Мало того, артист физически чувствует то, о чем думает, и едва сдерживает в себе внутренние позывы к действию, стремящиеся к внешнему воплощению внутренней жизни»1,— пишет К. С. Станиславский.
А студентка, получившая письмо от жениха, должна знать, что работы осталось много, что одна из бригады больна и оставшимся трем девушкам придется работать за пятерых, но если она не воспользуется отпуском, то очень долго не увидит своего жениха. Если она все это учтет, то решение вопроса для нее станет затруднительным. Как же должна отнестись она к тому, что бригада ее отпускает, беря на себя часть ее работы?
Оправданное отсутствие слов в этюде должно приучить участников его к активному внутреннему действию. Когда внутренняя активность рождает слова, мы даем им говорить, но прекращаем этюд, как только чувствуем, что может начаться болтовня и эти слова могли бы не говориться.
То владение элементами актерского мастерства, которое было выработано на предыдущих занятиях, должно быть использовано во время исполнения этюда.
1. К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр.197
Если этюд не получился, «дело в большинстве случаев ясно — то актер не чувствует объекта, то не понимает задачи органически, то напряжен и т. д.»1,— говорил Е. Б. Вахтангов. И действительно, участники этюда должны освобождаться в моменты физического напряжения, собирать внимание на объекте, тщательно проделывать физические действия с предметами. Отношение ко времени и месту действия создает атмосферу и самочувствие, увлеченное выполнение задачи и общение придадут органику действию и т. д. Один элемент потянет за собой другие, исполнитель этюда почувствует, что он выправился, и начнет получать удовлетворение от сценической жизни.
«На экзамене в 10 классе»
Экзамен по математике. Преподаватель за столом. Экзаменующиеся сидят поодиночке, и их парты отставлены далеко друг от друга. Остались только три девушки. Две решили задачу, но задерживаются нарочно, потому что третья, их подруга, явно не может решить задачи. Они пробуют подбросить ей шпаргалку, но та желает решить задачу самостоятельно, не прибегая к обману. Наконец задача решена самостоятельно. (Оправдание молчания — обстановка экзамена.)
1 Е. Б. Вахтангов, Записки. Письма. Статьи, стр.131.