Федор Студит (VII – IХвв.) Григорий Синаит (2-я пол. XIIвв.) Симеон Новый Богослов (Х – ХIвв.). Свт. Григорий Палама (XIVв.)
5) История науки Нравственное богословие в Европе. Краткий обзор.
На Западе: Петр Ломбард (XIIв.); Фома Аквинат (XIIIв.) «Summa Theologia»; Фома Кимпийский (1379 – 14?1) «Подражание Христу» (о морали в средние века) – «Мир лежит во зле, а подражание Христу – спасение из уз зла.
«Casus conscientae» - определенное толкование на каждый поступок (пенитенцалы)
1-ый отделивший Нравственное Богословие от Догматического Богословия – фр. Hambert Dano он в 1577 в сочинении «христианская этика», где в качестве самостоятельной науки и представлено Нравственное Богословие.
Продолжил эту работу лютеранец, немец Георг Кал.
Петр Ломбард (сев Италия)-12 в.
Фома Аквинат 1225-1274 гг. Главный труд:summa theologiae. Последователь Августина. Центр место в этом труде занимает этика. Он объединил этику Августина с рационализмом Пьера Абеляра (1079-1142).
Августин – верую чтобы понимать.
Абеляр – понимаю чтобы верить.
Счит, что логическое док-во догматов не противоречит вере, был сторонником Пелагия. Его сочинения были запрещены.
|
|
Фома:Арестотель+Августин в учении о свободе воли и добродетелях.
Сбобода – единство разума и воли человека и лишь те действия кот производит воля стремясь к цели относятся области морали. По цели действия соотв – злые и добрые.
Высшие добродетели – вера надежда любовь.
Томизм к 15 веку стал офиц доктриной КЦ. Нравств учение изложено в схоластич системе.
Дунс Скот –противник томизма 1270-1308 гг. шотл философ, францисканец. Вместо теономной предл автономную системы.В ее основе своб воля человека.
Ансельм, Абеляр – ранние схоласты.
Они стримились сделать постижимой разумом всю область догматики. Арифм вместо души.
Фома с ними расходился – есть то что остается вне разума и познания(триединство, спасение).
Фома Кемпийский 1379-1471 гг.
Представитель мистического направления. «О подражании Христу». – главный труд.
Переведен Победоносцевым обер прокурором.Свт Игнатий отмечал там прелесть – 2 глава о воображении. (нужно сопереживать Христу - стигматы).
Основной тон – аскетизм, только подражание Христу ведет ко спасению, а не рассуждение о догматах.
Казуистическое течение.
Общие нравств законы применять к конкретным случаям.
Casus conscientia – случаи совести. Списки грехов – начало казуистики.
Протестанты.
По начале не было развитого учения. Потом развилось в отдельную науку.
1-ый автор - Ламберт Дано отделил НБ от ДБ. француз
Труд – «Христианская этика» - 1577г.
Далее Георг Каликст немец, лютеранин 1586-1656.
Иоанн Арндт 1555-1621 немец «Об истинном христианстве» перев на все языки(2 место после Фомы кемпийского)
|
|
Его любил свт Тихон Задонский.
Матин Лютер
16 век – 2 направления
1 – пиетизм (от лат. Благочестие pietas)
Пиетисты – последователи Шпенера – лют пастор из Лейпцига. Собирались вместе, учили необх-ти благочестивой жизни.
Возник как реакция на отвлеченную лютеранскую мораль
2 – янсенизм – Голландия и франция
Корнелий Янсений 1585-1638 гг. «Августин»
Против морали иезуитов.
Он в духе Августина утверждает, что чел природа не имеет свободы, она порочна и спасение зависит не от дел а исключительно от благодати, и спасутся только те, кто предопределен о спасении.
Кант 1724-1804
Теория автономной морали
Буддеус(пиетист 1667-1729), Мозгейм – немцы
6) История науки Нравственное богословие в России. Краткий обзор.
В России долгое время были лишь поучения аскетов, подвижников. Нил Сорский – представляет русскую аскетику.
Другие Русские сочинения до XVIIв. носили таинственное наименование: «Духовный восток»; «Цветник Духовный».
Тихон Задонский; Архиепископ Иоанн (Прокопович) (нач. XVIIв.) – курс Нравственного Богословия.
Митрополит Платон (Лапшин), где он излагает систему Нравственного богословия – «Краткий катехизис»; «С предложением народу»; «Катехизис для священнослужителей» и т.д.
Все они у св. митрополита Филарета (Дроздова) – пособия для изучения Нравственного Богословия и Катехизиса.
Св. Феофан (Затворник) – Путь ко спасению.
Свт. Игнатий Брянчанинов – Аскетические опыты; Курс Нравственного Богословия в краткой форме; Деятельное богословие.
Прот. Иоаким Кочетов – Черты деятельного научения веры (1824г.)
Архим. Платон.
Архим. Бажанов – О вере и жизни христианской.
Прот. Павел Солянский – Нравственное Богословие.
Прот. Халколиванов И.Е. Православное Нравственное богословие.
Архим. Волосов Гавр. Православное Нравственное богословие.
Прот. Кашинский
Прот.Янышев – Православное учение о Нравственном богословии.
Прот.Пятницкий – Опыт Православного Нравственного Богословия; Введение в Православное Богословие.
А.И. Покровский – Православное Христианское Нравственное Богословие.
И.А. Поворов – Очерки Нравственного Православного христианского учения
Проф. Олесницкий – Нравственное Богословие; История Нравственности и нравственного учения.
Проф. Никитский
Проф. Тавеев (1867 – 1934) – История Нравственного Богословия.
А.А. Бронзов – Нравственное Богословие в России в XIX столетии.
-------------
В России учились читать по псалтири. След. реформы образования отражались и на нравственном состоянии народа.
Кереевский 1806-1856
«Человек это его вера»
Рим. 10:14-17 вера от слышания, а слышание от проповедуемоего
Мф …научите…
Какова была цель образования на Руси?
1 этап учеников Сергия Радонежского
2 этап снование киевской академии потом Славяно-греко-лат академии 17 Век
Что важнее нравств состояние или теоретич и практич навыки?
Знания без морали часто становятся орудием уничтожения.
Для древнерусс сознания такого? не сущ-ло
Цель образования – указать путь очищения, спасения, уподобления Христу. В отличие от З понимания богословия, на В богословие – опытное, боговедение.
Ин. Леств «Сов-во чистоты есть начало богословия»
1-ыми университетами были монастыри
Киво-Печерск Феодосий?-1074
При них открывали школы слав письменности. Развитие науки ради нахождения пути образования в себе христианина. Монах был ориентиром, образцом кот. Старались подражать все. Инок, иной. Монахи примеряли князей.
Нил Сорский – об ос-ти чел чувств, страстей - 8 видов.
Гнев
Печаль
Уныние
Тщеславие
Гордость
Чревоугодие
Сребролюбие
Похоть
Каждая из страстей овладевает человеком постепенно, смущает волю. Бороться надо на этапе прилога.
Максим Грек 1480-1556.
|
|
Учил что кажд чел должен понят свое жизненное предназнач.
Чел спос-ти слаг из душевных добродет и дара духовной деят-ти и смысл дара в просвящении.
Луги, цветники, лествицы. Сборники изрчений нравст-поучит хар-ра.
Маргарит, пчела, златоструй.
Ярослав Мудрый 1015-1054 – при нем в Киеве была целая библиотека.
Лука Жидята –1 новгор-й еп-п ум. 1059 г. «Поучение братии»
Илларион – 1 киевский митр. «Слово о законе и благодати»
Изборник 1076 года. Терпение трудолюбие послушание – типа домостроя.
Вл. Мономах -1053-1125 гг.
«Поучения» рассматривает гос, обществ и личные проблемы. Страх Божий имейте, милостыню – все это начало всякого добра
«Слово о полку Игореве» 1188 г. Русская земля – все русские княжества.
Былины.
Домострой. Протопоп Сильвестр 16 век.
Период
Во главу угла ставится не святость а кол-во знаний.
Изменение цели повлекло изменение метода обучения.
Если ранее – чтение писания, житий, проповедь, послушание духовнику, то теперь приоритет накоплению знаний. Понятие богослов стало подразумевать профессию.
Возникают дух. школы – курсы. Образование становится схоластическим (рационализм и оторванность рассм. вопросов от реальной духовной жизни).
Утрата живого чувства веры, чувства Бога.
Образов было на лат языке до 2пол 19 века.
1825г указание уч. комиссии – богословие – только на латинском языке, уч-к основан на Буддеусе.
Свт. Филарет Дроздов. Академия – полукиновия. Появляется свой путь в дух образовании.
Толчок к дух пробуждению дала победа над Наполеоном. Откр много масонских лож.
Дело жизни свт. Филарета – борьба за русскую Библию.
1825 – РБО закрыто. Антибиблиисты победили.
Только в 1877 г русская Библия вышла в свет. Только время было утеряно.
7) Нравственная природа человека. Учение Откровения и Святых отцов о высоком достоинстве человека.
Чел создан по подобию Божию, состоит из веществ тела и невеществ души, принадлежит мат и немат миру, является связ звеном между видимым и невидимым миром.
Природа такая же как у окр мира (присутствует вся таблица Менделеева в организме).
|
|
Естеств природа – отражение свойств Божьих. Образ прежде всего в воле, уме, чувстве. бессмертие. дар слова.
Бытие «дыхание жизни». Чел прах, но это дыхание жизни дает чел право называться высшей тварью.
Быт 1:26-27
Вас. Вел
Волеизъявление – по образу и подобию
Созидание – по образу.
Подобие мы приобретаем, не своими силами т.к. возможность подобия дана Богом.
Если относишься к брату так, как Бог отн. к тебе-грешнику. То ты уподобляешься Богу.
Ин. Дам: подобие –уподобление Богу через доброделание.
Клим Александр и др подобие = = образу
Киприан Керн
По ВВ – образ дан, но не значит что это нечто готовое, его нужно раскрыть.
Образ – дар Божий, подобие – обязанность хранить этот дар и умножать его.
Григ Богослов, Ин Дам. Образ – душа человека
Феодорит, Анастасий Синаит – способность творить.
Николай Ярушевич – бессмертие, чел хозяин природы-всемогущий, мысль-вездесущий, дух вездесущий-дух близость людей, всеведующий-память, разум, знание, дух-святость по благодати.
Творение – 2 этапа, тело и дух.
Земля из которой творится человек – Адам(обработ земля). Земля или живая материя.
В евр - дыхание жизней(разные сферы).
В НЗ образ Бога – И.Х. следовательно богообразность это христообразность.
Человек – венец творния, но зависит от Бога. Хотя имеет и некое автономное бытие.
Общее с др творением:
- сотворен из земли – готового материала;
- обязан возделывать землю;
- телесно человек возвращается в землю;
- творение человека в общей схеме творения.
Различие:
- создан по образу и подобию;
- призван быть владыкой и хозяином земли;
- предшествует совет Троицы;
- дыхание жизни.
8) Православное учение о первородном повреждении природы человека. Понятие "первородный грех" в католическом и протестантском богословии.
Он связующее звено между видимым и невидимым миром. Человек – отражение Божиих свойств и в этом его подобие Богу. Образ его в: уме, воле, чувстве, разум, речь, способностях к творчеству или власти и т.д.
Человек должен развивать свои качества: А) разум – заполнить истинной; Б) волю – расправить к добродетели и т.д.
Т.е. сам человек достигает святости, но при помощи Божией. Только так человек возрастает из образа в подобие Божие.
Бог не может спасти человека, если он сам этого не желает. Ведь человек имеет и «автономное бытие».
Он должен … и возделывать землю.
Если Бог все творит по слову «Да будет», то на «Совете Св. Троицы»: «Сотворим человека по образу и подобию нашему».
Св. Василий Великий: «Воля Божия содержащая 2 элемента – образ и подобие,т.к. образ подобия мы должны достигать.
Св. Филарет Дроздов: «В Библии часто приводятся слова «образ» и «подобие» в одинаковом смысле.
Св.Василий Великий: «Образ дан в человеке, но от того, как он стремиться к подобию, зависит и степень его Богообразности», т.е. образ и подобие в принципе одно и то же.
Из рук Творца человек выходит совершенным, но оно было дано изначально и отличается от совершенства, к которому мы стремимся сейчас.
Екл.7:29[5] т.е. он был способен не грешить, был при помощи Божией постоянно.
Он … он мог и нарушить заповедь Божию, что привело бы его к отдалению от Бога.
Человек не знал выбора между добром и злом, т.к. воля была направлена к добру.
Бог создал человека для????? (Прем.2:21[6]).
Рай был и чувственным и греховным, т.к. человек был таким же.
По грехопадении образ Божий в человеке изменился, разум для познания истины притупилось.
Сердце стало чувственным Мф. 15:19[7].
Быт. 5:6[8] – о состоянии человека до потопа; Быт. 8:21[9].
Первородный грех – состояние наследующееся через физическое рождение и проявление себя как склонность к греховным поступкам.
Рим.7:15 – 19[10];3Цар.8:46[11];1Ин.1:8[12]; Еф.4:22[13].
Ириней Лионский – Адам – начало умирающих, а Христос – Начало живущим.
Ин.3:5[14];Еф.2:3[15].
Правда Божия предлагает нам освободится от наследия греха через таинства; через вступление в Новый Завет.
Пелатий ( 418 г): «Каждый человек рожденный со свободной волей, такой, как у прародителей, смерть – часть естества, а не наказание. Это логика тварного («все» творение не вечно). В принципе это правильно, т.к. бессмертие было условно, когда условие нарушено, то смерть уже телесная.
Ириней Лионский: «Возможность не грешить перешла в невозможность не грешить».
Последователи: Адам создан смертным, и умер бы даже если бы не согрешил, из за греха пострадал только Адам, а не потомки, и до Христа были безгрешные люди.
Святой – это не безгрешный, это инок, т.е. иной, а Христос – другой по Природе, человек лишь прикасается к Его Природе, и освящает природу свою.
Человек не может не грешить, а праведник в Царствии Божием не может грешить.
Лосский: «состояние человека подверглась катастрофической мутации.
Св. Отцы: «человек вылеплен руками Божьими».
Василий Великий – это нетварная благодать; она наше начало. Живые средства человек познает изнутри.
Но подобного ему существа не нашлось => сотворение женщины, как «единосущной ему», она не ниже мужчины. Любовь эта требует совершенствования.
Это – истина двуединство человека в брачном союзе. «Как это происходит Моисей не говорит, но ясно, что это сначала должен был быть один организм».
Проф. Троицкий: «Жена – восполнение его самого (Адама)».
Плоды «для бессмертия – «древо жизни» - сейчас – Евхаристия», именно она помогает достичь обожения