• В работе комиссииможно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.
• Диагностика и обследование ребенка начинается либо с запроса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса воспитателя, администрации образовательного учреждения с согласия родителей. Последнее должно быть документально зарегистрировано в карте развития или в каком-либо другом документе. Описание проблем или жалоб происходит при записи ребенка на консультацию. Это можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка.
• Индивидуальное обследование ребенка специалистами комиссии.
• Важной проблемой этого этапа является определение последовательности «прохождения» ребенком различных специалистов. Кто из них должен первым обследовать ребенка, то есть проводить так называемый первичный прием? До сих пор на этот вопрос нет однозначного ответа. Несомненно, многое зависит от состава специалистов комиссии. Практика консультативно-диагностической деятельности показывает, что существует два приемлемых варианта. Если в учреждении имеется психолог с большим опытом работы, первичный прием целесообразно проводить ему. Если психолог не обладает необходимым опытом, первичный прием может проводить любой другой специалист, в первую очередь логопед или врач.
|
|
• В первом варианте психолог определяет, кто из специалистов должен обследовать ребенка, а в некоторых случаях и последовательность их консультаций.
• Психолог, осуществляющий первичное консультирование проблемного ребенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье (так называемый психологический анамнез). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют эти анамнестические данные.
Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами комиссии.
Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его развития, определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, выбрать образовательный маршрут.
При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов.
Часто встает вопрос, необходимо ли присутствие ребенка или его родителей (лиц, их замещающих) на коллегиальном обсуждении? По нашему мнению, если это обсуждение проходит непосредственно после обследования ребенка всеми специалистами (в течение 3-5 дней после последнего обследования), вполне возможно не приглашать ребенка и его родителей.
|
|
Родителям сообщается заключение в понятной для них форме. Как правило, это делает руководитель комиссии или психолог. В то же время следует помнить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей и дать им ясные и понятные рекомендации. В отдельных (наиболее сложных) случаях специалист должен в доступной для родителей форме предоставить им прогноз дальнейшего развития ребенка.
Направление ребенка на городскую консультацию.
Ребенок направляется на консультацию более высокого уровня в том случае, если:
• Дошкольная комиссия не приходит к общему мнению;
• родители не принимают решений и рекомендаций комиссии ДОУ.
Общее заключение комиссии передается в муниципальную (городскую) консультацию. После дополнительного обследования ребенка это заключение возвращается в образовательное учреждение с рекомендациями специалистов.
Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
По нашему мнению, функция распределения и согласования воздействий специалистов на ребенка должна быть возложена на психолога, так как он в большей степени является выразителем интересов и прав ребенка. Необходимость объединить усилия всех специалистов требует от психолога особых психотерапевтических навыков, умения создать деловую атмосферу в работе комиссии.
Реализация рекомендаций комиссии.
Составляется план коррекционных мероприятий. Они могут быть как внеурочными, так и включенными в процесс обучения. Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. Наиболее важной задачей психолога на этом этапе является разработка (или подбор) программ для ребенка или группы детей. На каждого ребенка заводятся соответствующие документы, в которых отражается ход коррекционной работы.
В завершение этого этапа работы проводится динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обследование.
По результатам промежуточного обследования заседание комиссии проводится только в следующих случаях, если:
• отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития;
• были получены значительные изменения состояния ребенка;
• произошли какие-то незапланированные события. В этом случае заседание комиссии будет внеплановым.
Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним. Если работа продолжается, то она проходит по этой же схеме.