Второй период (Византийский (IX – XVIвв.))

Федор Студит (VII – IХвв.) Григорий Синаит (2-я пол. XIIвв.) Симеон Новый Богослов (Х – ХIвв.). Свт. Григорий Палама (XIVв.)

5) История науки Нравственное богословие в Европе. Краткий обзор.

На Западе: Петр Ломбард (XIIв.); Фома Аквинат (XIIIв.) «Summa Theologia»; Фома Кимпийский (1379 – 14?1) «Подражание Христу» (о морали в средние века) – «Мир лежит во зле, а подражание Христу – спасение из уз зла.

«Casus conscientae» - определенное толкование на каждый поступок (пенитенцалы)

1-ый отделивший Нравственное Богословие от Догматического Богословия – фр. Hambert Dano он в 1577 в сочинении «христианская этика», где в качестве самостоятельной науки и представлено Нравственное Богословие.

Продолжил эту работу лютеранец, немец Георг Кал.

Петр Ломбард (сев Италия)-12 в.

Фома Аквинат 1225-1274 гг. Главный труд:summa theologiae. Последователь Августина. Центр место в этом труде занимает этика. Он объединил этику Августина с рационализмом Пьера Абеляра (1079-1142).

Августин – верую чтобы понимать.

Абеляр – понимаю чтобы верить.

Счит, что логическое док-во догматов не противоречит вере, был сторонником Пелагия. Его сочинения были запрещены.

Фома:Арестотель+Августин в учении о свободе воли и добродетелях.

Сбобода – единство разума и воли человека и лишь те действия кот производит воля стремясь к цели относятся области морали. По цели действия соотв – злые и добрые.

Высшие добродетели – вера надежда любовь.

Томизм к 15 веку стал офиц доктриной КЦ. Нравств учение изложено в схоластич системе.

Дунс Скот –противник томизма 1270-1308 гг. шотл философ, францисканец. Вместо теономной предл автономную системы.В ее основе своб воля человека.

Ансельм, Абеляр – ранние схоласты.

Они стримились сделать постижимой разумом всю область догматики. Арифм вместо души.

Фома с ними расходился – есть то что остается вне разума и познания(триединство, спасение).

Фома Кемпийский 1379-1471 гг.

Представитель мистического направления. «О подражании Христу». – главный труд.

Переведен Победоносцевым обер прокурором.Свт Игнатий отмечал там прелесть – 2 глава о воображении. (нужно сопереживать Христу - стигматы).

Основной тон – аскетизм, только подражание Христу ведет ко спасению, а не рассуждение о догматах.

Казуистическое течение.

Общие нравств законы применять к конкретным случаям.

Casus conscientia – случаи совести. Списки грехов – начало казуистики.

Протестанты.

По начале не было развитого учения. Потом развилось в отдельную науку.

1-ый автор - Ламберт Дано отделил НБ от ДБ. француз

Труд – «Христианская этика» - 1577г.

Далее Георг Каликст немец, лютеранин 1586-1656.

Иоанн Арндт 1555-1621 немец «Об истинном христианстве» перев на все языки(2 место после Фомы кемпийского)

Его любил свт Тихон Задонский.

Матин Лютер

16 век – 2 направления

1 – пиетизм (от лат. Благочестие pietas)

Пиетисты – последователи Шпенера – лют пастор из Лейпцига. Собирались вместе, учили необх-ти благочестивой жизни.

Возник как реакция на отвлеченную лютеранскую мораль

2 – янсенизм – Голландия и франция

Корнелий Янсений 1585-1638 гг. «Августин»

Против морали иезуитов.

Он в духе Августина утверждает, что чел природа не имеет свободы, она порочна и спасение зависит не от дел а исключительно от благодати, и спасутся только те, кто предопределен о спасении.

Кант 1724-1804

Теория автономной морали

Буддеус(пиетист 1667-1729), Мозгейм – немцы

6) История науки Нравственное богословие в России. Краткий обзор.

В России долгое время были лишь поучения аскетов, подвижников. Нил Сорский – представляет русскую аскетику.

Другие Русские сочинения до XVIIв. носили таинственное наименование: «Духовный восток»; «Цветник Духовный».

Тихон Задонский; Архиепископ Иоанн (Прокопович) (нач. XVIIв.) – курс Нравственного Богословия.

Митрополит Платон (Лапшин), где он излагает систему Нравственного богословия – «Краткий катехизис»; «С предложением народу»; «Катехизис для священнослужителей» и т.д.

Все они у св. митрополита Филарета (Дроздова) – пособия для изучения Нравственного Богословия и Катехизиса.

Св. Феофан (Затворник) – Путь ко спасению.

Свт. Игнатий Брянчанинов – Аскетические опыты; Курс Нравственного Богословия в краткой форме; Деятельное богословие.

Прот. Иоаким Кочетов – Черты деятельного научения веры (1824г.)

Архим. Платон.

Архим. Бажанов – О вере и жизни христианской.

Прот. Павел Солянский – Нравственное Богословие.

Прот. Халколиванов И.Е. Православное Нравственное богословие.

Архим. Волосов Гавр. Православное Нравственное богословие.

Прот. Кашинский

Прот.Янышев – Православное учение о Нравственном богословии.

Прот.Пятницкий – Опыт Православного Нравственного Богословия; Введение в Православное Богословие.

А.И. Покровский – Православное Христианское Нравственное Богословие.

И.А. Поворов – Очерки Нравственного Православного христианского учения

Проф. Олесницкий – Нравственное Богословие; История Нравственности и нравственного учения.

Проф. Никитский

Проф. Тавеев (1867 – 1934) – История Нравственного Богословия.

А.А. Бронзов – Нравственное Богословие в России в XIX столетии.

-------------

В России учились читать по псалтири. След. реформы образования отражались и на нравственном состоянии народа.

Кереевский 1806-1856

«Человек это его вера»

Рим. 10:14-17 вера от слышания, а слышание от проповедуемоего

Мф …научите…

Какова была цель образования на Руси?
1 этап учеников Сергия Радонежского
2 этап снование киевской академии потом Славяно-греко-лат академии 17 Век

Что важнее нравств состояние или теоретич и практич навыки?

Знания без морали часто становятся орудием уничтожения.

Для древнерусс сознания такого? не сущ-ло

Цель образования – указать путь очищения, спасения, уподобления Христу. В отличие от З понимания богословия, на В богословие – опытное, боговедение.

Ин. Леств «Сов-во чистоты есть начало богословия»

1-ыми университетами были монастыри

Киво-Печерск Феодосий?-1074

При них открывали школы слав письменности. Развитие науки ради нахождения пути образования в себе христианина. Монах был ориентиром, образцом кот. Старались подражать все. Инок, иной. Монахи примеряли князей.

Нил Сорский – об ос-ти чел чувств, страстей - 8 видов.

Гнев

Печаль

Уныние

Тщеславие

Гордость

Чревоугодие

Сребролюбие

Похоть

Каждая из страстей овладевает человеком постепенно, смущает волю. Бороться надо на этапе прилога.

Максим Грек 1480-1556.

Учил что кажд чел должен понят свое жизненное предназнач.

Чел спос-ти слаг из душевных добродет и дара духовной деят-ти и смысл дара в просвящении.

Луги, цветники, лествицы. Сборники изрчений нравст-поучит хар-ра.

Маргарит, пчела, златоструй.

Ярослав Мудрый 1015-1054 – при нем в Киеве была целая библиотека.

Лука Жидята –1 новгор-й еп-п ум. 1059 г. «Поучение братии»

Илларион – 1 киевский митр. «Слово о законе и благодати»

Изборник 1076 года. Терпение трудолюбие послушание – типа домостроя.

Вл. Мономах -1053-1125 гг.

«Поучения» рассматривает гос, обществ и личные проблемы. Страх Божий имейте, милостыню – все это начало всякого добра

«Слово о полку Игореве» 1188 г. Русская земля – все русские княжества.

Былины.

Домострой. Протопоп Сильвестр 16 век.

Период

Во главу угла ставится не святость а кол-во знаний.

Изменение цели повлекло изменение метода обучения.

Если ранее – чтение писания, житий, проповедь, послушание духовнику, то теперь приоритет накоплению знаний. Понятие богослов стало подразумевать профессию.

Возникают дух. школы – курсы. Образование становится схоластическим (рационализм и оторванность рассм. вопросов от реальной духовной жизни).

Утрата живого чувства веры, чувства Бога.

Образов было на лат языке до 2пол 19 века.

1825г указание уч. комиссии – богословие – только на латинском языке, уч-к основан на Буддеусе.

Свт. Филарет Дроздов. Академия – полукиновия. Появляется свой путь в дух образовании.

Толчок к дух пробуждению дала победа над Наполеоном. Откр много масонских лож.

Дело жизни свт. Филарета – борьба за русскую Библию.

1825 – РБО закрыто. Антибиблиисты победили.

Только в 1877 г русская Библия вышла в свет. Только время было утеряно.

7) Нравственная природа человека. Учение Откровения и Святых отцов о высоком достоинстве человека.

Чел создан по подобию Божию, состоит из веществ тела и невеществ души, принадлежит мат и немат миру, является связ звеном между видимым и невидимым миром.

Природа такая же как у окр мира (присутствует вся таблица Менделеева в организме).

Естеств природа – отражение свойств Божьих. Образ прежде всего в воле, уме, чувстве. бессмертие. дар слова.

Бытие «дыхание жизни». Чел прах, но это дыхание жизни дает чел право называться высшей тварью.

Быт 1:26-27

Вас. Вел

Волеизъявление – по образу и подобию

Созидание – по образу.

Подобие мы приобретаем, не своими силами т.к. возможность подобия дана Богом.

Если относишься к брату так, как Бог отн. к тебе-грешнику. То ты уподобляешься Богу.

Ин. Дам: подобие –уподобление Богу через доброделание.

Клим Александр и др подобие = = образу

Киприан Керн

По ВВ – образ дан, но не значит что это нечто готовое, его нужно раскрыть.

Образ – дар Божий, подобие – обязанность хранить этот дар и умножать его.

Григ Богослов, Ин Дам. Образ – душа человека

Феодорит, Анастасий Синаит – способность творить.

Николай Ярушевич – бессмертие, чел хозяин природы-всемогущий, мысль-вездесущий, дух вездесущий-дух близость людей, всеведующий-память, разум, знание, дух-святость по благодати.

Творение – 2 этапа, тело и дух.

Земля из которой творится человек – Адам(обработ земля). Земля или живая материя.

В евр - дыхание жизней(разные сферы).

В НЗ образ Бога – И.Х. следовательно богообразность это христообразность.

Человек – венец творния, но зависит от Бога. Хотя имеет и некое автономное бытие.

Общее с др творением:

- сотворен из земли – готового материала;

- обязан возделывать землю;

- телесно человек возвращается в землю;

- творение человека в общей схеме творения.

Различие:

- создан по образу и подобию;

- призван быть владыкой и хозяином земли;

- предшествует совет Троицы;

- дыхание жизни.

8) Православное учение о первородном повреждении природы человека. Понятие "первородный грех" в католическом и протестантском богословии.

Он связующее звено между видимым и невидимым миром. Человек – отражение Божиих свойств и в этом его подобие Богу. Образ его в: уме, воле, чувстве, разум, речь, способностях к творчеству или власти и т.д.

Человек должен развивать свои качества: А) разум – заполнить истинной; Б) волю – расправить к добродетели и т.д.

Т.е. сам человек достигает святости, но при помощи Божией. Только так человек возрастает из образа в подобие Божие.

Бог не может спасти человека, если он сам этого не желает. Ведь человек имеет и «автономное бытие».

Он должен … и возделывать землю.

Если Бог все творит по слову «Да будет», то на «Совете Св. Троицы»: «Сотворим человека по образу и подобию нашему».

Св. Василий Великий: «Воля Божия содержащая 2 элемента – образ и подобие,т.к. образ подобия мы должны достигать.

Св. Филарет Дроздов: «В Библии часто приводятся слова «образ» и «подобие» в одинаковом смысле.

Св.Василий Великий: «Образ дан в человеке, но от того, как он стремиться к подобию, зависит и степень его Богообразности», т.е. образ и подобие в принципе одно и то же.

Из рук Творца человек выходит совершенным, но оно было дано изначально и отличается от совершенства, к которому мы стремимся сейчас.

Екл.7:29[5] т.е. он был способен не грешить, был при помощи Божией постоянно.

Он … он мог и нарушить заповедь Божию, что привело бы его к отдалению от Бога.

Человек не знал выбора между добром и злом, т.к. воля была направлена к добру.

Бог создал человека для????? (Прем.2:21[6]).

Рай был и чувственным и греховным, т.к. человек был таким же.

По грехопадении образ Божий в человеке изменился, разум для познания истины притупилось.

Сердце стало чувственным Мф. 15:19[7].

Быт. 5:6[8] – о состоянии человека до потопа; Быт. 8:21[9].

Первородный грех – состояние наследующееся через физическое рождение и проявление себя как склонность к греховным поступкам.

Рим.7:15 – 19[10];3Цар.8:46[11];1Ин.1:8[12]; Еф.4:22[13].

Ириней Лионский – Адам – начало умирающих, а Христос – Начало живущим.

Ин.3:5[14];Еф.2:3[15].

Правда Божия предлагает нам освободится от наследия греха через таинства; через вступление в Новый Завет.

Пелатий ( 418 г): «Каждый человек рожденный со свободной волей, такой, как у прародителей, смерть – часть естества, а не наказание. Это логика тварного («все» творение не вечно). В принципе это правильно, т.к. бессмертие было условно, когда условие нарушено, то смерть уже телесная.

Ириней Лионский: «Возможность не грешить перешла в невозможность не грешить».

Последователи: Адам создан смертным, и умер бы даже если бы не согрешил, из за греха пострадал только Адам, а не потомки, и до Христа были безгрешные люди.

Святой – это не безгрешный, это инок, т.е. иной, а Христос – другой по Природе, человек лишь прикасается к Его Природе, и освящает природу свою.

Человек не может не грешить, а праведник в Царствии Божием не может грешить.

Лосский: «состояние человека подверглась катастрофической мутации.

Св. Отцы: «человек вылеплен руками Божьими».

Василий Великий – это нетварная благодать; она наше начало. Живые средства человек познает изнутри.

Но подобного ему существа не нашлось => сотворение женщины, как «единосущной ему», она не ниже мужчины. Любовь эта требует совершенствования.

Это – истина двуединство человека в брачном союзе. «Как это происходит Моисей не говорит, но ясно, что это сначала должен был быть один организм».

Проф. Троицкий: «Жена – восполнение его самого (Адама)».

Плоды «для бессмертия – «древо жизни» - сейчас – Евхаристия», именно она помогает достичь обожения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: