Со времен Ярослава Мудрого Новгород имел вольности: князья должны были здесь править по обычаям новгородским. В XI— XII вв. все знали, что это за обычаи, потому летописцы не считали нужным их подробно описывать. Мы же, к сожалению, можем только гадать, какие конкретно это были установления.
Очень рано Новгород стал проявлять стремление к самостоятельности. Суровая природа научила новгородцев выносливости и предприимчивости. Промысловая и торговая деятельность выработала характер дерзкий, настойчивый и смелый. Они покорили множество yrpo-финнов и считали себя господами, вольными решать, что и как им делать.
Показателен здесь один случай. В 1093—1113 гг. в Киеве правил великий князь Святополк. Он решил направить в Новгород своего старшего сына. Так поступал Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый и другие великие князья. В Новгороде же в то время был князем сын Владимира Мономаха — Мстислав. Получив приказ принять великокняжеского сына, новгородцы ответили Святополку: «Если у твоего сына две головы, то присылай его нам». Пришлось Святополку уступить.
|
|
Установление А в 1136 г. на вече новгородцы решили отослать из го-
республики рода князя Всеволода, сына их любимого Мстислава.
Он искал себе другого удела, втянул новгородцев в
войну, первый бежал с поля битвы, не берег смердов — такие обвинения
предъявили Всеволоду. Ни бояре, ни черные люди, ни архиепископ Нов
городский не поддержали князя. Ему «был указан путь из Новгорода», т.е.
князя попросту выгнали. В Новгороде вместо княжеского правления уста
новился вечевой строй. Стал Новгород Господином Великим Новгородом.2
1 Забегая вперед, скажем, что такое несчастье случилось с Новгородом в 1477 г. Тогда он был
присоединен к Москве, и московский великий князь Иван 111, не доверявший гордым новго
родским боярам, конфисковал боярские вотчины, а их владельцев выселил в другие земли.
2 Это название говорит о многом. Раньше «господином» в самом значительном смысле
этого слова был князь, носитель государственной власти, — теперь Новгород сам ренат свои
дела, т.е. сам был «господином». Высшим правителем Руси ранее был великий князь киевский — теперь Новгород сам был «великий», т.е. независимый от Киева, равный ему.
Вече Все важнейшие вопросы: войны и мира, выбора властей
решались теперь на народном собрании (вече), куда допускались свободные и женатые мужчины, самостоятельные хозяева.
Проходило вече бурно. Говорящие поднимались на ступенчатую трибуну и обращались к людям. Народ криками выражал одобрение или неудовольствие. Иногда дело доходило и до кулаков. Победившая в драке сторона порой кидалась на дворы своих противников, особенно их вождей, которые всегда были боярами. Те бежали из города, опасаясь за жизнь, ибо доходило и до убийств. Имущество бояр растаскивалось и делилось «на зуб». Вече собиралось обычно на Торговой площади, но случалось, что районы Новгорода. — а город делился на 5 концов, — устраивали союзы, объединяясь в борьбе друг против друга. Бояре, купцы, ремесленники и прочий черный люд каждого конца в XI I— XI 11 вв. выступали совместно, желая видеть во главе Новгорода своих бояр. Собиралось два, а то и три вече. Противники сходились на мосту через Волхов и бились так, что и мост разметывали.
|
|
Правда, некоторые историки считают, что так дело обстояло только в начале существования независимого Новгорода. А далее в вече участвовали только именитые горожане — не случайно в немецких документах вече именуется «Совет 500 золотых поясов». Вечевая площадь на Торговой стороне не может вместить несколько тысяч свободных новгородцев.
Возможно, на вече люди не стояли, а сидели на скамьях. Возможно, голосовали не криком, а записывая на бересте имена. По крайней мере, археологи нашли ровно обрезанные кусочки бересты с выцарапанными на них именами в родительном падеже.
Кроме городского вече, собирались кончатские народные собрания, где выбирали местное самоуправление — кончатских старост и их помощников сотских. На кончатских собраниях, как и на городском вече, ведущую роль играли бояре — только они становились новгородскими начальниками. Посадник, тысяцкий, Главной фигурой новгородского государства был архиепископ, князь посадник. Он управлял Новгородом, вел внешнюю политику, мог созывать вече по важнейшим делам, распоряжался казной. Помощником посадника являлся тысяцкий. Когда-то тысяцкие возглавляли ополчение. Теперь тысяцкий тоже командовал новгородскими отрядами, но кроме того вел суд, смотрел за сбором налогов и помогал посаднику в прочих делах.
Большую роль в Новгороде играл архиепископ. Он хранил новгородскую казну, под его опекой было новгородское летописание, ведшееся при Софийском соборе. Архиепископ творил церковный суд. Назначал архиепископа киевский митрополит, но с учетом мнения новгородцев.
Был в Новгороде и князь. Его приглашали вместе с дружиной и содержали за новгородский счет. Князь играл роль главного воеводы. В случае большой войны он выводил на бой свою дружину и новгородское ополчение. В малых войнах новгородцы, занятые хозяйством, не участвовали, полагаясь на княжескую дружину. Князь не имел права вмешиваться во внутреннюю жизнь Новгорода. Он не мог приобретать вотчины в новгородской земле. Не мог даже жить в городе и жил в специальной резиденции под Новгородом. Строптивых князей горожане выгоняли или, как писали летописцы, «указывали им путь из Новгорода».
5—2106
Восстания в Нелегко приходилось в Новгороде и посадникам с
Новгороде тысяцкими. Неугодных правителей решительные
новгородцы свергали. В городе часто случались восстания. Например, в 1207 г. вспыхнул мятеж против посадника Дмитра Мирошкинича. Вече обвинило посадника во введении новых налогов и отягощении народа повинностями. Мирошкин и Дмитров двор зажгли, а имущество их разобрали. Села Дмитра и челядь распродали, а остаток разделили среди всех горожан — «на зуб» по 3 гривны. Еще одно восстание произошло в 1229 г. Опять взметнулся весь Новгород.
Местное Новгородские владения размером превосходили все
управление другие русские земли. В Европе не сыскать было бо-
лее обширной страны, чем Господин Великий Новгород. Рубежи его постоянно расширялись за счет включения угро-финских земель на северо-западе, севере и востоке.
Владения Новгорода делились на 5 пятин. В каждой имелся староста, часто из местных жителей, но обязательно христианин. За данью для Новгорода приезжали люди из столицы, причем определенная часть налогов пятин поступала в кончатские «бюджеты».
|
|
Порой угро-финское языческое население роптало: случались грабежи и убийства славянских поселенцев, крещеных угро-финнов: карелы бежали в подвластные Швеции районы Финляндии или наводили немцев (шведов) на новгородскую территорию. Новгородцы отвечали карательными походами на мятежников и против Швеции.
В новгородских пригородах — Пскове, Ладоге, Изборске, Торжке, установились порядки, похожие на новгородские. Эти города, являясь частью новгородских владений, имели значительное самоуправление. Впоследствии в XIV в. псковская земля выделилась из новгородской. Возникла самостоятельная псковская республика, в которой верховенство имели местные боярско-купеческие кланы. Представители пригородов иногда участвовали в новгородском вече.