Джайнизм

Джайнизм (на санскрите джина – победитель) является национальной индийской религией, появившейся примерно в середине I тысячелетия до нашей эры, хотя первые письменные свидетельства об этой религии относятся только ко времени царя Ашоки (сер. III в. до н.э.). Джайнизм никогда не распространялся вне индийского общества. В отличие от других индийских религий джайнизм мало изучен и почти неизвестен на Западе, поскольку джайнистские секты ведут замкнутый образ жизни и не занимаются прозелитизмом. Учение джайнизма не претендует на единственно верный путь к постижению истины, однако джайны верят в достижение освобождения и неджайнистами.

Джайнизм как религиозная система исследуется в рамках индологии. Он представлен в работах таких ученых как П. Дандас, Д. Датта. С. Чаттерджи, Н.Р. Гусева, Н.А. Железнова, А.С. Костюченко, Н.Г. Краснодембская, А.А. Терентьев и других.

В настоящее время число последователей невелико, всего 0,5 % от всего населения, что составляет около 3 млн. человек, которые проживают компактными группами в крупных городах почти исключительно в центральной (Бихар, Гуджарат, Орисса) и южной Индии, особенно в Бомбее. Общины джайнов всегда играли значительную роль в экономике страны, поскольку сфера их деятельности была связана с торговлей и ростовщичеством, так как воинский и крестьянский труд несовместим с принципом ахимсы (не насилие). В финансовых вопросах джайнами также были установлены и соблюдаются ряд правил и этических принципов, которые принесли доверие и авторитет джайнистскому бизнесу. К тому же, джайны активно занимаются благотворительностью, строят храмы, школы, приюты, ветеринарные лечебницы, жилища и т.д. За пределами Индии джайнизм практикуется только в диаспорах, среди крупнейших предпринимателей и монополистов индийского происхождения в Англии, США, странах Южной Азии.

История джайнизма. Согласно джайнской истории, она имеет еще более древнее происхождение. Основатель джайнизма Вардхамана, известный как Махавира («Великий Герой»), является только ее поздним реформатором и признается в качестве 24 пророка (тиртханкара), последнего в этом цикле развития вселенной. Само слово джайнпроисходит от санскритского джина, «победитель», и подразумевает победу над оковами, которые налагает фе­номенальный мир. Следует отметить, что титулы Джина и Махавира были присвоены также основателю буддизма Шакьямуни и к другим лицам, которые подчинили свою низшую материю высшему духу.

Первым тиртханкарой (переправу создающий) считается Ришабха, который выполняет функции культурного героя: обучает людей искусствам и ремеслам, устанавливает социальную структуру, вводит традиции и обычаи. В течение многих столетий являлись другие великие учителя и проповедовали джайнизм, каждый раз придавая религии новый импульс к развитию. Биографии всех тиртханкар сходны между собой. Они все происходят из варны кшатриев, матери их получают предзнаменования о великих деяниях их детей, которые от рождения обладают 34 благими свойствами (блестящими телами, здоровьем и красотой, нимбом вокруг головы, ораторским даром, подчиняющим людей, богов и животных). Последний тиртханкара Вардхамана был старшим современником Будды Шакьямуни, родился в 599 году до нашей эры, умер 527 году до нашей эры. Вардхамана родился в городе Вайшали в царской семье, был вторым сыном в семье, что позволило ему беспрепятственно начать свою духовную практику в возрасте 28 лет, с согласия своих родных. Он становится странствующим аскетом и начинает свое суровое подвижничество, которое длится в течение двенадцати лет. Результатом такой интенсивной духовной практики становится просветление, после чего Вардханама организует свою общину последователей и начинает активно проповедовать свое учение.

Адепты учения вербовались преимущественно из кшатрийских родов. Еще при жизни Вардхаманы джайнизм становится могущественным нищенствующим орденом, пользовавшимся покровительством индийских князей, преимущественно тех династий, с которыми были родственные связи. Первоначально джайнизм завоевывает популярность в Северной Индии, но в первые века новой эры джайны активно переселяются в Южную Индию, где активно утверждаются и пользуются поддержкой царствующих династий Сатаваханов (до III в. н.э.), Кадамба (IV-VI вв.), Чалукьев (VI-VIII вв.). В V веке джайнизм становится доминирующей религией, однако с XIII веке южноиндийский джайнизм начинает ослабевать и утрачивать свои позиции, что было вызвано мусульманскими завоеваниями Индии и усилении влияния индуистской традиции бхакти. Джайнизм проповедует суровый аскетизм и жесткий реализм в видении реальности. Поэтому религия аскетов не смогла конкурировать с новым всплеском индуизма, с его эмоциональным служением божеству (бхакти). Даже в самой общине джайнов происходит раскол по вопросу крайней аскетической позиции, связанной с ношением одежды. Последователи школы дигамбара («одетые небом») считают, что святой не должен иметь ничего, даже одежды, и что спасение при этой жизни для жен­щин невозможно. Школа шветамбара («одетые в белое») не соглашается с этими пунктами вероучения. Они рассматривали одежду как необходимость и даже признали женщину Малли в качестве одной из тиртханкар, что, естественно, оспаривается дигамбарской традицией. Первоначально оба направления существовали в рамках одной общины, но со временем разногласия стали усиливаться и в 79-82 годах до нашей эры привели к окончательному разделению на два направления.

Вероучение. Священные тексты. Джайнизм является неортодоксальной религией Индии, отвергает авторитет Вед и устанавливает свой собственный канон текстов – Джайнские Агамы и Сиддханты. По преданию у Махавиры были 11 близких учеников, сохранившие его устные поучения, которые легли в основу шветанбарского канона, принятом на вседжайнском соборе в Паталипутре (в конце IV в. до н.э.), однако письменно зафиксирован он был значительно позже на соборе в г. Валабхи (Гуджарат) (в середине V в. н.э.). В канон входят 45 сочинений, по своей структуре они состоят из кратких афористических высказываний, приписываемых Махавире, и обширной комментаторской литературе, обосновывающих и разъясняющих их. Кроме этого, джайнская литература включает различные внеканонические произведения по грамматике, поэтике, религиозной философии, исторические предания, космологические трактаты. Дигамбары не признают священного канона шветамбаров, поскольку считают, что подлинные тексты были безвозвратно утрачены. Они создают более поздний канон, состоящий из четырех вед: «Пратхамануйога» (исторические предания), «Каранануйога» (космологические тексты), «Дравйануйога» (религиозно-философские трактаты), «Чаранануйога» (этические и ритуальные предписания). Однако относительно основ вероучений дигамбары и шветамбары не имеют принципиальных разногласий.

Теология. Вероучение джайнизма имеет значительный анимистический компонент, душой наделяются не только животные, но и растения, явления природы. Души не имеют начала и конца, и они вечно индивидуальны и делятся на три большие категории: еще не развитые, находящиеся в процессе развития и освобожденные, свободные от перерождений. Целью джайнизма является реализации изначальной чистоты души от кармических пут, что позволяет освободится от страдания и самсарического бытия. Джайнизм отрицает существование бога-творца, признает существование множества божеств, дэвов и асуров, которые, в отличие от индуизма, не находятся в противоборствующих отношениях. Все божества составляют четыре больших племени: бхаванавасины («во-дворцах-живущие»), вьянтара («блуждающие»), джйотишка («светила»), вайманика («небесные»). Особым классом божеств являются локантики («на рубеже мира»), которые ждут человеческого воплощения, чтобы достичь мокши. Среди божеств присутствует строгая иерархия, среди них выделяются индры – правители, саманника – аристократия, траястримша – высшие государственные служащие, паришадья – придворные, атмаракша – гвардия, локапала – полиция, айика – армия, пракирнака – торговцы и ремесленники, абхийогья – слуги, килбишка – чернь. Все божества подвластны закону воздаяния и каждый отрабатывают свою карму. Джайнизм не считает божеств выше самосовершенствующегося человека, искореняющего прошлую карму и ненарабатывающий новую. Джайнизму призывает к всеобщей ахимсе, которая рассматривается как сострадание и любовь, почтению ко всем формам жизни, строгому соблюдению правил вегетарианства, аскетизма, ненасилия даже для самозащиты и неучастию в войнах.

Высшими существами, единственными объектами поклонения джайнов являются тиртханкары, особенно три последних (Ариштанеми, Паршванатхе, Вардхамана), образ каждого отмечен цветовой символикой, ему соответствует какое-то животное, созвездие и есть богиня – покровительница. Все освобожденные души считаются выше богов, преодолев все мирские несчастья и пройдя путь самосовершенствования, джины – победители полностью разрывают все связи с миром, становятся абсолютно бесстрастны и безразличны к миру. Поэтому эмоциональное служение тиртханкарам бесполезно, они не проявят милосердие и не пошлют помощь в трудных жизненных ситуациях. Только размышление, осознание собственного «я» и строгая аскетическая дисциплина приведет душу к освобождению. Подобные установки в вероучение отнюдь не способствуют популяризации джайнизма. Хотя определенные компромиссные элементы возникают, в частности начинают почитаться джайнами некоторые индуистские божества. Так, когда ряды джайнизма пополнились приверженцами Кришны, то были установлены взаимосвязи между двадцать вторым тиртханкарой Ариштанеми и Кришной. Согласно другим представлениям, Вишну после своего воплощения в Раму становится сиддхом и прочие.

Антропология. В джайнизме словом «джива» обозначаются вечные духовные сущности, чрезвычайно многообразные, заполняющие собой всю вселенную. К категории джива относятся не только люди, животные, божества, но и души растений и неорганических объектов, таких как металлы, камни, а также элементов огня, земли и пр. (в отличие от индуизма). Дживы отличаются количеством органов чувств. Низшие обладают только осязанием, люди и боги обладают шестым органом чувств (манасом) и являются разумными. Внутренней сущностью всех джив является сознание. В неорганических телах сознание пребывает в скрытом латентном состоянии, в органическом теле оно деятельно, активно (в сравнении с пассивным пурушей индуизма). Дживы заполняют собой все пространство физических тел. Считается, что они сжимаются и расширяются в соответствии с тем объемом тела, в которое они воплотились. Дживы находятся в эволюционном развитии от полной неразвитости (нигода-джива) до совершенства (сиддха-джива). Душ, находящихся в состоянии нигода, огромное количество. Они образуют целые колонии тонких растений, имеющих общее питание и дыхание, которые наполняют собой весь мир. Из них выходят души, замещающие вакансии сущностей, достигших освобождения. Считается, что все освободившиеся места от безначального прошлого до настоящего времени были заполнены только частью одной нигоды. Исходя из этого, мир не может лишиться живых существ, или это случится в очень отдаленном времени. Поэтому вопрос о конце земной жизни джайнами не обсуждается. Выделяют нитья сиддха – вечно совершенные дживы, мукта – освобожденные дживы и баддха – зависимые дживы. Первые два класса джив не будут воплощены, они смогли очиститься, и пребывают в состоянии совершенства, абсолютно независимо от всего мирского. Они являютя чистым бытием и бесконечным сознанием, обладают идеальным совершенным познанием (анантадджняна), бесконечным восприятием (анантадаршана), бесконечной силой (анантавирья), бесконечным блаженством (анантасукха). Божества, по своему статусу, стоят ниже освобожденных душ. Дживы, блуждающие в самсаре, могут иметь либо «пищевое» тело (аударика), которым обладают земные существа, либо «изменчивое тело» (вайкрия), меняющееся по желанию владельца. Эти тела получают разные астральные сущности, божества и демоны. Люди, развившие в результате своих духовных практик сверхъестественные способности, эманируют «выделяемые тела» (ахарака). Кроме тела джива имеет ауру (лешья). Она представляет собой ореол, окружающий всякое живое существо и характеризует уровень нравственного совершенства личности, чем она светлее, тем джива совершенней.

Причиной воплощения дживы является особый вид субстанции – карма, которой насчитывается 97 видов, разбитых на 8 групп. По воззрениям джайнов карма является тонким видом материи, которая проникает в душу и загрязняет ее. Карма вызывается различными действиями, которые дают свои последствия – негативные, позитивные или нейтральные. Реализованная карма удаляется из души, очищая душу, но новая наработанная карма загрязняет ее вновь. Многочисленные кармы формируют особое тело – кармашарира. Одни виды кармы создают препятствия познавательной деятельности и обусловливают неведение собственной духовной сущности (джнянанаварания); другие – закрывают интуицию (даршанаварания); третьи – скрывают блаженную природу души и порождают зависимость от удовольствия и страдания (ведания); четвертые – нарушают правильное отношения к эмоциям, привязанностям и вызывают сомнения, ошибки, различные психические нарушения (мохания). Оставшиеся четыре вида кармы определяют продолжительность жизни в данном теле (аюшка); различные характеристики тела (нама); национальность, касту, семейное и социальное положение индивида (готра); препятствие в проявлении энергии души, сострадании и добродетели (антарая). Вся совокупность карм видна на цветах лешьи, которые бывают черного, синего, серо-сизого, оранжевого, розового, белого цветов, в зависимости от степени кармической загрязненности. В свою очередь, сиддхи, очистившие свои кармы, лешьи не имеют.

Целью джайнизма является освобождение дживы от кармического вещества, тем самым следует трансформация самсарного дживы в освобожденного сиддху. Свободный от материи джива называется Атманом, который, по своей сути, есть чистое сознание, не испорченное материей. Природа души есть чистое сознание, энергия, блаженство и всеведение. Такое состояние достигается, когда все слои кармыудалены, и душа может подняться к сводам вселенной, из тьмы к свету, выше богов и потоков трансмиграции, где душа будет пребывать вечно в уединенном блаженстве мокши. Мокшав джайнизме определяется как освобождение, чистое одиночество и бесконечный покой, свобода от действий и желаний, свобода от кармы и перерождений. В вероучении джайновотсутствует вера в Бога-творца, некий Абсолют, поэтому идею растворения и соединения с неким безличностным началом джайны опровергают.

Духовный путь джайнизма обусловлен последовательным эволюционным развитием души, когда они получают лучшие рождения в соответствии с количеством личной кармы,которую они смогли удалить за время предыдущей жизни. Между рождениями души пребывают в одном из семи адов, шестнадцати небес или четырнадцати небесных миров. Постепенно душа освобождается от груза кармы, тянущей ее вниз и поднимается в более легкие слои, к вершине вселенной, где пребывают освобожденные души.

Космология. Вся вселенная состоит из материи, физической основы мира, и имеет атомистическую структуру. Все физические объекты, воспринимаемые чувствами, состоят из атомов (ану) – бесконечно малых, первичных, вечных элементов. Они бывают тонкими и грубыми, бесчисленное количество тонких атомов занимают пространство более грубого атома, формируя ее различные свойства. Все материальные вещи порождаются сочетанием атомов, которые могут взаимопритягиваться, образуя соединения при их несхожести. Скандхи (соединения) непостоянны, поскольку атомы постоянно изменяются, приобретая новые свойства. Из этой особенности атомов следует положение о том, что не существует первоэлеметов земли, воды, огня и воздуха. Различные элементы дают однородные атомы путем различных комбинаций.

Мифологическая картина мироздания близка общеиндийской и включает три мира, представленных в виде трех усеченных пирамид. Верхний мир (урдхвалока), имеет форму двух пирамид, повернутых основаниями друг к другу. Вершина средней пирамиды покоится на вершине пирамиды нижних миров. В точке соприкосновения средней и нижней пирамиды находится средний мир (мадхьялока).

Нижний мир (Аддхалока) представляет собой 8400000 горячих и холодных адов, в которых отрабатывают дурную карму грешники в течение миллионов и миллионов лет. Ады расположены семью слоями и время в них протекает по-разному – максимальное время пребывание в адах одной земли равно минимальному времени пребывания в нижележащем слое. Кроме страдающих обитателей адских земель подземные миры населяют божества бхаванавасины («во-дворцах-живущие») и вьянтара («блуждающие»). Последние обитают прямо на границе адов и срединного мира. Большинство из них вышли из индуисткого мифологического комплекса.

Средний мир представляет собой землю со всеми ее обитателями, расположенных на 8 кольцеобразных континентах, разделенных океанами, с центром вокруг святой горы Меру. Божественные сущности джйотишка («светила») обитают в пространстве между землей и верхним миром. При этом, срединные миры являются ключевыми, поскольку именно здесь притекает кармическое вещество к душе и джива может сознательно избавляться от нее.

Верхний мир состоит из 10 (у шветамбаров) и 11 (у дигамбаров) слоев, подразделенных на 62 или 63 подслоя соответственно, которые представляют собой самостоятельные небесные царства. В центре каждой небесной сферы находится дворец владыки (индрака-вимана), от которого лучами по сторонам света лежат дворцы его подчиненных. Там пребывают различные божества джайнизма класса вайманика («небесные»). Важной характеристикой божественных обитателей небес является цвет лешьи, обусловленной кармической чистотой каждой сущности.

Над верхним миром располагается высшая область (Сиддхашила) – это место пребывания в вечности тиртханкар и сиддхов – освободившиеся души из опутывающей кармы и адживы, сохраняющие свою индивидуальность.

Эти миры существуют вечно и неизменны, только область среднего мира подвержена ритмическим изменениям – прогрессу и регрессу. Джайнистская космология не поддерживает эсхатологические воззрения индуизма. Мир проходит через бесконечно сменяющих друг друга гигантских периодов нисходящего и восходящего развития (от беззаботности золотого века через упадок и страдание к деградации и кризису, а затем все в обратном порядке). В каждом из полуциклов есть своих 24 тиртханкары. В настоящий период уже была проявлена вся духовная линия тиртханкаров, из которых мудрец-аскет Махавира был последним. Теперь в течение 21 тысячи лет будет самое худшее время, и когда упадок достигнет своего предела, цикл сменится периодом восходящего развития, в котором проявятся свои 24 тиртханкары, а также 12 чакравартинов (идеальных правителей) и 9 триад героев (типа Рама-Лакшмана-Равана).

Психология. Согласно воззрениям джайнизма, джива представляет собой сознание, отяжеленное кармической материей и ограниченное ей. Каждое сознание вечно и индивидуально и каждый человек должен предпринять свои собственные усилия для очищения его и последующего освобождения. Кармаможет быть преодолена только очищением, покаянием и аскетизмом. Духовный путь джайна лежит через жесткую аскетическую дисциплину и строгое религиозное послушание. Он основан на трех драгоценностях (ратнатрая):правильном воззрении (даршана), правильном познании (джняна) и правильном поведении (чаритра).

Правильноевоззрение обусловливаетвидение мира как дуалистические отношения субстанций – живое (джива ) и неживое(аджива), связанных кармой. Фиксируются определенные этапы взаимоотношения живого и неживого: притекание карм к душе, опутывание души кармами, остановка карм, уничтожение карм, освобождение (мокша). Если сознание не окрашено гневом (кродха), гордыней (мана), хитростью (майя), жадностью (лобха), то все притекшие кармы отпадают, не внедряются в душу. В противном случае кармы вступают в связь с кармическим телом и влияние их проявится в последующей судьбе дживы. Защита от внедрения карм лежит в принятии религиозных обетов, а искоренение накопленного кармического вещества строится на внешнем и внутреннем подвижничестве.

Правильное познание сводится к движению от ограниченного знания, дающему начальные возможности познания себя, правильное понимание цели и использование эффективных средств для этого, к совершенному всепознанию, наступающему только при освобождении. Средств познания выделяется пять: обычное чувственно-логическое познание (мати); познание с помощью знаков, символов или слов авторитетного учителя (шрута); ясновидение (авадхи); телепатия (маннах-парьяя); всеведение очистившихся душ (кевала). Первым трем способам познания присуще ошибаться, последние два считаются абсолютно правильным источником.

Этика. Совершенное поведение относится к этической составляющей учения и предполагает самосовершенствование, проходящее через четырнадцать ступеней. Миряне джайны могут развиваться только до 11 ступени, чтобы пройти на следующий уровень, следует принять посвящение в монашество. Монашество делится на несколько категорий: садху (простой монах), упадхьяя (наставник), ачарья (настоятель), тиртханкар, сиддха.

Образ жизни всех джайнов – это постоянная работа над собой (изучение священных текстов, йога, жесткий самоконтроль). Все джайныпринимают пять обетов. Первым и важнейшим обетом является непричинение вреда живому (ахимса) представляет собой не просто безвредность, но и является положительной добродетелью в отношении всего живого. Поэтому джайны не употребляют в пищу мяса, рыбы, яиц, некоторых видов растений, содержащих много семян. Запрещены виды деятельности, которые могут навредить живому (земледелие, строительство, металлургия и др.). Вторым обетом выступает милосердие и правдивость речи (сатья). Третий – не воровство и честный способ зарабатывания денег (астья), четвертый – не стяжательство (апариграха). Пятый обет (брахмачарья) следует понимать не просто как целибат, но и самоотречение от всех живых интересов.

Соблюдения абсолютного целибата и бедности придерживаются только монахи. При этом аскеты-дигамбары отказываются даже от одежды. Следует отметить, что сознание обычного человека сразу же проявляет различение между обнаженным и одетым человеком и чувство стыда. Этот факт характеризует неразвитость сознания и весьма далекие перспективы освобождения от самсары. Джайнская этика также выделяет греховность, которой считается химса (агрессия), неверность, нечестность, невоздержанность, жадность, гнев, самомнение, хитрость, скупость, ненависть, злословие, клевета, лицемерие и прочие. Духовные заслуги вызывают терпение, смирение, простодушие, чувство удовлетворенности, добродетельные дела и забота об окружающих. Удовольствие считается источником греха, а терпение высшей добродетелью. Следует развивать в себе безразличие как к удовольствию, так и к страданию. Строгая дисциплина джайнов доходит до крайних форм тапаса – ритуального самоубийства. В отличие от многих религиозных систем мира, в джайнизме допускается религиозное самоубийство (саллекхана-врата) – оставление тела при неотвратимости смерти в несчастье, в голоде, в старости, в болезни ради сохранения достигнутого уровня духовности. Однако быстрые способы самоубийства считаются неприемлемыми, поскольку приводят к демоническим воплощениям. Предписывается крайний пост и постоянное удержание в сознании некоторых священных мантр, и только тогда во время смерти становится достижима мокша.

Культовая практика джайнизма включает ритуалы мирянина, ритуалы монахов и аскетов и храмовую службу. Ритуалы мирян включает шесть ежедневных обязанностей: самайика – восхваление тиртханкаров; поклонение учителям и аскетам; покаяние в совершенных проступках; отказ от намерения совершать вредоносные действия; временное отречение от тела и принятие благочестивого образа жизни. Дополнительно принимаются множество обетов – вести монашескую жизнь в течение некоторого времени, выполнять практики отшельничества и молчания, проводить ежедневные медитации, двухдневные строгие посты в неделю. Ряд ритуалов близки общеиндийским. Например, обряды подношения огня, в память о сожжении тела Ришабхи, а также ритуалы жизненного цикла джайна, направленных на увеличение благих качеств и защиту от негативных воздействий (рождение ребенка, имянаречение, начало обучения (упаяна) и его окончание, брак, ритуалы смерти и погребения). Кроме этого, к религиозной жизни джайна относятся принесении даров, отмечание праздников (Дивали, Парьюшана – аскетического времени для мирян, Сиддха-чакра-пуджа – починание всех святых и т.д.), посещении храмов и мест силы, паломничества к местам рождения, просветления и смерти тиртханкар. Места, где джайнские аскеты совершали обряд саллекханы (добровольной голодной смерти) начинают обладать особой силой. Святой аскет, ушедший в состоянии самадхи, открывает своим уходом в том месте прямой путь в трансцендентную реальность. Наиболее известными центрами массового паломничества являются храмовые комплексы Вимала Васахи (XI в.), посвященный первому тиртханкару Ришабхе, и Луна Васахи (XIII в.), посвященный двадцать второму тиртханкару Неминатхе, на горе Абу (юго-запад Раджастхана), а также храмы священной горы Гирнар (Саураштр) и другие

Ритуалы монахов и аскетов подразделяются на ежедневные (молитвы, процедуры очищения, медитации, чтение текстов, внутренние духовные пуджи, сбор подаяния, обдумывание совершенных прегрешений и раскаяние о неблагих своих деяниях) и специальные (обряды инициации на каждой ступени духовного пути). Первые три уровня длятся девять лет, и в течение этого времени человек может вернуться в мир и выполнять обязанности домохозяина. Если же все испытания были выдержаны, то проводится ритуал полного посвящения в монашество, обряд удаления волос с головы (кешалунчана) путем их выщипывания; потом дается новое имя, совершаются обряды поклонения своему гуру и монашеской общине.

Храмовое служение состоит в почитании тиртханкар – статуй мужчин, обнаженных или окутанных тканью и убранных драгоценностями, золотом, сидящих в позе лотоса. Пуджари (жрецы храмов) ежедневно окрашивает их тела специальной пастой, выполняет храмовые пуджи, сопровождаемые чтением мантр и религиозных гимнов, подношение цветами, огнями, курениями и другое.

Организационная структура джайнизма. Джайнизм не возражает против сложившейся в индийском обществе кастовой системы, однако привносят в нее новые смыслы. Поскольку рождение в определенных кастах определяется прошлыми кармическими заслугами, то гордость за брахманское происхождение считается большим грехом. Более того, джайны употребляют само слово «брахман» как почетный титул по отношению к лицам, даже не принадлежащим к касте брахманов. По своей структуре община джайнов четверичная, она включает монахов и монахинь, мирских братьев и мирских сестер. При этом миряне являются неотъемлемой частью джайнской общины, монахи их не отодвигают на периферию религиозной жизни. Организационно джайнская община не изолировалась от индуизма и для бытовой обрядности джайнов-мирян часто приглашаются индуистские священнослужители. Поэтому индуизм принимает джайнизм в качестве касты джайнов в свою стратификационную структуру общества. Согласно своим внутренним расхождениям, джайнизм состоит из двух течений – дигамбары и шветамбары, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие секты и группы. Разногласия между ними касается только второстепенных вопросов, но не основных положений вероучения. Наиболее распространенными подсектами дигамбаров являются Висапантхи, Дравида, Каштха, Нанди, Сена, Терапантхи. Важнейшие подсекты шветамбаров – Анчала, Кхаратара, Тара.

Литература

1. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М.Ф.Альбедиль и А.М. Дубянского. – М: Республика, 1996. – С23-28; С.485-530

2. Гусева Н.Р. Джайнизм. – М.: Наука, 1968. – 124 с.

3. История религии. В 2 т. Т.1. Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002. – С. 321-328.

4. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1. – Ирпень: Радогост, 2005. – С.213-255.

5. Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, 2006. – С. 285-287.

6. Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М.Шахнович – СПб.: Питер, 2006. – С. 77-80.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: