Интонация – важнейшее средство интерпретации речи

Интонация представляет собой важнейшую лингвистическую категорию, которая характерна сферам языка и речи, т.е. единицам обеих сфер. Без неё не мыслится ни язык, ни речь, ни общение. В широком смысле она выступает в качестве естественного способа представления лингвистических единиц, а применительно к речи интонация – это конкретный вариант смысловой и эмоциональной интерпретации речевых структур. Благодаря интонации осуществляется однозначная передача и восприятие содержания речи.

Простейшая интонация – это интонация звука, сложнейшая – интонация связной речи: в устном общении она чётко передаётся говорящим, в письменной – зашифровывается автором текста и каждому читателю необходимо восстановить её самостоятельно, в соответствии с её авторским вариантом. Например, гласные звуки в потоке речи могут быть ударными и безударными, редуцированными и нередуцированными. Эти их качества передаёт интонация. В лексике интонация с её ударением определяет единый вариант звучания слова, дифференцирует значения слов-омографов, в морфологии способствует различению многих омонимичных словоформ, дифференцирует видовые глагольные формы, в синтаксисе является средством интерпретации содержания речи. Интонация появляется с произношением и тесно связана с ним, передавая различные оттенки и нюансы содержания и его оценки.

Интонацияявляется главным средством выделения, разграничения и интерпретации речевых структур. В интонации академик Л.В. Щерба видел средство связи компонентов в синтагме и синтагм в речи, способ интерпретации содержания речи, а также один из существенных признаков “сказуемости” предложения[59]. Развивая эти мысли, известный французский лингвист М. Граммон писал, что слова, образующие фразу, являются всего лишь её “скелетом”, в то время как жизнь фразам придаёт интонация.

В письменной речи, чтобы правильно понять содержание текста, читателю необходимо самостоятельно определить все авторское синтагмы как исходные речевые единицы, из которых непосредственно составлен текст и его содержание, чётко их разграничить, осознать значение каждой из них, осмыслить фрагменты синтагматической структуры и тем самым осознать авторскую интонацию. Графически одна и та же речевая единица благодаря интонации может передавать самые разные варианты содержания. Интонация при передаче содержания, его оттенков и нюансов не менее важна, чем знаменательный материал, который может варьироваться при передаче одной и той же информации, в то время как интонация при передаче конкретного содержания должна быть однозначной, без каких-либо вариантов. Изменение интонации ведёт к изменению содержания.

Мелодика, паузы и ударения – основные компоненты интонации, отражающие истинный смысл речи. Словесное ударение свойственно каждому знаменательному слову, а также многосложным служебным словам. Оно помогает слушателям распознавать слова в потоке речи, а благодаря интонационным паузам – осознавать, какие именно слова объединяются в общие структурно-смысловые группы. Синтагматическое ударение во фразе или предложении указывает на содержательно важную синтагму, несущую новый фрагмент содержания.

Не может не вызвать сомнений утверждение Н.С. Валгиной о том, что словосочетанию не свойственна интонационная оформленность[60]. Интонация характерна любой произносимой знаменательной единице языка, а единицам речи – тем более. Интонацию предполагает любое записанное сочетание слов – словосочетание как метаструктура, синтагма и предложение, ибо нет интонации – нет и реального содержания. В соответствии с утверждением Валгиной получается, что в единую синтаксическую структуру объединены минимум два полнозначных слова с двумя самостоятельными ударениями, т.е. присутствуют компоненты интонации, а интонации в структуре нет. Но если нет интонации у словосочетаний, то каким образом она появляется у предложения, которое, по мнению, сторонников виноградовской концепции, построено из словосочетаний? Сколько бы нулей мы ни сочетали, больше нуля не получим.

Даже если согласиться с теорией построения предложений из словосочетаний, разделяемой Н.С. Валгиной, то как словосочетания могут быть самостоятельными компонентами предложения, если они не будут интонационно оформляться в его составе. А если каждое словосочетание в составе предложения интонационно оформлено, неужели, произнесённое отдельно, например, при метаязыковых действиях, оно утрачивает свою интонацию? Произношение законченной мысли или любого её фрагмента всегда сопровождается интонацией, которая начинается с произношения первого её компонента и заканчивается с произношением последнего.

К сожалению, вопросу интонации при изучении теории языка и речи уделяется ещё недостаточное внимание, а то, которое уделяется, совершенно не соответствует теоретической и прагматической важности данного вопроса. Интонация речи – это способ интерпретации её содержания, обеспечивающий взаимопонимание и получение знаний. Слова и их значения – первый ключ к пониманию текста. Их конкретные грамматические формы и сочетания – второй. Но основной ключ – интонация с её мелодикой, паузами и ударениями, которая объединяя слова и разграничивая синтагмы, раскрывает их истинное содержание.

В устной речи интонация субъекта речи очевидна и поэтому доступна каждому слушателю. В письменной она закодирована в тексте, и читателю необходимо восстанавливать её на основании развивающегося содержания, структур предложения, знаков препинания и других сопутствующих средств.

Структура и содержание речи объединены интонацией, без осознания которой нельзя понять содержание. Текст как основная форма существования письменной речи представляет собой трансформацию звуковой речи в визуальную с помощью графических средств языка. При этом используются различные традиционные средства и способы оформления письменной речи – раздельное написание слов, структуры простых и сложных предложений, разграничивающих самостоятельные мысли, высказываний, пунктуация, абзацы и другие компоненты. Они имеют четкое выражение, поэтому вполне очевидны, в то время как авторские синтагмы и интонация в известной степени закодированы в тексте и требуют от каждого читателя адекватного восстановления. Только в этом случае текст будет понят им в соответствии с авторским содержанием.

Речевая практика свидетельствует, что интонация – важнейший атрибут любой звучащей речи, каждой её структурно-смысловой единицы, начиная с синтагмы как минимальной исходной речевой единицы и заканчивая полным сообщением. Интонация включает пять элементов: мелодику, ударение, паузы, темп речи и тембр голоса. Благодаря интонации осуществляется чёткая делимитация всех исходных речевых структур, что является основой как при порождении из них связной речи и её содержания, так и при адекватном её восприятии.

Первые три компонента интонации объективно являются основными, так как благодаря им осуществляется однозначная передача содержания. Остальные два носят индивидуальный характер, отражая личностные, акустические и психические особенности речи говорящего.

Для письменной речи важны именно три первых компонента, так как их восстановление и осознание читателем способствует точному пониманию текста. В устной речи мелодика, паузы между синтагмами и синтагматические ударения представлены в интонации субъекта весьма чётко, поэтому восприятие речи не представляет особого труда. Благодаря паузам происходит естественное выделение синтагм, их разграничение (делимитация) как реальных носителей конкретных фрагментов содержания.

На основании мелодики и синтагматического ударения осуществляется осмысление содержания каждой синтагмы. В результате последовательного осмысления всех синтагм воспринимается содержание речи в целом. Степень понимания устной речи слушателем обусловлена уровнем его культурного развития, его языковой и речевой компетенцией, степенью осведомлённости в освещаемых вопросах.

Для читателя ситуация осложняется тем, что мало уметь читать, нужно обладать соответствующими знаниями, с которыми соотносится передаваемое содержание. ему необходимы умения и навыки работы с текстом. Без них нельзя адекватно разобраться в синтагматической структуре текста и его содержании. Но главное, без чёткого восстановления и осознания первых трёх элементов интонации, заложенных в тексте, нельзя адекватно его понять. Поэтому задача каждого читателя независимо от того, действует он осознанно или интуитивно, состоит в том, чтобы, опираясь на достаточный контекст, установить авторскую синтагматическую структуру текста, осознать авторскую интонацию. Представленная автором структура предложений в тексте имеет своей целью содействие читателю путём выделения всех мыслей текста.

Л.В. Щерба, Л.С. Выготский, Е.А. Брызгунова и многие другие исследователи указывали, что интонация присуща устной и письменной речи. А.Р. Лурия отмечал “частичную” закодированность интонации в письменной речи. В соответствии с мнением Н.И. Жинкина, “читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста”. Для практического озвучивания интонации, “вписанной” в текст, некоторые учёные (Г.В. Артоболевский) рекомендовали при чтении “определить все авторские указания, которые заключаются как в содержании, так и в форме произведения”. Авторская интонации текста декодируется читателем, она участвует в выделении и осмыслении всех синтагм, его синтагматической структуры как способа представления и сохранения содержания.

Теоретическая основа связи между структурами текста и интонацией разработана и представлена в работах В.А. Артемова, Е.А. Брызгуновой, В.В. Виноградова, Н.И. Жинкина, И.И. Ковтуновой, О.А. Крыловой, Э.А. Макаева, Е.И. Мурашова, А.М. Мухина, Т.М. Николаевой, А.М. Пешковского, И.П. Распопова, Н.Д. Светозаровой, Н.В. Черемисиной и многих других исследователей. Эти лингвисты вполне убедительно утверждают, что интонация входит в структуру предложения в качестве обязательного компонента; элементы интонации находят свое выражение на письме благодаря “системе интонационных фиксаторов”. В качестве последних называют: 1) различные структуры предложений, 2) знаки препинания, 3) строчное и ступенчатое членение стиха, 4) различные ритмические фигуры, 5) пунктуация, 6) развитие дешифрованного содержания и другие средства, которые прямо или косвенно указывают на границы синтагм, а также на позиции синтагматического ударения в многокомпонентных синтагмах, на характер мелодики. Осознание авторской интонации, закодированной в тексте, – основное условие адекватного восприятия его содержания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: