викингами полтора тысячелетия спус-

тя и переоткрыт Колумбом. "Тимей" убедительно свидетельствует, что в Древнем

Египте знали об Америке и океане, ее омывающем, о наличии "многих других ос-

тровов" в Атлантике.

Исследователи, не раз опровергавшие Платона и его гипотезу, не замечали,

по-видимому, что они невольно отвергали и существование Америки.

О большом количестве ила по ту сторону Гибралтара наряду с Платоном сообщали

Аристотель и Теофраст. Это может вызвать недоумение у современного читателя: о

каком иле в Атлантическом океане идет речь? Недоразумение рассеивается при

ближайшем знакомстве с современной картой дна Атлантики. Вулканический подвод-

ный хребет, занимающий всю центральную часть океана, способен выбросить при

извержении такое количество легкого материала типа пемзы, которое не только

затруднит судоходство, но и сделает его невозможным.

Сочинения Платона породили целую литературу, посвященную Атлантиде. На эту те-

му написаны тысячи книг, переведенных почти на все языки мира, количество же

статей и очерков оценить невозможно. Никогда, пожалуй, в истории человечества

текст естественнонаучного содержания в два десятка страниц не вызывал такой

поток толкований и переложений, как сочинения Платона.

Говоря о легендарной стране, Платон сообщает, что Атлантида была островом, ко-

торый "получил в удел Посейдон". Этот бог населил его своими детьми, зачатыми

от смертной женщины. Однако слово "бог" не должно служить для современного чи-

тателя поводом для немедленного опровержения Платона: ведь наука уже давно до-

казала, что легенды древних зачастую основаны на подлинных событиях (вспомним

еще раз гомеровский эпос о Троянской войне). Но вернемся к Атлантиде.

На равном расстоянии от берегов в середине острова атлантов была расположена

равнина. Если верить преданию, она была красивее других равнин и очень плодо-

родна. Здесь жил человек по имени Евенор с женой Левкиппой; их единственная

дочь звалась Клейто. Когда девушка достигла брачного возраста, Посейдон женил-

ся на ней. Холм, возвышающийся над равниной, он укрепляет, по окружности отде-

ляя его от острова и огораживания водными и земляными кольцами (земляных было

два, а водных-три).

Платон выделяет Посейдона среди других обитателей острова. В том, что остров

Атлантида был населен, сомневаться не приходится. Ведь не от потомков же одно-

го Евенора и Левкиппы нужна была защита - концентрические водные и земляные

преграды, сходные в общем с теми, которые позже, уже в историческое время,

сооружали вокруг городов. Из этого мы можем предположить, что Посейдон был

всего-навсего каким-то переселенцем. Как он попал на остров, можно лишь га-

дать. Однако он явно выделялся среди островитян своими знаниями и умением -

настолько по крайней мере, что остался в их памяти богом. Загадка Посейдона

осложняется тем, что, как отмечает Платон, судоходства тогда еще не было. Ны-

не известно, что лодка была первым транспортным средством, которое изобрел че-

ловек. Только потом появились повозки и колесницы. Море в отдаленные времена

не разъединяло, а соединяло людей. Может быть, в этом и заключается секрет

появления Посейдона? Да, мореходства не было, но лишь в районе Атлантиды. В то

же время где-то поблизости от нее уже предприняты были первые попытки нала-

дить сообщение по воде, например по рекам. Одна из первых лодок или скорее

всего один из плотов оказался у острова. Буря или течения могли прибить плот к

берегу. Так появился здесь Посейдон, живший вначале несколько обособленно, а

затем обзаведшийся семьей.

Само указание Платона на отсутствие в то время судов и судоходства очень инте-

ресно. Оно подтверждается архиологией. Ведь в 9 - 10-м тысячелетиях до н.э., о

которых идет речь, действительно не было ни судов, ни судоходства. Однако не

нужно забывать, что известно это стало лишь в наши дни благодаря многочислен-

ным работам археологов и историков. Платон не мог знать об этом. Если бы цити-

руемый фрагмент был сочинен им в угоду его политическим пристрастиям, эта под-

робность наверняка отсутствовала бы в рассказе об Атлантиде. Остается приз-

нать, что текст, по всей видимости, ведет начало от рассказа многоопытных еги-

петских жрецов, записывавших ход событий и бережно хранивших записи на протя-

жении тысячелетий.

"Произведя на свет пять раз по чете близнецов мужского пола, Посейдон вырас-

тил их и поделил весь остров Атлантиду на десять частей..."

В действиях Посейдона нет пока ничего такого, что выходило бы из рамок допус-

тимого, нет даже свойственных легендам преувеличений, кроме разве что немало-

важной детали: трудно объяснить рождение пяти пар близнецов, тем более что все

они оказались мальчиками. Можно считать это счастливой случайностью, а можно

поставить поя сомнение. Как бы то ни было, объяснение в таких случаях помо-

гают найти историки. Известно, что римские императоры вели свое происхождение

от богов. Кому же из десяти архонтов или царей, распространивших свою власть

до самой Тиррении, не захотелось бы состоять в самом близком родстве с Посей-

доном?

Видимо, римские цезари не придумали ничего нового, как не придумали ничего но-

вого и другие владыки мира сего: еще задолго до них удельные князья атлантов

провозгласили себя прямыми потомками Посейдона, а самого Посейдона-богом. Но

для этого, правда, им нужно было объявить своих предшественников-Атланта,

Евмела, Амферея и других- сыновьями Посейдона. "От Атланта,- сообщает Пла-

тон,-произошел особо многочисленный и почитаемый род, в котором старейший

всегда был царем и передавал царский сан старейшему из своих сыновей..."

Фрагмент Платона, посвященный описанию метрополии атлантов, того самого остро-

ва, на котором когда-то поселился Посейдон, легче понять, если перевести гре-

ческие меры длины в современные: плетр-около 32 метров, стадий-окало 193 мет-

ров. Среди богатств острова-и на это нужно обратить особое внимание-Платон

упоминает самородный орихалк - металл, который, очевидно, известен жрецам и

Платону в исполнении мастеров-металлургов.

От моря, сообщает Платон, атланты провели канал в три плетра шириной, в длину

на пятьдесят стадиев вплоть до крайнего из водных колец-так они создали дос-

туп с моря в это кольцо, словно в гавань, приготовив достаточный проход даже

для самых больших судов. Самое большое по окружности водное кольцо, с которым

непосредственно соединялось море, имело в ширину три стадия. Следовавшее за

ним земляное кольцо было равно ему по ширине. Каналы пересекали земляные насы-

пи.

Вслед за описанием метрополии атлантов речь идет о судоходстве, о гаванях и

каналах, о достаточно сложных инженерных сооружениях. В Атлантиде началась

эпоха мореплавания. Но где нужно искать остатки упомянутых сооружений, разру-

шенных во время катастрофы? Может быть, провести раскопки на западном побе-

режье Африки? На Азорских островах? Увы, обнаружить следы Атлантиды не так-то

просто. Гибель ее примерно совпадает по времени с концом последнего ледниково-

го периода. Льды, покрывавшие Северную Европу и многие горные хребты, вскоре

растаяли (на это потребовалось рекордно короткое по геологическим масштабам

время - всего два-три тысячелетия). Все остатки сооружений атлантов скорее

всего оказались на дне морском, потому что уровень океана повысился из-за тая-

ния льдов не менее чем на 120 метров.

Однако в современной береговой линии мы не узнаем очертаний островов, о кото-

рых идет речь, если мысленно осушить океан, его уровень как бы понизится до

исходного состояния, обнажатся обширные участки шельфа, появятся новые остро-

ва, мели. И все же, как будет ясно из последующего, не только морская тран-

сгрессия скрыла от потомков следы Атлантиды...

Остров, окруженный водными кольцами, был пяти стадиев в диаметре. По сути он

был превращен в крепостьдворец. Цари обвели этот остров, а также земляные

кольца и мост шириной в плетр круговыми каменными стенами и на мостах постави-

ли башни и ворота.

В самом центре располагался храм Клейто и Посейдона, обнесенный золотой сте-

ной. Ежегодно каждый из десяти уделов доставлял сюда дары. Был и храм, посвя-

щенный одному Посейдону. Он имел стадий в длину, три плетра в ширину и соот-

ветствующую этому высоту. В облике же постройки, сообщает Платон, было нечто

варварское (не греческое). Поверхность храма атланты выложили серебром, акро-

терии же - золотом. Погодок был из слоновой кости. Золотые изваяния бога на

колеснице, правившего шестью крылатыми конями, и сто нереид на дельфинах укра-

шали святилище.

На острове, продолжает Платон далее, били два источника - холодный и горячий.

Вода была удивительно вкусной и обладала целительной силой. Источники обвели

стенами, насадили подле деревья и направили воды в купальни под открытым не-

бом; были и зимние купальни, причем отдельно для царей, для простых людей и

даже для коней и прочих подъяремных животных. Каждая купальня была соответ-

ственным образом украшена и отделана. Излишки воды отвели в священную рощу По-

сейдона, ще благодаря плодородной почве росли высокие деревья необыкновенной

красоты. На внешних кольцах атланты построили святилище богов и разбили мно-

жество садов и гимнасиев для упражнений. Посредине самого большого кольца был

устроен ипподром, имевший в ширину стадий. Недалеко располагались помещения

для царских копьеносцев; самые верные копьеносцы размещались внутри меньшего

кольца, ближе к акрополю, самым же верным и надежным из всех были отданы поме-

щения в акрополе. От моря начиналась стена, которая на всем своем протяжении

отстояла от самого большого водного кольца и от гавани на 50 стадиев. Прос-

транство возле нее было застроено, а проток и самая большая гавань были пере-

полнены кораблями, на которых отовсюду прибывали купцы. Днем и ночью здесь

слышались говор и шум. "...Весь этот край,-сообщает Платон, - лежал очень вы-

соко и круто обрывался к морю, но вся равнина, окружавшая город и сама окру-

женная горами, которые тянулись до самого моря, являла собой ровную гладь; в

длину она имела три тысячи стадиев, а в направлении от моря к середине-две ты-

сячи".

В последнем описании Платон, не делая оговорки, впервые уводит своего читате-

ля с острова-метрополии на какую-то иную территорию, ранее даже не упоминав-

шуюся. Атлантологи зачастую не обращают внимания на это обстоятельство. Тем не

менее это так. Ведь дворец Посейдона находился, согласно тому же Платону, в

центре всего острова Атлантида. Указано даже, что он располагался на равном

удалении от берегов. Но оказалось возможным все же соединить резиденцию царей

с морем широкими судоходными каналами. Из этого прямо следует, что остров был

небольшим. Несколькими же страницами ниже Платон пытается убедить нас, что

равнина, окружавшая город, была протяженностью свыше 500 километров, а шири-

ной-360 километров. Ясно, что морской порт располагать в центре этой равнины

атланты не могли, несмотря на развитую систему каналов для орошения. О чем же

идет речь?

Ответить на этот вопрос не так-то просто. Из предыдущего текста "Крития" мы

знаем лишь, что земли, подвластные Атлантиде, занимали обширные территории

Средиземноморья. Известно и о существенном изменении береговой линии с тех

давних времен...

Однако, как ни парадоксально, в противоречии этом можно все же почерпнуть ар-

гументы, свидетельствующие в пользу Атлантиды. Ведь если бы Платон сочинил

диалоги для иллюстрации своих политических взглядов, как утверждают противни-

ки Атлантиды, то он позаботился бы о том, чтобы освободить свои построения от

противоречий. Наличие же их свидетельствует: записывал он по памяти.

Войско атлантов было грозной силой. В состав морских сил входили 1200 кораб-

лей, экипажи их насчитывали 240 тысяч человек. И в этом месте диалога не-

вольно ловишь себя на мысли, что речь идет уже не о Посейдонии, не о том ар-

хаическом острове, где жила красавица Клейто, а о какой-то другой стране. Не

исключено, что страна эта уже вымышленная. Трудно представить себе флот из ты-

сячи кораблей. Четверть миллиона моряков - это слишком много даже для Атланти-

ды. Не будем забывать, что речь идет о 9 - 10-м тысячелетиях до н.э. А в те

отдаленные времена население всей нашей планеты не превышало нескольких мил-

лионов человек. На долю Атлантиды могло приходиться два-три миллиона, не бо-

лее. Да и с кем мог воевать флот в тысячу кораблей? Впрочем, послушаем Платона.

Каждый участок равнины должен был выделять одного воина-предводителя (величи-

на каждого участка была десять на десять стадиев, а всего участков насчитыва-

лось 60 тысяч). Несчетное число простых ратников, которое набиралось из гор и

из остальной страны, сообразно числу участников распределялось между предводи-

телями. Во время войны каждый предводитель обязан был поставить шестую часть

боевой колесницы, так чтобы всего колесниц было десять тысяч, и, кроме того,

двух верховых коней с двумя всадниками, двухлошадную упряжку без колесницы,

воина со щитом, способного биться и в конном и в пешем строю, возницу, кото-

рый правил бы конями, двух гоплитов, по два лучника и пращника, по три камне-

метателя и копейщика.

Как видим, и сухопутная армия атлантов может быть охарактеризована лишь с по-

мощью фантастических цифр. Она насчитывала более 700 тысяч человек. Это по си-

лам только очень крупной современной державе. Если вспомнить, что армия, сок-

рушившая атлантов, должна была быть примерно такой же по численности, то мы

окончательно окажемся во власти фантазии Платона или жрецов. Впрочем, любозна-

тельный читатель может спросить: а разве исключено, что побережье и острова

раньше были густо заселены, а после катастрофы население погибло и все совре-

менные прогнозы попросту не учитывают эту ситуацию? Безусловно, многие данные

говорят в пользу катастрофы, происшедшей примерно в указанное Платоном время

(речь об этом пойдет ниже). Но невозможно представить такое распределение на-

селения, чтобы побережье было более многолюдным, чем сегодня, а во внутренних

районах Европы его почти вовсе не было бы. нет, атланты должны были бы проник-

нуть повсюду при столь фантастической их численности, развитии судоходства,

искусстве строить города и дворцы. А это означает, что на материке неминуемо

должно были бы найти созданные ими памятники. Однако этого до сего дня не

произошло. Означать это может лишь одно: цифры Платона явно завышены, причем

весьма и весьма значительно. Реальным можно считать войско того периода в 100

раз меньшим по численности. Хотя, конечно, доказать это невозможно, особенно

если атлантолог доверяет Платону.

Что же отсюда следует? Остается вспомнить, что говорят по этому поводу против-

ники Атлантиды. Да, Платон мечтал об идеальном сильном государстве. Свои мыс-

ли он вложил в уста жрецов и описал это государство и его военную силу. Но ес-

ли так, что же остается от самой Атлантиды? Очень немногое: рассказ об остро-

ве Клейто, упоминание о противолежащем материке, противоречия в тексте, свиде-

тельствующие об искусном соединении Платоном или жрецами разных источников,

разных по существу текстов, относящихся к разным районам. Этого оставшегося,

однако, вполне достаточно, чтобы отнестись к проблеме Атлантиды вполне серьез-

но.

Что же, вполне вероятно, что Платон воспользовался сюжетом об Атлантиде, что-

бы высказать некоторые свои мысли о государственном устройстве. Это тем не ме-

нее вовсе не перечеркивает всего сказанного им. Вспомним, что записал он рас-

сказ об Атлантиде по прошествии изрядного времени, и причиной этой записи мог-

ли быть мысли о государстве. Мысли эти разбудили память о древнем предании.

Так составились его знаменитые диалоги. Напрасно будем мы искать на карте

10-го тысячелетия до н.э. остров или континент, способный прокормить и воору-

жить армию в 700 тысяч человек. Такого континента, не говоря уже об островах,

и быть не может. И все же это не отрицает рассказанного Платоном...

"В продолжение многих поколений, покуда не истощилась унаследованная от бога

природа, правители Атлантиды повиновались и жили в дружбе со сродным им божес-

твенным началом..."

В этих строках Платон словно раскрывает свой замысел: он явно хочет предосте-

речь своих сограждан, поведав им судьбу Атлантиды. Он рисует сначала мифичес-

кую ее мощь, а затем низводит ее до уровня, напоминающего античные цивилиза-

ции периода их упадка. Нам кажется, что диалог является законченным произведе-

нием по своему замыслу: древняя история, рассказанная жрецами, не пропала да-

ром, она послужила Платону канвой для того, чтобы можно было достаточно ясно

выразить свои мысли, донести их до сознания сограждан. Замысел всего произве-

дения выясняется уже из следующих строк, которые снова связывают древнейшее

предание и современность, освещая эту связь трагическим светом катастрофы. На

земле, как на небе, вчера, как сегодня, - таков в общем строй мысли древних

мыслителей. Замысел завершен, но диалог тем не менее остался недописанным.

Успев высказать главное, Платон не успел оставить на бумаге плод своей мысли о

государстве и о древней земле Атлантиде.

"И вот Зевс, бог богов, блюдущий законы, хорошо умея усматривать то, о чем мы

говорили, помыслил о ставном роде, впавшем в столь жалкую развращенпос-хтй, и

решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию.

Поэтому он созвал всех богов в славнейшую из своих обителей, утвержденную в

средоточии мира, из которой можно лицезреть все причастное рождению, и обра-

тился к собравшимся с такими словами..."

Строчками о Зевсе и его каре обрывается диалог "Критий", и, вероятнее всего,

мы никогда не узнаем точно, что же хотел сказать Платон незавершенной фразой.

Может быть, вовсе не этой фразой должно было завершиться все произведение? Не-

безыинтересно отметить, что "Критий" не был последней работой философа: вслед

за ним были написаны "Законы". Стало быть, предположение, что "Критий" не за-

вершен из-за того, что Платону не было отпущено более времени на эту работу,

несостоятельно. Скорее всего окончание диалога утеряно, как утеряны некоторые

другие произведения Платона.

Из того, что рассказано об Атлантиде в "Тимее" и "Критий", можно заключить,

что последние слова бога Зевса предрешили судьбу этой легендарной страны. Зевс

направил на нее свои карающие молнии, и опаленная земля скрылась навеки в мор-

ских пучинах. К такому выводу можно прийти, прослеживая историю легендарных

атлантов от самого Посейдона и Атласа, одного из его сыновей. По имени Атласа

и назван Атлантический океан. Позднее появился греческий титан Атлас, но пос-

кольку его род не восходит к Посейдону и красавице Клейто, то он никак не мо-

жет претендовать на то, что его имя было увековечено в названии страны и океа-

на.

Образно говоря, молнии Зевса блистают над Атлантикой и по сей день. В 50-х го-

дах близ острова Фаял, входящего в Азорский архипелаг, показалась из воды су-

ша - вершина вулкана. Над горой багряным светом светились облака пепла. Это

было типичное извержение, свойственное подводному вулканическому хребту. Про-

существовав едва ли месяц, вулканический остров скрылся под водой.

СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ ИЛИ АТЛАНТИКА?

Попробуем соотнести текст Платона с тем грозным периодом в истории человечес-

тва, когда сдвигались горы, бушевали ураганы, извергалась лава и непостижимо

быстро (всего на памяти нескольких поколений) отступал ледник, освобождая но-

вые земли на севере Европы.

Ни Платон, ни его современники не знали о ледниковом периоде. Тем не менее

рассказ Платона хорошо согласуется с современными данными палеогеографии.

Прежде всего нужно отметить изменения рельефа, почвенного покрова, расти-

тельности, которые особенно подробно описаны для районов Древней Эллады.

"После великих наводнений остался, - пишет Платон, - как бывает с малыми ос-

тровами, сравнительно с прежним состоянием лишь скелет истощенного недугом те-

ла, коща почва и вся мягкая и тучная земля оказалась смытой и только один ос-

тов еще перед нами. Но во времена атлантов еще не поврежденный край имел и вы-

сокие многохолмные горы, и равнины, и обильные леса в горах".

Палегеография дает нам свидетельства, подтверждающие этот рассказ. В те дав-

ние времена на берегах Черного и Средиземного морей действительно росли "о-

бильные леса" и почвы были плодородны. Точная деталь рассказа - замечание о

высоких "многохолмных горах" - напоминает о том, что уровень открытых морей

был другим, значительно ниже современного, и поднявшаяся затем вода стала

плескаться у подножий гор, многие же невысокие холмы вообще оказались дном мо-

ря. Важное подтверждение достоверности источников, которыми пользовался Пла-

тон, вытекающее из самого же рассказа! Наглядно и ярко подобные изменения

проявились в бассейне Черного моря, о чем свидетельствуют работы советских

ученых. В атласемонографии "Палеогеография Европы за последние сто тысяч лет",

изданном Институтом географии Академии наук СССР в 1982 Году, можно найти дан-

ные о климате Большого Кавказа и Причерноморья, а также о значительном повыше-

нии уровня моря именно в интересующий нас период. Во время последнего оледене-

ния на месте Азовского моря была суша. Черное море представляло собой пресное

озеро, из которого вытекала многоводная река, впадавшая в Средиземное море.

Лишь после таяния ледника соленая вода проникла в это озеро, которое таким об-

разом стало морем. Пресноводная фауна в течение нескольких была вытеснена мор-

ской.

Некоторые исследователи перемещают Атлантиду из океана в Средиземное море, а

заодно и подправляют хронологию Платона. Так, А.Галанопулос и Э.Бэкон в своей

книге "Атлантида: за легендой истина", вышедшей в Лондоне в 1970 году, попрос-

ту отождествляют Атлантиду с Критом. Аргументация авторов проста. Говоря о де-

вяти городах-провинциях Атлантиды, они пишут: "Царский город, по описанию Пла-

тона, был столицей равнины площадью 3000х2000 стадий. Если остальные девять

городов, упомянутых в последних строках только что процитированного отрывка,

были столицами аналогичных по размеру областей, вся территория Атлантиды дол-

жна была занимать площадь окало 30 000х20 000 квадратных стадий, т.е. превы-

шать Малую Азию и обитаемую часть Северной Африки, вместе взятые. Длина Среди-

земного моря равняется примерно 2100 милям, а остров длиной 3400 миль явно не

мог бы поместиться внутри Средиземноморского бассейна... Жрецы, узнав об ог-

ромных просторах только что открытого Атлантического океана, воспользовались

случаем и переместили Атлантиду в этот океан. Не исключено, что именно тогда

Атлантический океан и получил свое название-от перемещенной туда Атлантиды".

Такова аргументация атлантологов. Сделав сначала ошибку в определении площади

Атлантиды и увеличив эту площадь ровно в 10 раз (ибо десять примерно равных

островов-провинций Атлантиды должны занимать только 3000х20 000 квадратных

стадий), атлантологи затем приписали жрецам желание перенести Атлантиду в

Атлантику. Вполне понятно, что после этого авторам цитируемой книги остается

только одно: вернуть Атлантиду в Средиземное море, отождествив ее с одним из

островов, и исправить Платона, якобы перепутавшего 9-е и 2-е тысячелетие до

н.э.

Но Крит и Санторин не отвечают описанию Платона, раз и навсегда поместившего

Атлантиду между Америкой и Европой, не соответствуют описанию Платона и памят-

ники, найденные археологами на этих островах.

Однако и в Атлантике нет острова или территории, которые бы однозначно могли

быть названы Атлантидой Платона. Имеется в виду, конечно, та часть этой леген-

дарной страны, которую Платон называет житницей. Остров же Посейдона и Клейто

невелик.

Метрополия первого из царей атлантов могла располагаться в любом из архипела-

гов Атлантики.

Противники атлантической гипотезы указывают нередко на то, что толщина земной

коры под океаном меньше, чем толщина коры материковой, и, следовательно, ника-

кая Атлантида не могла располагаться в Атлантике. А. Галанопулос и Э. Бэкон в

своей книге пишут, например: "Если бы восточная часть дна Атлантического океа-

на образовалась в результате погружения большого участка суши, якобы существо-

вавшей между Африкой и Среяинно-Атлантическим хребтом, толщина земной коры

здесь должна была бы соответствовать толщине коры поя континентами. Эта толщи-

на колеблется от 19 до 44 миль... Согласно описанию Платона, Атлантида слави-

лась своими высокими горами, окружавшими большую равнину. Значит, если Атлан-

тида покоится на дне Атлантики, толщина земной коры в этом месте должна быть

не менее 22 миль. Однако в Индийском и Атлантическом океанах толщина коры ед-

ва достигает 12 - 19 миль".

Однако читатель, даже не знающий о различной толщине океанической и материко-

вой коры, без труда заметит, что цифры "22 мили" и "19 миль" очень близки.

Кроме того, Платон называет Атлантиду не континентом, а островом. Даже в нас-

тоящее время в Атлантическом океане разбросаны целые архипелаги как материко-

вого (Канары), так и вулканического происхождения (Азоры). И это невзирая на

строгие предписания иных атлантологов относительно толщины коры, которая яко-

бы может не выдержать нагрузки, создаваемой горами Атлантиды.

В конце прошлого века к произведениям Платона об Атлантиде относились с

большим' вниманием, чем позднее. Многим атлаитологам казалось, что найдено ре-

шающее доказательство правоты Платона. В 1898 году из Европы в Америку прокла-

дывали подводный телеграфный кабель. Кабель этот порвался и утонул. Конец его

искали на дне океана. Металлическая кошка на тросе несколько раз поднимала на

палубу куски стекловидной затвердевшей лавы, застрявшей между ее лапами.

Спустя несколько лет французский геолог Термье выступил в Океанографическом

институте в Париже и сообщил, что найденные на дне куски лавы могли затвер-

деть только на воздухе.

По мнению Термье, дно Атлантического океана к северу от Азорских островов бы-

ло покрыто лавой еще в надводном положении. Если бы лава образовалась на дне

океана под давлением столба воды в три километра (именно такова глубина места

находки), то она имела бы кристаллическую структуру. Но структура у образца

была аморфная, стекловидная, и этот аргумент Термье опровергнуть очень трудно.

Согласно Термье, суша в этом районе опустилась на три километра. Поверхность

подводных скал сохранила острые ребристые выступы, типичные для застывших ла-

вовых потоков недавнего происхождения. Ученый указал в своем докладе, что про-

вал произошел примерно по линии, соединяющей Исландию с Азорскими островами.

Это как раз линия проявления активного вулканизма.

Работа А.Галанопулоса и Э.Бэкона - своеобразный сборник аргументов против

Атлантиды Платона. В этой книге вывод Термье опровергается на основе современ-

ных данных океанологии.

"Достоверность этого вывода,-пишут авторы,- зависит от того, образовался ли

данный образец тахилита именно на том месте, где он был найден. Он мог по-

пасть сюда на ледяном плоту, то есть на плавающей льдине, или с тем же успе-

хом его могли принести сюда от соседних вулканических островов так называемые

мутьевые потоки. Это особого рода плотные потоки, которые струятся по дну

океана, как ртуть под водой, а их высокая плотность объясняется большим коли-

чеством осадочных частиц в турбулентно взвешенном состоянии. Современные ис-

следования показали, что такие "мутные течения" несут наземные органические

остатки, а также сучья и листву деревьев далеко в океан, в подводные каньоны

рек Магдалена и Конго. Зеленая трава была найдена в 1935 году на глубине ока-

ло 1600 метров в 12 милях от устья реки Магдалена в Калифорнийском заливе, а

река Конго выносит пресноводные водоросли диатомеи на сотни миль в океан...

Исходя из всего этого вполне возможно, что кусок тахилита, о котором идет

речь, тоже был принесен поверхностными или глубинными течениями".

Как известно, вода-практически несжимаемая жидкость. Если в ней взвешены час-

тицы осадочного или другого происхождения, плотность такой взвеси повышается

очень незначительно. Вот почему не могут "струиться" потоки, похожие на ртуть.

Различные взвеси могут, правда, усилить разрушительную силу мутьевых потоков и

течений, но не за счет заметного изменения плотности. Причиной такого усиле-

ния является механическое воздействие частиц на различные преграды. Сравнение

таких потоков и течений со ртутью неправомерно. Так же неправомерно, как и

сравнение водорослей с глыбами застывшей лавы, которые якобы могут быть унесе-

ны "поверхностными или глубинными течениями" на сотни километров от места их

происхождения. А речь идет именно о сотнях километров, ведь место находки, ко-

торая так интересует атлантологов, расположено где-то посередине между Азор-

скими островами и Исландией, на 47-м градусе северной широты.

Как бы ни стремились иные авторы призвать на помощь именно современную океано-

логию, возможности этой науки все же не позволяют отменить законы физики.

Остается один контраргумент - ледяной плот, льдина. Но на 47-м градусе север-

ной широты, южнее Гольфстрима, появление льдины исключено. Если же иметь в ви-

ду айсберг, то сторонникам ледяного плота нужно решить очень трудную задачу:

объяснить появление на айсберге, который мог отколоться только от гренландско-

го ледового щита, застывшей лавы. Задача эта, прямо скажем, неразрешима, ведь

в Гренландии нет действующих вулканов, как не было их и во времена атлантов.

Теперь интересно проследить дальнейший ход мысли противников Атлантиды. (Пока,

как мы видим, аргументация их не может поколебать гипотезы, изложенные в древ-

них диалогах.) Сторонники Атлантиды попытались объяснить миграции угрей. В са-

мом деле, почему речные угри плывут в океан? Почему одни личинки угрей дрей-

фуют в Европу с Гольфегримом, а другие появляются у противоположного берега,

близ Америки? Атлантологи считают, и не без оснований, что когда-то угри жили

в реках Атлантиды, спускаясь в их низовья, в солоноватые воды разветвленной

дельты, для икрометания. После исчезновения Атлантиды угри нашли прибежище на

противолежащих континентах - в Европе и Америке. Эти рассуждения логически

непротиворечивы, и, главное, у них прочное естественнонаучное основание. Воз-

можно, стоит задать себе вопрос: почему птицы летят вить гнезда на Кольский

полуостров? Ведь весь Кольский полуостров, так же как, впрочем, вся Северная

Европа, был покрыт ледником всего 11 тысяч лет назад. Но условия изменились -

и птицы нашли дорогу в северные раздолья, освободившиеся ото льдов. Таково

главное свойство жизни - она всегда стремится занять новые экологические "ни-

ши".

Каково же отношение скептиков к проблеме угря? В цитируемой книге можно про-

честь: "Если мы даже согласимся, что европейские угри устремляются в Саргассо-

во море, чтобы метать там икру и умереть, а их потомки возвращаются в Европу,

ведомые наследственным инстинктом, нет оснований полагать, что этот инстинкт

зародился во времена последнего ледникового периода". Но почему же инстинкт не

мог сформироваться во времена последнего ледникового периода? Да просто пото-

му, что нет оснований полагать, что он сформировался именно тогда. Как видим,

по части логики аргументация скептиков несколько слабее, чем предположения ат-

лантологов. В этом убеждает и история Срединно-Атлантического хребта, расска-

занная двумя уже знакомыми нам учеными. Послушаем их:

"Другим аргументом, к которому прибегают сторонники теории о расположении

Атлантиды в Атлантическом океане, является наличие подводного СрединноАтланти-

ческого хребта. Однако этот подводный хребет, который по большей части нахо-

дится на глубине 3000 метров, возник вовсе не из-за погружения в океан суши.

Напротив, весь этот хребет, который тянется с севера на юг... образовался в

связи с подъемом океанского дна в результате процесса горообразования в этом

районе".

Итак, признавая процессы горообразования, ученые признают и возможность подня-

тия океанского дна в результате таких миллионолетних процессов. Конечно,

только в результате таких вот процессов могла возникнуть когда-то очень давно

Атлантида, только они и могли породить ее. Так рассуждают атлантологи. Но в

приведенном отрывке им приписывается совсем иное: они якобы считают, что горы

на дне образовались из-за погружения Атлантиды, и отрицают существование го-

рообразовательных процессов.

Если же согласиться со средиземноморской гипотезой, остается признать, что

проблемы Платона больше не существует. Советский исследователь М.Романенко пи-

шет:

"В последние годы стала популярной гипотеза, согласно которой Атлантида распо-

лагалась в Эгейском море, в архипелаге Санторин, и которую на Западе обычно

связывают с именами греческих ученых-археолога С. Маринатоса и сейсмолога А.

Галанопулоса".

В 1900 году английский археолог Артур Эванс начал раскопки в критском городе

Кноссе, которые поведали миру о древнейшей в Средиземноморье цивилизации, наз-

ванной крито-микенской или минойской, гибель которой приходится на середину

2-го тысячелетия до н.э.

Шведские и американские исследователи полвека спустя обнаружили в морском

грунте толстый слой вулканического пепла. Как показали исследования, пепел об-

разовался 3400 лет назад, после извержения вулкана Санторин в 120 километрах

от острова Крит. На острове Тира, входящем в Санторинский архипелаг, гречес-

кий археолог С. Маринатос нашел под толстым слоем вулканического пепла разва-

лины большого города...

Советский исследователь И. Резанов обнаружил в легендах и мифах Древней Гре-

ции отдельные места, которые легко интерпретировать как описание грандиозной

вулканической катастрофы, произошедшей в незапамятные времена,-пишет М.Рома-

ненко,-все это, несомненно, делает весьма правдоподобной гипотезу Маринатоса и

Галанопулоса о том, что платоновская Атлантида-не что иное, как древняя Крит-

ская держава. Согласно этой гипотезе, на острове Санторин находился если не

столичный, то просто крупный город атлантов. Примерно в 1400 году до н.э. вул-

кан, до это1х. дремавший, взорвался, середина острова рухнула на дно, по морю

прокатились разрушительные цунами, на остров Крит и Кикладские острова, также

входившие в состав Минойского царства, выпал слой вулканического пепла толщи-

ной более 10 сантиметров. Пеплопад завершил опустошения, вызванные землетрясе-

нием, взрывной волной и цунами. Цветущий край на десятилетия превратился в

бесплодную пустыню.

Некоторые несоответствия этой версии с диалогами Платона можно легко-и без

особых натяжек-устранить. Достаточно допущения, что в тексте вместо "9000 лет"

должно стоять "900 лет". Тогда для даты катастрофы получаем 1470 год до н.э.".

Тем не менее многие атлантологи не сдаются, упорно продолжая помещать Атланти-

ду между Старым и Новым Светом.

КРОМАНЬОНЦЫ-АТЛАНТЫ

Дискуссия не утихает. Однако никто из атлантологов не отрицает факта изверже-

ния Санторина. Но Платон ведь говорит о другом времени.

Плиний Младший сообщает о лодке, которую волны прибили к европейскому побе-

режью. Лодка эта была с краснокожими гребцами. Помпоний Мела и Плиний описы-

вают внешность членов экипажа; из описания можно заключить, что люди эти, по

всей видимости прибывшие с другого берега Атлантического океана, похожи на

кроманьонцев - первых представителей современного человека, скелетные останки

которых находят ныне почти по всей Европе.

В античное время Атлантида, суда по всему, не пользовалась такой популярнос-

тью, как в наши дни. Книги древних авторов,' в числе которых было немало исто-

риков, чаще хранят молчание. Лишь Прокл усердно комментирует "Тимей", и Кран-

тор бегло вспоминает о записках Солона. Геродот сообщает о горах Атлас на се-

веро-западе Африки и даже называет местных жителей атлантами, но они, конечно,

ничего общего с атлантами Платона не имеют.

Самым серьезным оппонентом был ученик Платона - Аристотель.

Именно Аристотель заявил, что его учитель выдумал Атлантиду. Тем самым досто-

почтенный философ дал козырь в руки средневековых схоластов и религиозных мис-

тиков, а также церковных толкователей классических текстов. Непререкаемый ав-

торитет средневековья просто-напросто закрыл тему Атлантиды, которая якобы бы-

ла нужна его учителю лишь для иллюстрации своих политических и философских

взглядов. А взгляды Платона и его знаменитого ученика были во многом прямо

противоположны. И если версия об Атлантиде была использована Платоном в борьбе

за центральное место Афин среди государств Эллады, то Аристотель, воспитатель

Александра Македонского, не получил даже афинского гражданства.

Платон был представителем старинного афинского рода. Аристотель происходил из

семьи врача при дворе македонского царя. Он рано лишился родителей, и это вос-

питало в нем такие качества, как самостоятельность, упорство, трудолюбие, но

одновременно и желание добиться почета и популярности любой ценой.

После смерти Александра Македонского, к которому был приближен Аристотель,

Афины стали независимы, и ученик Платона бежал на остров Эвбея. Аристотель

сказал: "Платон мне друг, но истина дороже". Слова эти вошли в поговорку, но

мало кто знает, что одной из причин, которая побудила Аристотеля предпочесть

"истину" своему учителю, была все же история с Атлантидой и египетскими жреца-

ми.

Приговор, вынесенный Атлантиде Аристотелем, нашел поддержку у христианских

догматиков в силу еще одного немаловажного обстоятельства. Ведь в средневе-

ковье вели отсчет времени от начала мира, с первого дня его творения. И нача-

ло это датируется 5508 годом до н.э. Оспаривать сей факт не разрешалось; с

еритиками поступали круто. У Платона, по правде говоря, не было никаких шан-

сов утвердить хотя бы сам факт существования разумной жизни на нашей планете

ранее этого канонического срока. Лишь позже наука открыла неоспоримые свиде-

тельства гораздо более почтенного возраста Земли и биосферы, но вопрос об

Атлантиде точно повис в воздухе. До середины прошлого века никто не осмелился

бы и мечтать о том, чтобы истоки первобытной культуры отнести к 10-му тысяче-

летию до н.э. Мир человека начинался сразу с египетских пирамид и древнекитай-

ских памятников. Честь стать основоположниками науки о доисторическом челове-

ке выпала на долю французских археологов. Одним из них был Буше де Перт, кото-

рый в течение 17 лет вел раскопки в долине Соммы. Уже открытия прошлого века

отодвинули время появления человека в глубь.тысячелетий, они сделали его сов-

ременником мамонтов и других допотопных животных.

Любопытно, что многие из этих открытий встречались учеными буквально в штыки.

В 1879 году один барселонский адвокат обнаружил в пещере Альтамира доистори-

ческие цветные фрески. Однако судьба открытия была плачевна: на археолога-лю-

бителя обрушился град язвительных статей. Никто из ученйх - авторов этих ста-

тей даже не побывал на месте находки.

Только в конце прошлого века ученый мир признал, что первобытный человек мог

рисовать. Доисторические рисунки в десятках пещер и поныне свидетельствуют о

мастерстве древних художников.

Уже люди палеолита умело использовали минеральные краски - окись железа и пе-

рекись марганца, которые не боятся ни времени, ни сырости. Кроманьонец (и его

ближайший родич-ориньякский человек) был примитивен, но не дик. Тридцать ты-

сяч лет назад этот человек в очень трудных условиях не только сумел выжить, но

и передал своим потомкам многие достижения первобытной цивилизации. Он отли-

чался высоким ростом (более 180 сантиметров), имел пропорциональное сложение,

больший вес мозга, чем у современного человека.

В те давние времена население всей нашей планеты едва ли достигало численнос-

ти населения крупного современного города. Не было ни школ, ни традиций в сов-

ременном смысле этого слова. Тем не менее кустарь-кроманьонец в одиночку в те-

чение лишь одной своей жизни успевал сделать поразительные открытия. Этот

доисторический мастер открыл в числе прочих и технические приемы футуристов,

кубистов и модернистов XX столетия.

Нам еще мало известно о кроманьонцах, об их искусстве, быте, занятиях. Наход-

ки в пещерах не могут дать полной картины того, что же из себя представлял

челвоек этого отдаленного периода. Нужно иметь в виду, что, согласно Платону,

цивилизация атлантов и их современников связана с морем: по морю в древности

пролегали самые удобные транспортные пути. Если даже в наше время ученые от-

крывают новые, неизвестные ранее племена, не ведающие в свою очередь о цивили-

зованном мире, то легко представить себе многоликость доисторического мира.

Обитатели пещер-первобытные охотники и мореплаватели-атланты... Они вполне

могли уживаться даже неподалеку друг от друга. Они были современниками, если

только Платон был прав.

Наукой установлено, что человек и после своего рождения продолжает проходить

стадии развития, напоминающие о его предках. Так, новорожденный ребенок похож

на неандертальца: об этом свидетельствуют строение черепа, внешний вид мозга,

высокое, как у человекообразных обезьян, расположение гортани, относительный

объем надглоточной полости. Годовалый ребенок сохраняет многие признаки, свой-

ственные одному из наших далеких предков - неандертальцу. Но с возрастом этих

сходных черт становится все меньше, выражены они слабее, и к десятилетнему

возрасту ребенок, если принять наш сравнительный метод, напоминает уже кро-

маньонца - последнего из наших предков. Мальчик в этом возрасте или немногим

старше строен, подвижен, смел, находчив. По этим признакам в какой-то мере

можно судить о самих кроманьонцах.

Интересно послушать журналиста, наблюдавшего с какой отвагой юные мореплавате-

ли Полинезии предпринимают рискованные путешествия.

"Несколько лет назад жители восточного побережья острова Уполу заметили чер-

ную точку на горизонте. Море было бурное, и точка то появлялась, то исчезала в

волнах. С наступлением темноты она приблизилась к проходу в рифах, окружающих

лагуну, и, коща была на расстоянии какой-нибудь мили от берега, все увидели,

что это маленькая, очень неустойчивая лодка паопао. В ней сидел мальчик, на

вид лет четырнадцати. Его появление вызвало своего рода сенсацию. Никто его не

знал и не мог сказать, что ищет он в разбушевавшемся море. Мальчик подплыл к

берегу, вытащил лодку на песок и перевернул ее вверх дном, чтобы вылить ско-

пившуюся в ней воду. Потом подошел к собравшимся на пляже людям и вежливо поз-

доровался с ними.

- Талофа лава.

- Откуда ты приплыл, мальчик?

- Из Тутуили.

- Из Тутуили?! По такому морю?! Когда же ты оттуда вышел?

- Сегодня, перед восходом солнца.

- Как же тебе это удалось? Как волны не перевернули лодку?

- Переворачивали, и не один раз.

- Но как тебе пришло в голову плыть шестьдесят миль в такую бурю?

- Я родился на острове Токелау и хожу в школу в Паго-Паго. Так как начались

каникулы, я решил воспользоваться случаем и побывать в Западном Самоа. Я поду-

мал, что, может быть, какая-нибудь семья в Алеипата примет меня. Один старик

одолжил мне паопао и дал на дорогу бутылку кавы и три кокосовых ореха. Вот я и

приплыл.

Просто так проплыть шестьдесят миль по бурному морю! И на такой лодчонке, ко-

торая, самое большее, годится для плавания по лагуне. Ну и ну..."

Есть чему удивляться в поведении юного путешественника! Ведь к таким фактам мы

не привыкли. Отчего же, если речь идет об унаследованных нами чертах характе-

ра кроманьонца, которые ярко проявляются в детстве? Ответ может быть лишь

один: чтобы эти черты характера проявились, нужно воспитание, не отделяющее

человека от природы стеклянной стеной, а приближающее к ней.

Вопрос о контактах между Новым и Старым Светом оказывается тесно связанным с

темой, избранной Платоном. Ведь до путешествий викингов и плавания Колумба Но-

вый Свет был изодирован от Старого, если не считать доисторических переселе-

ний азиатских аборигенов. Не объясняются ли тоща сходные черты в культуре и

'быте народов и даже общие закономерности развития цивилизаций по ту и эту

сторону океана тем, что когда-то существовал остров Платона - Атлантида? Ведь

если Атлантида - колыбель цивилизаций, то многое в истории Старого и Нового

Света находит естественное объяснение. С одной стороны древняя культура Малой

Азии, Египта, Крита и Кипра, с другой - доевропейские цивилизации Мексики и

Перу. Что их объединяет? Ответил на этот вопрос Тур Хейердал-ответил с обстоя-

тельностью, которой позавидовал бы иной атлантолог:

1. И по ту и по эту сторону океана известна иерархия, основанная на поклоне-

нии Солнцу. Династия правителя называет Солнце своим родоначальником.

2. Браки между братьями и сестрами в правящей династии для сохранения чистоты

"солнечной" крови.

3. Изготовление книг с иероглифическими текстами в виде длинных широких лент,

которые складывались или свертывались в свитки.

4. Постройки колоссальных сооружений, лишенных практических функций. Создание

пирамид и мегалитических построек.

5. Мегалитические саркофаги с массивной каменной крышкой.

6. Мумификация с применением смол, бинтов, хлопковой набивки. Маски.

7. Накладная борода как часть ритуального убора верховных жрецов.

8. Технология изготовления сырцового кирпича.

9. Оросительные системы, водопровод и канализация в городах.

10. Веретено с одинаковым по форме пряслицем. Один и тот же тип ткацкого стан-

ка.

II. Сходство одежды. Мужские плащи, платье с поясом и застежками на плече для

женщин. Веревочные и кожаные сандалии, головной убор из перьев, который носи-

ли воины и высокопоставленные лица.

12. Одинаковые пращи.

13. Сходные музыкальные инструменты, например барабаны и флейты. Сходные ору-

дия труда и промысла.

14. Далекие экспедиции за моллюсками-источниками высоко ценившейся красной

краски. 15. Бронза примерно одного состава. Бронзовые зеркала, щипцы и декора-

тивные колокольчики.

16. Золотые филигранные изделия.

17. Сходная керамика, в частности традиционная треногая ваза.

18. Терракотовые печати, плоские и цилиндрические.

19. Изображения человека с птичьей головой.

20. Изображения человека с кошачьей головой.

21. Почитание кошачьих-ягуара, леопарда.

22. Обычай обрамлять борта судов сплошным рядом круглых боевых щитов. На фрес-

ках майя изображены суда со светловолосыми воинами.

23. Изображение человеческой головы с высунутым языком.

Тур Хейердал приводит и другие сходные черты культуры. Как будет ясно из пос-

ледующего, наиболее существенным представляется последний пункт приведенного

перечня. В отличие от многих других он не может быть объяснен общими законо-

мерностями развития и сходством трудовых процессов. В то же время человечес-

кая голова с высунутым языком - самый распространенный мотив, запечатленный на

этрусских зеркалах и одновременно одно из "типовых" изображений и элементов

архитектурных памятников майя и их заокеанских сородичей.

Очень важным представляется культ диких кошачьих. Ниже речь будет идти о Вос-

точной Атлантиде, противостоявшей атлантам. Сейчас отметим лишь, что леопарду

восточных атлантов соответствовал ягуар древних цивилизаций Америки. Это пря-

мое сходство почитаемых зверей обязано древней земле в Атлантике. Или морепла-

ванию. Вот что писал чешский путешественник М. Стингл об ольмеках - о тех, кто

еще до майя создал в Америке высокую культуру:

"Над властителем или, может быть, верховным жрецом Ла-Венты возвышается ягуар.

Ягуар преследу-. ет здесь меня повсюду. Лавентская, совершенно необычная для

Америки мозаика, найденная на глубине 7 метров, тоже изображает ягуара: его

глаза, его ноздри, его клыки. В гробнице правителей среди других сокровищ бы-

ли найдены нефритовые подвески в форме зубов ягуара. А нефритовые детские ли-

чики, которые найдены в Ла-Венте и которые иным исследователям напоминали ха-

рактерные черты монголоидной расы, в действительности всего лишь свиде-

тельствуют о стремлении придать облику человека сходство с ягуаром. Вот поче-

му ученые теперь называют эти маленькие шедевры уже не "детскими", а "ягуарьи-

ми лицами" или изображениями "ягуара-ребенка".

Обитат


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: