1. Игра "Наоборот" — различение П'-П.
2. Игра "Бегите ко мне" —различение П'-П.
3. Игра "Запомни, повтори":
ап-оп-уп оп-уп-ип уп-ип-ап
4. Игра "Назови указанную картинку" (упражнение с 6 картинками).
5. Игра "Живые звуки" (ап, уп, ип).
Работа воспитателя по заданию логопеда
1. Артикуляционная гимнастика и гимнастика для рук.
2. См. подгрупповые занятия 1-5.
3. Печатание слогов на асфальте на большом квадрате в правом,
левом, верхнем, нижнем углах (ап, уп, ип).
ЗАНЯТИЕ
Звук и буква Т
Цель:
1. Четкое произнесение звука.
2. Дифференциация на слух Т-Д-К.
3. Выделение согласного из звукового ряда (т, д, к, п...).
4. Звуковой анализ обратных слогов ат, от, ут, ит. Воспроизведе
ние слоговых рядов.
5. Составление предложений по сюжетной картинке с помощью
вопросов, объединение их в рассказ.
6. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 в имени
тельном и винительном падежах и существительных.
7. Знакомство с буквой Т, печатание.
Оборудование: предметные картинки (танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит, кот, бинт, бант, батон, каток, пулемет, охотник, гамак, хобот, конфета, петух, тыква, тапки, калитка, кофта, билет, лифт, дыня), сюжетная картинка "Толя и Тома лепят...", индивидуальные зеркала, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Ход занятия
I. Оргмомент (сложная инструкция: припоминание картинок на П, П').
II. Повторение знакомых гласных и согласных, сопоставление.
III. Знакомство со звуком Т:
а) выделение на слух из слов: торт, корт, гимнаст, хвост, мост,
трамвай, тарелка, тумбочка, нитки, пальто, метка...;
б) произнесение звука логопедом и детьми, наблюдение за арти
куляцией и звучанием, характеристика: согласный, зубной.
IV. Дифференциация Т-Д-К на слух:
а) в звуковом ряду: т, д, т, к, д, п, т...;
б) в словах: том, дом, ком, топ, тот, пот, мак, дым, танк, паук, как,
так, папа, туфли, мост, сноп, кулак, хвост...;
в) по картинкам на панно: логопед проговаривает все картин
ки, дети отбирают и проговаривают картинки на Т.
V. Упражнение на развитие внимания и памяти с отобранными кар-
тинками (припоминание рассмотренных ранее картинок на Т— "Отгадай указанную картинку" — 6 картинок на панно перевернуты).
VI. Звуковой анализ обратных слогов:
ап уп ип он ат от ит ут
Назови последний звук. Какой он? Назови первый звук. Какой он? Сколько всегв звуков в слоге? Игра "Живые звуки".
VII. Воспроизведение слоговых рядов:
ат-от-ут-ит от-ут-ит-ат ут-ит-ат-от ит-ат-от-ут
VIII. Физкультминутка.
IX. Знакомство с буквой Т: рассматривание, отыскивание, обведение
контура, печатание.
X. Упражнения с разрезной азбукой: составление (по следам анализа),
преобразование и чтение обратных слогов: ап, уп, ип, ит, ут, ат с последующим печатанием трех из них.
XI. Составление рассказа по сюжетной картинке:
а) рассматривание картинки;
б) называние или отбор имен на Т:
Аня, Маша, Тома, Оля, Лена, Поля, Алик, Эдик, Коля, Толя, Павлик;
в) отыскивание и называние предметов на звук Т;
г) составление предложений с помощью вопросов:
Что это? Кто это? Что делает Толя? Тома?
Что он(а) лепит? Что у Толи? Томы?
д) объединение предложений в рассказ:
Вот комната. Это Тома. Это Толя. Тома лепит утку. У Томы утка. Толя лепит танк: У Толи танк.
е) заучивание рассказа.
XII. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 в именитель
ном и винительном падежах и существительных — договаривание
предложений:
У Томы 1... утка. (2.., 5...) У Толи 1... танк. (2.., 5...) Тома слепила 1... утку. (2.., 5...) Толя слепил 1... танк. (2.., 5...)
XIII. Итог. Произнесение, характеристика звука Т, припоминание кар
тинок, договаривание слов: бин., бон., лиф., хобо., поле., отколе., фут-
болис, хоккеис, ко., ки., самока..