Снова, рассматривая и ясно видя стул, студент может найти отношение к изгибам спинки, как к электроприборам, к винтам — как к месту прикрепления осужденного и т. д.
В этих упражнениях предмет не настоящий, а «подставной», но отношение к нему ищется подлинное. Мы стараемся «подставлять» предметы более или менее подходящие по форме к тем, к которым надо найти отношение.
Предлагаемые обстоятельства упражнения должны быть созданы самими студентами.
«Это один из бесчисленных примеров того, как с помощью воображения можно внутренне перерождать для себя мир вещей. Его не надо отталкивать. Напротив, его следует включать в создаваемую воображением жизнь.
Такой процесс постоянно имеет место на наших интимных репетициях. В самом деле, мы составляем из венских стульев все, что может придумать воображение автора и режиссера: дома, площади, корабли, леса. При этом мы не верим в подлинность того, что венские стулья — это дерево или скала, но мы верим в подлинность своего отношения к подставным предметам, если бы они были деревом или скалой»1.
|
|
1.К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 78
Одна из учениц взяла такое отношение к стулу, как если бы это было старое, ободранное и разбитое дедовское кресло, принесенное с чердака. Начав упражнение, она осмотрела стул, попробовала его крепость, села на него. Но ее действия были показными, наигранными, и верного отношения у нее не получилось. Когда же она стала по-настоящему решать, можно ли как-то использовать разбитое кресло, верное отношение родилось. Она осторожно принесла стул, тщательно отерла его от пыли, подробно осмотрела повреждения и, определив, что его можно отремонтировать, решила временно поставить в угол комнаты.
В другом случае ученик взял палочку и стал искать отношение к ней, как к подаренной ему авторучке, как раз такой, какую ему хотелось иметь. Затем взял второе отношение — как к ручке, найденной на бульваре. Оба упражнения были так затороплены, что действия были выполнены формально и никакого отношения не родилось. Когда же ученик успокоился, перестал нервничать v торопиться, дал себе время на оценку найденной вещи, поиски владельца и т. п. — верное отношение возникло.
В большинстве случаев студент в начале обучения еще не свободен, нервничает. Поэтому его надо почаще вызывать на сцену, успокоить, дать