Фрагмент урока чтение с применением технологии учебной ситуации (инсценирование), 3 класс

Тема урока: Наш театр. «Квартет»

Цель урока ( доминирующая ): Отработка умения выразительного чтения.

Актуализация знаний. Сегодня мы с вами еще раз поговорим о баснях И.А.Крылова, а именно – о басне «Квартет». А также попытаемся выразительно прочитать и разыграть ее.

Первичное усвоение новых знаний. Ребята, кто из вас помнит, что такое басня?

Басня – это стихотворное произведение нравоучительного характера.

Кто из вас помнит, о чем басня «Квартет»?

Чему учит басня?

Прочитаем басню выразительно.

Попробуем ее разыграть так, как будто выступаем на сцене. Разыгрывать будем по группам. Какие роли выделим? (автор, мартышка, осел, соловей, (козел и мишка вместе) С какой интонацией, каким голосом следует произносить слова каждому герою?

Что можно показать жестами?

Ваша задача в группе продумать свое выступление и распределить роли. (несколько обучающихся оценивают выступление групп по определенным критериям)

Распределим роли и попробуем разыграть сценку.

(Выбираются роли, дети выходят и читают басню выразительно, по ролям с жестикулированием)

Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Задание 19. Проанализируйте конспект урока с применением элементов информационных и коммуникативных технологий. Составьте рекомендации по его усовершенствованию. (Приложение)

Примерный ответ

Проанализировав данный конспект по окружающему миру на тему: город Петра на Неве, с точки зрения ИКТ, можно сделать следующие выводы:

В данном конспекте практически отсутствуют виды применения ИКТ на различных этапах урока. На этапе изучения нового знания, а также на этапе закрепления прописывается в конспекте слайд 1, 2…и т.д, что не является полным применением ИКТ на уроке. Также на этапе изучения нового знания присутствует исследовательская работы учащихся доклады на тему «Эрмитаж», «Дворцовая площадь», с применением презентации.

Для того чтобы урок полностью соответствовал требованиям по которым должен составляться конспект с использованием ИКТ, можно составить следующие рекомендации:

  1. На этапе усвоения новых знаний, чтобы разнообразить и улучшить восприятия учащихся необходимо чередовать, возможность применения не только обычной презентации на уроке, а так же использования видеофрагмента, или возможность аудио записи.
  2. При выборе такой темы на уроке на этапе усвоения знаний, использовать возможность проведения в компьютерном классе, для того чтобы создать Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д. Это поможет учащимся намного лучше и качественнее усвоить данный материал, так как он, будет изложен в необычной для них форме.
  3. На этапе закрепления знаний необходимо использовать работу с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами. Это поможет отследить уровень знаний учащихся по данной теме.
  4. Возможность использования электронной презентации; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).
  5. Для контроля и коррекции могут использоваться в уроке специальные тестовые программы, электронные дидактические материалы.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Задание 20. Представьте собственный вариант оформления портфолио младшего школьника. Составьте рекомендации по разработке содержания разделов портфолио.

Примерный ответ

Ведение портфолио каждым учащимся начальной школы является одним из требований ФГОС.

Портфолио – это способ фиксации, накопления и оценки результатов деятельности и достижений в разных областях человека, общности людей или организации. Это один из современных активных методов отслеживания индивидуальной жизненной траектории, развития и личностного роста, анализа и самоанализа.

Индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:

· учебной,

· творческой,

· социальной,

· коммуникативной.

Цель: осуществление комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования; оценка динамики достижений обучающихся.

При формировании портфолио обучающегося начальной школы необходимо учитывать комплексность и отражение динамики развития ребенка. Анализ портфолио позволяет сделать вывод об индивидуальном прогрессе ребенка в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и регулятивной.

Принципы портфолио:

· Достоверность

· Объективность

· Целостность, тематическая завершенность представленных материалов

· Наглядность результатов работы

Функции портфолио

· диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

· целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

· мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

· содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

· развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

· рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений); следует все же добавить:

· обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

· корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Портфолио состоит из следующих разделов:

1. Раздел "Портрет” предназначен для представления информации об ученике - авторе. Чтобы отобразить особенности личности учащегося, в этом разделе могут содержаться записи о нём других людей, характеристика, сертификаты и т.п. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел портфолио обязательно помещается вступительный текст (статья, эссе), где сформулирована цель создания данного портфолио, обосновываются причины, по по которым те или иные материалы могут быть включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают.

2. Коллектор” может содержать материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы товарищей по группе.

3. Раздел "Рабочие материалы” включает все те материалы, которые созданы и систематизированы самим автором по определенным основаниям.

4. В раздел "Достижения” помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. При этом во вступительной статье или введении к портфолио необходимо дать обоснование того, почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения и какие именно. Вступительная статья или введение к портфолио несет основную смысловую нагрузку, именно в ней высказывается ожидание ученика в отношении своих дальнейших действий и собственных перспектив, именно здесь ученик делает вывод о своих способностях достигать определенные результаты, дает оценку своего продвижения и потенциала.

При формировании портфолио обучающихся необходимо:

  1. познакомить обучающихся и родителей с основными целями и методами работы с портфолио;
  2. предложить обучающимся готовые формы для работы с технологией портфолио;
  3. обучить школьников различным приемам самоанализа, самооценки и самоконтроля;
  4. использовать содержание портфолио для организации совместных с обучающимися обсуждений, рефлексии, целеполагания, планирования учебной и внеучебной деятельности, ее оценок;
  5. приучить школьников к систематической работой по самоанализу и формированию портфолио, периодической переоценке собранных материалов, использованию накопительных материалов для самоанализа и самооценки с целью улучшения учебных достижений;
  6. использовать портфолио в качестве стимула и средства мотивации осознанной учебной деятельности;
  7. учитывать индивидуальные подходы в обучении;
  8. повышать объективность оценки учебных достижений и стремиться к лучшему результату вместе с обучающимися.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Задание 21. Составьте фрагмент урока с применением элементов технологии сотрудничества в группах подвижного состава. Обоснуйте эффективность использования приемов организации учебной деятельности.

Примерный ответ

Технология обучения в сотрудничестве в группах подвижного состава – это такая организация процесса, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических группах (парах), когда каждый учит каждого.

Варианты организации учебного процесса:

1. Обучение в команде. Особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достиг­нут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими чле­нами этой же группы при работе над темой / проблемой / вопро­сом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого уче­ника состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник ко­манды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каж­дый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед груп­пой проблемы.Работа в команде сводится к трем основным принципам:

- «награды» команда/группа получает одну на всех в виде балльной оценки/отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить пред­ложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;

- индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной провер­ке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;

- равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, ко­торые он зарабатывает путем улучшения своих собственных преды­дущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собствен­ными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возмож­ности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды.

2. «Учимся вместе». Класс разбивает­ся на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 чело­век. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные воз­можности — работают и здесь.

3. Исследовательская работа учащихся в группах. В этом варианте акцент дела­ется на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают под­тему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуаль­ные задания для отдельного ученика. Каждый таким образом дол­жен внести свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого учени­ка. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совмест­но составляется единый доклад, который и подлежит презента­ции на уроке перед всем классом.

Рассмотрим ещё один вариант организации процесса по данной технологии на примере урока литературного чтения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: