От мысли, что он отравился, его бросило и в холод и В жар. Что яд был действительно принят, свидетельствовали, кроме запаха в комнате, жжение во рту, искры в глазах, звон колоколов в голове и колотье в желудке.
«Физическое самочувствие радости может иметь множество оттенков и чувства, и темперамента, и даже психологических пружин... Нет пределов фантазии, работающей в психофизике человека для выбора физического самочувствия»1.
Эти слова В. И. Немировича-Данченко подчеркивают, что сфера физического самочувствия безгранична и проявляется иногда в неожиданной форме.
Вспомним финал «Живого трупа» Л. Н. Толстого.
Федя (после того, как выстрелил себе в сердце). Как хорошо.... как хорошо... (кончается).
Казалось бы, что в его самочувствии боль от раны должна быть главной, а он ее не чувствует -наоборот, освобождение от нравственных страданий заслоняет физические муки.
Таким образом, физическое самочувствие, начиная от простейших упражнений и кончая самыми сложными творческими заданиями, сопутствует актеру во время действия и дает тон всему происходящему на сцене.
|
|
1В. И. Немирови ч-Д а н ч е н к о, Статьи, речи, беседы, письма, М., «Искусство», 1952, стр. 167—168.
Стр.110
«Сценическое искусство возникает тогда, когда актер принимает за правду то, что он сам создал своей фантазией»,— пишет Е. Б. Вахтангов.
Когда на сиене возникает жизнь, созданная творческим воображением, то у актера должно
ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ
измениться отношение к предмету, месту действия, событиям, партнерам.
Под переменой отношения мы понимаем ту внутреннюю «перестановку», которая позволяет актеру относиться к условным предметам, условному месту действия и вымышленным событиям как к подлинным, а к партнерам как к действующим лицам. Например, относиться к бутафорскому пистолету как к настоящему, к декорациям и бутафорской мебели как к стенам и мебели своей комнаты, к воображаемой обиде как к настоящей, к товарищу по курсу как к своему отцу или врагу.
Основной путь для возникновения перемены отношения — магическое «если бы», создание предлагаемых обстоятельств и верного физического самочувствия.
«Но для того, чтобы тот воображаемый мир, который строится актером на основе, созданной творчеством драматурга, захватил бы его