Синтагма. Заключение

Для лингвистических единиц характерны функциональная линейность и последовательность. Нельзя одновременно произнести или написать даже две единицы, это можно сделать только последовательно. Они всегда представлены в линию и следуют одна за другой: звуки – в морфемах и словах, слова – в синтагмах, синтагмы – во фразах (в устной речи) и в предложениях (в письменной речи), а предложения – в тексте. Но это вовсе не означает, что слова строятся из звуков, предложения – из слов, а текст – из предложений.

Речь строится путём наращения минимальных речевых единиц. Что представляет собой такая единица? Это субъективный комплекс языковых лексических компонентов, который обычно спонтанно возникает в сознании субъекта речи в качестве структурного, интонационного и смыслового единства при отражении конкретного фрагмента содержания. Он и создаёт минимальную исходную единицу речи с ситуативным значением. Последовательное наращение таких единиц знаменует процесс порождения речи с целью передачи конкретного содержания. Эта минимальная единица речи именуется синтагмой.

Наблюдения за интонационной делимитацией речевых единиц в устной речи, как природной и основной её форме, вполне подтверждают эту мысль. В ней паузами разграничиваются не звуки, не отдельные слова или словосочетания в традиционном их понимании и даже не предложения, а – синтагмы, благодаря чему осознаётся значение каждой из них. Это указывает на их исключительную важность в процессе порождения и восприятия речи.

Л.В. Щерба обратил внимание на эти группы как самостоятельные единицы, когда приступил к работе над диссертацией, посвящённой восточно-лужицкому наречию. Он долго искал для них подходящий термин, поочерёдно используя такие варианты, как группа слов, фраза, синтагма.

Всем речевым единицам присущи признаки отдельности и единства, которые проявляются в их грамматическом оформлении, содержании, а также чёткой делимитацией – интонационной или графической.

Применительно к устной речи, которая для говорящего и слушателя начинается с исходной речевой единицы и характеризуется тем, что в момент её порождения происходит и её восприятие, можно выделить следующие уровни речевых единиц:

- уровень синтагм как исходных недифференцированных структур, с помощью которых говорящий наращивает речь, а слушатель воспринимает её одновременно с появлением каждой очередной синтагмы;

- уровень фраз, последовательно появляющихся при наращении синтагм и отражающих все порождаемые говорящим мысли;

- уровень полного сообщения.

Применительно к письменной речи, которая для автора начинается с синтагмы, а для читателя – с текста, можно назвать такие уровни её единиц. Для автора это синтезирующее направление:

- уровень синтагм;

- уровень предложений (простых и сложных), последовательно появляющихся в тексте по мере выделения в нём самостоятельных мыслей;

- уровень высказываний (представленный в виде абзацев);

- уровень текста.

Для читателя характерно анализирующее направление, для него эти уровни представлены в обратном порядке:

- уровень текста как абсолютно завершённой в интонационном, структурном и содержательном отношениях речевой единицы;

- уровень высказываний как относительно завершённых содержательных речевых единиц, которые нередко квалифицируют как “минимальный текст” (И.Р. Гальперин, И.Г. Торсуева);

- уровень предложений как графически разграничиваемых речевых единиц, способствующих выделению в тексте отдельных мыслей, фактов, оценок; имея интонационное оформление, предложения, тем не менее, интонационно не разграничиваются, поэтому определить все их структуры и границы между ними в соответствии с авторским их вариантом в звучащем связном тексте обычно не представляется возможным;

- уровень синтагм как предельно минимальных речевых единиц порождения и восприятия текста и каждой его составной структуры.

Единицы всех уровней обеих форм речи объединяются в общую систему речевых единиц. Каждой из них присуща структурно-смысловая отдельность, т.е. уровневая самостоятельность. Чтобы определиться с реальной исходной речевой единицей, достаточно обратить внимание на то, какие речевые структуры интонационно выделяются субъектом в живой устной речи, в результате чего они воспринимаются слушателями, осознаются их значения и содержание речи в целом.

Человек составляет свою речь из синтагм путём их последовательного линейного наращения. Для его деятельности характерен синтез. Слушатель воспринимает речь одновременно с её порождением – с каждой очередной синтагмой. В общении он становится лицом ведомым. Его ведёт говорящий. Для его речевого действия также характерен синтез. Говорящий интонационно разграничивает синтагмы и тем самым четко отражает их делимитацию. Устное общение осуществляется на уровне синтагм без категории предложения, которое представляется здесь избыточным. Поэтому говорить о построении предложений применительно к устной речи некорректно.

Утверждения одних лингвистов, что предложения строятся из слов, а других, что они строятся из слов и словосочетаний как готовых номинативных единиц, не только не находят подтверждения в речевой практике народа, но и противоречат ей. Поэтому говорить о функциях слова в предложении тоже некорректно, так как в предложение слова попадают не в отдельности, а как компоненты синтагмы или в качестве самостоятельной однокомпонентной синтагмы, не с языковым, а уже с речевым статусом и изменённым качеством значения. Вместо обобщённого значения, характерного для слова как номинативной единицы языка, у однокомпонентной синтагмы проявляется ситуативное значение, которое возникает в сознании субъекта речи при её порождении. Так что функции слов исчерпываются на уровне синтагм. С предложением слова соотносятся только через синтагму.

Передавая содержание, автор при помощи синтагм как исходных одномерных речевых единиц индивидуально-творческого характера формирует единую синтагматическую структуру речи (устного сообщения или текста), отражающую полное содержание.

Анализ устной литературной речи (например, спонтанных выступлений на пресс-конференциях, научных семинарах, заседаниях кафедры, защите диссертаций, при интервьюировании и т.п.), а также разговорной речи и особенно диалектной свидетельствует, что при организации речи объединяются именно синтагмы как отдельные конкретные структурно-смысловые фрагменты содержания. При необходимости письменного отражения такой речи приходится, опираясь на её синтагматическую структуру, формировать текст, выделяя в нём в соответствии с традицией предложения и создавая тот или иной вариант его предложенческой структуры.

Синтагматическая структура речи является смыслонесущей, она объективна и характеризуется единством, тогда как предложенческая структура текста субъективна, она представлена одним из возможных вариантов. Её назначение – способствовать осознанию синтагматической структуры текста, его интонации и содержания. Предложенческая структура может варьироваться без ущерба для содержания – за счёт трансформации простых предикативных структур в сложные или, наоборот, сложных речевых структур в простые.

Адекватное восприятие текста осуществляется не на словесном и не предложенческом уровне, а на синтагматическом – как и восприятие устной речи, что естественно, так как синтагма является речепорождающей единицей как устной, так и письменной речи. Это единственная из речевых единиц, которая функционирует как в устной, так и в письменной речи. Естественно, что если из синтагм речь составляется, то на их основе она и воспринимается.

Тезис о построении предложений на основе слов и структурных схем представляет ситуацию, в которой причину и следствие поменяли местами. Вовсе не схемы являются основанием для создания предложенческих структур, а наоборот, бесчисленные результаты письменной речевой практики приводят к фиксации новых схем предложений.

Не находят подтверждения в речевой практике и мысли о том, что предложения строятся из словосочетаний, которые при этом якобы подвергаются различного рода деформациям, конденсации и редукции, в результате чего опускаются повторяющиеся компоненты словосочетаний. Словосочетания не могут быть единицами порождения предложений, потому что они вообще не соотносятся с идеей последовательного линейного наращения речи. Предложение, как и любые другие составные речевые структуры, должно члениться на речепорождающие единицы. Однако оно не членится на словосочетания, их можно из него лишь вычленить (если они в нём имеются), но последовательно расчленить его на словосочетания нельзя.

Развитие связной речи при наращении синтагм осуществляется благодаря тому, что при этом синтаксически сочетаются слова, входящие в разные синтагмы, в которых они являются грамматически ключевыми. Сочетаясь между собой, они объединяют свои синтагмы в связную речь.

Если квалифицировать ключевые слова разных синтагм, связанных межсинтагматической связью, как самостоятельные словосочетания, из которых якобы строилось предложение, значит разрушить единство каждой из синтагм и исказить истинную картину порождения речи. Она порождается на основе внутрисинтагматических и межсинтагматических интонационных, грамматических и смысловых связей. Внутрисинтагматические связи отражают структурно-смысловое единство каждой из синтагм, появляющихся в речи спонтанно, на основе сформированных и доведённых до автоматизма речевых умений и навыков. Межсинтагматические связи объединяют не отдельные слова, а синтагмы в целом – как минимальные структурно-содержательные компоненты речи. Синтагмы появляются только в речи, при её организации и восприятии. Это исходные индивидуальные творческие речевые структуры.

Слово и синтагма относятся к разным сферам, у них разное качество значения, разные функции и разные уровни реализации. Слово как самостоятельное наименование языка предполагает отдельность. Объединить слова, сохранив их языковые качества, можно только в виде словаря. Синтагма же как речевая единица имеет ситуативное значение и предполагает сочетаемость.

Словосочетание как метаструктура языка и синтагма как реальная речевая единица также относятся к разным сферам. У них разная природа, разное назначение и разные функции. Их не следует смешивать и тем более отождествлять. Каждая синтагма – это конкретная речевая единица, основной компонент организации речи, тогда как словосочетание – структура виртуальная, гипотетическая, метаязыковая. У него нет речепорождающей функции, и поэтому оно не может претендовать на статус самостоятельной лингвистической единицы, тем более на статус речевой единицы.

Сферы языка и речи являются смежными, взаимосвязанными. Они контактируют и взаимодействуют, но подлежат последовательному разграничению. Роль синтагмы как минимальной недифференцированной речевой единицы в формировании речи основная, структура и содержание синтагмы неизменны, что делает её однозначной и одномерной.

Синтагмы могут включать разное количество слов, в зависимости от того, какое содержание пытается передать субъект речи и какими средствами представлены отдельные элементы этого содержания в словаре языка: простыми или составными. На структуру синтагмы влияют смысловые и грамматические факторы, например, простые и составные наименования, простые или аналитические грамматические формы, а также стиль речи. Например, в научном тексте возможны объёмные синтагмы, которые непросто произнести без паузы. Но в любом случае синтагма – это всегда смысловое, грамматическое и интонационное единство. Для субъекта речи она одномерна, т.е. при единстве структуры передаёт один фрагмент содержания. Такой её должен воспринимать и адресат речи.

Содержательно близкие синтагмы, дополняющие по смыслу одна другую, могут вызывать трудность при разграничении, которая устраняется проверкой на наличие между ними паузы. Пауза внутри синтагмы невозможна, а если она не только возможна, но и естественна, это свидетельствует, что конкретный речевой фрагмент представлен двумя синтагмами. Такой вывод подтверждается возможностью изменения их порядка. Границы между синтагмами в тексте устанавливаются автором, на основании передаваемого содержания. Результатом его субъективных речеорганизующих действий становится объективная синтагматическая структура текста, отражающая конкретное авторское содержание. Она субъективна – по отношению к автору, но объективна – по отношению ко всем читателям. Для них она является заданной.

Субъект речи и её адресат по отношению к синтагме действуют по-разному. Речевая деятельность субъекта (автора) направлена от содержания к форме его передачи, в результате последовательного наращения синтагм. Содержание по мере его изложения выливается в конкретную синтагматическую структуру.

Деятельность адресата (читателя) направлена от речевой формы к заложенному в ней содержанию. Действия читателя противоположны действиям автора. Если автор на основании значения соответствующих синтагм спонтанно составляет речь, то читатель на основании текста и его предложенческих структур устанавливает синтагматическую структуру и её интонацию, благодаря чему адекватно воспринимает авторское содержание. Его действия можно охарактеризовать как движение от анализа текста и его предложений к синтезу синтагм.

Речь коммуникативна, а значит, коммуникативна каждая её структура, имеющая статус самостоятельной речевой единицы, в том числе и синтагма как предельно минимальная объективно существующая её единица.

Любое общение начинается с синтагмы. Коммуникативный характер её легко проявляется и осознаётся в сочетаниях синтагм. Он наглядно подтверждается теми многочисленными случаями, когда отдельная синтагма выполняет в речи функцию предложения. Причём такая синтагма может быть представлена одним словом, даже служебной частью речи. Например:

Ты позвонишь до перерыва или после него? – После.

– Ты будешь чай с сахаром или без сахара? – Без.

По-видимому, нелогично утверждать, что, если синтагма выполняет функцию предложения, она содержательна и коммуникативна, а если входит в состав предложения наряду с другими синтагмами, то уже не содержательна и не коммуникативна. В этих случаях варьируются функции синтагмы, но никак не её сущность.

Таким образом, синтагма, во-первых, структурно-смысловой блок, выступающий в качестве исходного минимального самостоятельного компонента речи и выполняющий функцию порождения речи, а значит, принадлежащий исключительно сфере речи. Во-вторых, это структура, в соответствии с коммуникативным заданием получает конкретно-ситуативное значение. Поэтому она предстаёт перед адресатом речи как единый минимальный речевой компонент. В-третьих, включая разное количество компонентов, она по структуре может соответствовать слову, сочетанию слов или даже предложению, оставаясь в последнем случае по своей речеорганизующей функции синтагмой, отражающей один фрагмент содержания. В-четвёртых, её объём ограничен возможностями дыхания, так как она произносится на едином дыхании, без пауз. В-пятых, она является коммуникативной единицей: в речи синтагма может получить предикативное значение и в тексте выполнять функцию предложения.

В настоящее время синтагма и синтагматика речи не изучаются ни в школе, ни в вузе, что в значительной степени тормозит развитие речевой деятельности учащихся и прежде всего развитие чтения с адекватным пониманием содержания. Такая ситуация, на наш взгляд, недопустима, особенно в современных условиях, когда чтение стало главным средством накопления знаний для каждого человека. Чтение – постоянный атрибут интеллектуальной деятельности человека, независимо от её сферы и объекта (книги, СМИ, компьютер, повседневное общение).

Изучение синтагматической основы речи будет способствовать её быстрому восприятию при чтении: адекватному пониманию передаваемых мыслей, их оттенков и нюансов.

Проведённое исследования позволяет сделать следующие выводы.

1. Из каких речевых единиц речь составляется, на их основе она адекватно и воспринимается. И наоборот, на основе каких единиц речь воспринимается, именно из них она и построена.

2. Реальные исходные речевые единицы наглядно проявляются в устной речи, как первичной, естественной форме, благодаря их интонационной делимитации с помощью пауз, в результате чего слушатели легко осознают значения каждой из них и общее содержание речи.

3. В устной речи её субъектом выделяются и разграничиваются группы слов, именуемые синтагмами. Это минимальные, недифференцированные единицы речи с ситуативным значением, которые обычно спонтанно возникают в сознании говорящего на основе сформировавшейся у него словесно-понятийной системы; в них единой конкретной структуре (лексическому комплексу) соответствует один фрагмент конкретного содержания.

4 Обычно синтагма включает несколько слов, но может состоять из одного слова, если субъект речи считает, что в сочетании с другими синтагмами его достаточно для передачи конкретного смыслового фрагмента.

5. Синтагма характеризуется структурным (грамматическим), интонационным и смысловым единством, что подчёркивается разграничительными паузами.

6. Пауза в структуре синтагмы невозножна, так как разрушит её единство.

7. Функции слов как номинативных языковых средств с обобщённым значением исчерпываются на синтагматическом уровне при спонтанном их объединении в синтагмы.

8. Речь в целом и каждая её составная единица в частности порождаются путём последовательного линейного наращения синтагм и их значений.

9. Устная речь строится говорящим из синтагм и одновременно на их основе воспринимается слушателем; это свидетельствует о том, что она осуществляется на синтагматическом уровне.

10. Письменная речь (текст) также составляется из синтагм и при этом традиционно оформляется в виде предложений и высказываний (абзацев).

11. Предложения являются единицами традиционного оформления текста, они помогают определить и осмыслить его синтагматическую структуру и интонацию. В тексте они не строятся, а выделяются по мере наращения синтагм и формирования самостоятельных мыслей, образуя предложенческую структуру текста.

12. Авторская синтагматическая структура текста является основой порождения, сохранения и передачи его содержания. Осознать её – значит осознать авторское содержание.

13. Предложенческая структура текста позволяет упорядочить его мысли и помогает читателю осознать его авторскую синтагматическую структуру, интонацию и содержание.

14. Единство и конкретность содержания текста как письменной формы речи обусловлены единством и конкретностью его синтагматической и предложенческой структур.

15. В устной речи синтагма может выполнять функцию фразы и даже полного сообщения, а в письменной – функцию предложения и текста (например, лаконичный исчерпывающий ответ на единичный вопрос).

16. Синтагматика предложения способствует грамматической квалификации его компонентов.

17. Внутрисинтагматические грамматические и смысловые связи и отношения свидетельствуют о том, что отдельные слова в предложении – это компоненты синтагм, из которых оно было составлено, и к структуре предложения они не имеют непосредственного отношения.

18. Межсинтагматические связи и отношения показывают, что не отдельные слова, а синтагмы являются реальными единицами порождения речи; игнорирование этих связей при выделении членов предложения ведёт к нарушению целостности синтагм как исходных его компонентов.

19. В устной речи структура и границы синтагм чётко представлены в интонации говорящего, в письменной же каждому читателю необходимо, опираясь на контекст, структуру предложений, пунктуацию и другие средства традиционного оформления текста, определить синтагмы самостоятельно.

20. Синтагматическая структура предложения указывает на сомнительный характер утверждения, согласно которому предложения строятся путём распространения их структурных схем с помощью отдельных лексических распространителей.

21. Синтагматическая структура предложения вскрывает противоречие в учении о членах предложения, которые выделяются и квалифицируются без учёта реальной единицы порождения речи и характера синтаксических связей и отношений – внутрисинтагматических и межсинтагматических, отражая несоответствиие данного учения реальной структуре предложения.

22. Синтагматическая структура предложения проясняет способ отражения предикативности как его основного грамматического значения – двусоставность или односоставность.

23. Все виды речевой деятельности – продуцирующие и рецептивные – должны формироваться и развиваться на основе синтагмы, как исходной структуры порождения и восприятия устной и письменной речи.

24. Сведения о синтагме и синтагматической природе речи способствуют чёткому разграничению сфер языка и речи, языковых единиц и речевых, а также единиц устной и письменной форм речи.

25. Индивидуальность речи и её креативный характер проявляются уже на синтагматическом уровне, что подтверждается существованием бесчисленного множества крылатых слов и выражений, представленных в форме синтагмы, которые принадлежат конкретным авторам.

26. Практическая потребность в синтагме и её всестороннем изучении очевидна:

- при обучении учащихся усному и письменному выражению своих мыслей;

- при формировании и развитии у них навыков чтения с адекватным пониманием содержания, с опорой на синтагматическую структуру текста и зашифрованную в нём интонацию;

- при изучении родного и иностранных языков – с использованием методического принципа, согласно которому наибольшая эффективность обучения возможна лишь при работе с реальными речевыми структурами и в первую очередь с исходной структурой речи, т.е. с синтагмой.

Объективно оценивая теоретическую и прагматическую важность рассматриваемой проблемы, мы понимаем, что данная работа отражает начальный этап развития синтагматической теории речи, в связи с чем в ней невозможно охватить все вопросы, касающиеся предмета исследования. Это и не под силу одному человеку. Вместе с тем по этой причине в ней, наряду с бесспорными мыслями, могут быть и те положения, которые нуждаются в корректировке, уточнении, дальнейшем исследовании и развитии. И это естественно, потому что наука всегда в движении: сегодня она ищет новые идеи и корректирует то, что было сделано её приверженцами вчера, а завтра, продолжая поиск, будет уточнять и развивать то, что делается сегодня.

Заканчивая работу, считаю своим долгом выразить искреннюю благодарность уважаемым рецензентам за их конструктивные советы при подготовке монографии к печати:

доктору филологических наук, профессору Горловского государственного педагогического института иностранных языков Алле Рашатовне Габидуллиной;

доктору филологических наук, профессору кафедры украинского и общего языкознания Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Анатолию Степановичу Зеленько.

Эти слова благодарности следовало бы поставить на первое место в книге. Однако в таком случае была бы нарушена хронология действий, что и заставляет меня завершить ими свою работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: