Используются имена детей — участников действия.
- Куда вошли Катя, Ваня и Петя?
- Что взбивала Катя? Что делала Катя?
- Что снял с кровати Ваня? Что сложил Ваня? Что сделал Ваня?
- Что встряхнул Петя? Что сделал Петя?
С помощью варьирования формы вопросов закрепляется умение ребенка анализировать услышанную фразу и правильно строить предложение-ответ.
Упражнения
1. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия, картине и вопросному плану.
Ребенок должен составить рассказ самостоятельно. В случае много-численных ошибок, затруднений, длительных пауз взрослый дает образец, который пересказывается ребенком.
Образец рассказа
Дети вошли в спальню. Катя подошла к своей кровати. Катя взбивала подушку. Ваня складывал покрывало. Петя встряхивал одеяло.
Взрослый поощряет ребенка, если тот вводит в свой рассказ дополнительные детали, касающиеся указанных действий. Например: Катя сильно взбивала подушку. Ваня аккуратно складывал одеяло. И т. п.
2. Словарная работа.
|
|
Взрослый уточняет с ребенком значение и звуковой состав слов, обозначающих действие:
взбивает — сбивает,
встряхивает — стряхивает,
складывает — вкладывает — перекладывает — откладывает.
Подбор слов.
- Что можно: стряхивать? встряхивать? взбивать? сбивать? и т.д.
Выделение действий и восстановление рассказа только по словам, обозначающим действие (вошли — взбивала — складывал — встряхивал).
3. Нахождение предложений, логически не связанных с рассказом.
Ваня положил покрывало на стул.
Катя засыпает быстро.
В спальне много кроваток.
На всех кроватях покрывала.
Катина мама мыла окна.
Петя слепил танк.
У Пети есть машинка.
И т.п.
4. Добавление к названному слову — обозначению предмета соответствующего слова, обозначающего действие, и составление предложения (по теме рассказа).
спальня —... подушка —... покрывало —... одеяло —...
ЗАНЯТИЕ № 5
Тема. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (прямоугольный лист фанеры, обтянутый фланелью, к которому прикрепляются картинки с помощью приклеенной к их обратной стороне бархатной бумаги).
Цели. Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4—6 слов; учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат действия на фланелеграфе с предметными картинками или отдельные сюжетные картины.