(военные реформы, открытие мануфактур).
Создание Тем временем Петр развил лихорадочную деятель-
регулярной армии ность. Продолжал строиться флот. Стали преобразовывать армию. Создавалась постоянная, профессиональная армия. Такую армию называют еще регулярной. Все старые пешие и конные части распустили, служивших в них перевели во вновь создаваемые полки европейского строя: солдатские, рейтарские1, драгунские2. Полки перевооружили и принялись серьезно учить. Петр и его сподвижники стремились обучить солдат не только техническим приемам, но и воспитать в них чувство долга, дисциплины и инициативы, но методы внушения оставались жестокими, за провинности били особыми палками — шпицрутенами, могли выжечь на лице клеймо, отрезать уши, нос, сослать на каторгу, казнить. Все это — и доброе и злое — нашло отражение в «Уставе воинском» 1716 г.
' Рейтарские полки — конные полки. 2 Драгунские полки состояли из солдат, которые могли сражаться как в конном строю, так и в пешем. |
Своих опытных офицеров в России было мало, поэтому был обнародован манифест, приглашавший офицеров-иноземцев. Своеобразной школой национальных кадров стали гвардейские полки — Преображенский и Семеновский. Гвардейцы, набиравшиеся при Петре и из дворян, и из простолюдинов, проходили все ступени службы, начиная от рядового, и отправлялись потом в армейские полки офицерами.
|
|
Для успешного ведения Северной войны нужны были также строители оборонных укреплений, артиллеристы, навигаторы, лекари и другие специалисты. В 1701 г. открыли Навигацкую школу, где учили математике, геометрии, астрономии, навигации (приемам мореплавания). Петр считал, что Навигацкая школа нужна «не токмо к морскому ходу..., но и артиллерии и инженерству». В том же 1701 г. стала действовать и Артиллерийская школа. Несколько позже, в 1707 г. открыли Медицинскую, а в 1712 г. — Инженерную. В полках солдат учили грамоте и счету.