Начнем с повторения цели создания парков и усадеб: приблизить природу к людям, приумножить ее красоты в спланированном, благоустроенном виде и сохранить облагороженную таким образом природу. Кратко и концентрированно содержание трех основных этапов проектирования и создания парков и усадеб можно выразить так:
— первый этап — композиционный замысел и общая схема;
— второй этап — составные части и определенное их сочетание;
— третий этап — технологии выполнения работ: нормативы, сроки и очередность.
Итак, специалист в области паркового искусства реализует свои творческие возможности, и под его руководством проводятся все намеченные работы на базе основных составляющих элементов ландшафта: климата, рельефа, почвы, водных источников и растительности.
В самом начале проектирования выделяется участок с ландшафтом, характеризующимся определенными природными условиями — ландшафтно-планировочный район. Ядром его должен стать создаваемый садово-парковый ландшафт. Он состоит из различных элементов или объектов, которые следует формировать и объединять по законам композиции, то есть надо располагать все части парка (усадьбы) — природные элементы и искусственные формы — в определенной системе, связанной общим замыслом и назначением парка. Этот общий замысел всегда четко и ясно представлял себе Петр I.
Отражает творческий замысел «строгий геометрический чертеж, без которого невозможна композиция», как писал Максимилиан Волошин. Создание такого оригинального и сложного произведения искусства как парк, требует разделения композиции на планировочную и объемную.
Планировочная композиция — двухмерное планирование на плоскости, то есть на поверхности земли с различными элементами рельефа. Объемная композиция — создание парковых пейзажей из объемных элементов, наблюдаемых из одной точки (стоящим зрителем) или при движении, поэтому такая композиция выполняется в трех или четырех измерениях.
При этом создается объемно-выраженный рельеф из различных сооружений и насаждений (деревьев, кустарников, газонных трав, цветов).
Формируя объемную композицию, намечают визуальные связи, то есть выбирают и планируют виды и фиксируют видовые точки. Интересные виды создаются или сохраняются на данной местности, а нежелательные — устраняются или изолируются. Так, в парковые ландшафты включают геологические обнажения горных пород, скалы, камни и каменные россыпи и нагромождения.
Вода — важнейший компонент ландшафта в природе и в парке. Водные ресурсы являются определяющими в формировании планировочной структуры территории. Яркий пример: река Славянка и создание вдоль нее прекрасного Павловского парка; не менее смелый и уникальный пример — использование побережья Финского залива и его водной глади как фона Петергофских парков. Поэтому реки, ручьи, цепи прудов, каналы — все это должно использоваться при проектировании как композиционные оси парка или его частей (районов). Более компактные по форме водные объекты служат композиционными центрами и узлами: это бассейны, фонтаны, водопады, ключи.
Парковое пространство состоит из системы аллей, водоемов, растительности, сооружений и архитектурных форм, объединенных планировочной и объемной композициями.
Собственно проектирование начинается с выбора композиционного центра, оси и схемы, с учетом рельефа и других природных условий, куда, как выше отмечено, входят и водоемы. Далее планируется расположение аллей, площадок, полян и вокруг них — посадок, различных по форме, масштабам и типам растительных объектов. Кроме того, выбираются и размечаются в разных местах парка архитектурные сооружения и скульптура. При этом обязательно учитывается солнечное освещение различных мест территории (свет — тень) в разное время суток, с утра до вечера, в разные сезоны года, то есть положение участка по отношению к сторонам света {север — юг, восток — запад).
Организация всей структуры парка является сложным творческим процессом. Нужно решить целый комплекс биолого-экологических, функциональных и эстетических задач. В результате должна быть создана полноценная среда для отдыха людей на природе. Построение пространства парка осуществляется через достижение противоречивого единства двух основных моментов проектирования. Первый момент — ограничение, выделение частей парка, второй — создание единого целого. Поэтому для создания паркового пространства необходимо использовать различные приемы организации объемных растительных и искусственных форм.
В основе проектирования лежат три теоретические категории: пропорция, симметрия и перспектива.
Теория проектирования парков включает несколько классических понятий. Одним из основных является пропорционирование — решение задачи выбора соотношения пространственных форм по величине, геометрическому строению, положению в пространстве, цвету, то есть построение определенных композиций. Понятие пропорции пришло в садово-парковое искусство из архитектуры. Слово это в переводе с латинского означает «соотношение, соразмерность». Пропорция — одно из проявлений гармонии.
Практически используют два вида пропорционирования: модульную систему и золотое сечение.
В модульной системе пропорций за основу принимается определенная исходная величина — модуль (в переводе с латинского — «мера»); например, в соотношениях 1: 2, 1: 3, 1: 4 и т. д. 1 — это модуль.
Золотое сечение с древности считается идеальной, наиболее гармоничной пропорцией. Оно получается при делении отрезка на две части таким образом, что длина всего отрезка так относится к большей его части, как эта большая часть относится к меньшей части. Подобные соотношения строятся на основе так называемых чисел Фибоначчи (каждое следующее число равно сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21,..). Такие числа и дают последовательный ряд отношений: 1: 2, 2: 3, 3: 5, 5: 8, 8: 13,..
Соотношения, начиная с 3: 5, выражают золотое сечение. Соотношения из пар последующих цифр этого ряда выражают золотое сечение со все большей точностью. Любой объем или плоскость, части которых соотносятся по правилу золотого сечения, выглядят строго пропорционально и производят благоприятное впечатление.
Золотое сечение используют при создании цветников, партеров (газонов и водных пространств), пейзажных картин.
Таким образом, как модульная система пропорций, так и золотое сечение применяются при проектировании парков и усадеб лишь в определенных, особенно заметных и центральных частях общей территории: на площадях перед дворцами, особняками, при устройстве газонов, цветников, водных бассейнов, спортивных площадок. Остальная площадь (в стороне и по краям общей территории) планируется в менее строгой манере в смысле соотношения сторон.
Пример: размеры футбольного поля согласно международным стандартам равны 105 х 70 м. Читателям предлагается определить, насколько пропорционально футбольное поле: соответствует его форма модульной системе или золотому сечению.
Следующие важные понятия в проектировании: симметрия и асимметрия. Симметрия — это строго закономерное расположение одинаковых форм или фигур (деревьев, цветников и др.) по отношению к оси или плоскости; на основе симметрии планируются регулярные парки. Асимметрия — это неровные по величине формы, расположенные свободно, но в определенной композиции; асимметрия используется при планировании пейзажных парков.
Из основных теоретических понятий, используемых в практике проектирования, упомянем еще перспективу — зрительное восприятие изменения предметов по мере удаления от них наблюдателя. Перспектива бывает линейной и воздушной. Линейная перспектива — это зрительное уменьшение величины и формы предметов. Воздушная перспектива — изменение яркости, четкости и цвета предметов по мере удаления от точки наблюдения. Перспектива учитывается при разработке различных видов в парке.
Планировочная композиция должна быть ясной и четкой, поэтому строится она из простых композиционных схем (рис. 11): замкнутой, лучевой, осевой, кольцевой или звездной; композиционные схемы могут быть и комплексными, то есть сочетающими две, а иногда и три простые схемы: —• осевая + лучевая;
— осевая + звездная;
— осевая + лучевая + кольцевая.
Составные части композиционных схем представляют собой обычно основные аллеи, а иногда — каналы, каскады или системы прудов, озер.
Выбор и разработка композиционных схем должны вестись обязательно с учетом доминирующих строений в парке (дворцов, крепостей, спортивных площадок) и природных условий, особенно элементов рельефа и водных пространств (рек, прудов, озер и т. д.). В соответствии со всеми такими особенностями должна быть выбрана конкретная композиционная схема.
Понятно, что при планировании парка или усадьбы с использованием как симметрии, так и асимметрии необходимо руководствоваться
Рис. 11. Композиционные схемы парков: а - замкнутая; б - осевая; в - лучевая; г – звездная
Рис. 11 (окончание). Композиционные схемы парков: Л — осевая + лучевая + кольцевая; е — осевая + лучевая; ж — кольцевая
элементарным здравым смыслом и логикой, мерой и вкусом. Например, не стоит располагать сверхупрощенно все виды посадок: деревья и кустарник — с одной стороны главной оси композиции (основной аллеи), а все газоны и цветники — с другой. Напротив, составные элементы растительности, формирующие парк (отдельные деревья, их группы, массивы и рощи, куртины кустарника, газоны и цветники), необходимо спроектировать по всему парку или усадьбе (симметрично или асимметрично), с обеих сторон аллей, дорожек, перемежая и сочетая такие посадки с элементами рельефа, привязывая их к основным зданиям и вспомогательным строениям, функциональным площадкам и участкам, а также к границам парка или усадьбы. В разных местах при этом создают участки парка, ограниченные конкретными элементами рельефа; на разных участках можно создавать садики различных стилей, например уголок японского садика и др.
2.3.1. АЛЛЕИ И ДОРОЖКИ
Выбранные схемы композиции реализуются формированием системы парковых аллей (дорог) и дорожек. Они имеют большое значение, так как ландшафт парка воспринимается в основном начиная с них. Так что это — основа, простая и обязательная при разработке проекта.
Аллеи и дорожки могут быть двух видов: геометрическими — прямолинейными, четко, под определенными углами меняющими направления, или ж ивописными — свободными, мягкими, меняющими свои направления постепенными изгибами.
Первый вид аллей характерен для регулярных парков — он и определяет этот стиль; второй вид аллей типичен для пейзажных парков.
Дорожки и аллеи связывают зоны (районы) парка. Они могут пересекаться под разными углами, расходиться лучами, сходиться на полянах и т. д.
Среди всех аллей выделяется главная аллея которая связывает все зоны и дорожки. Поэтому она должна иметь наибольшую ширину — не менее 10 м (это норматив для парков; в частных усадьбах аллеи значительно уже: центральные шириной 1-3 м, а боковые, второстепенные — менее 1 м). Но на основной площади парка или усадьбы следует осуществить регулярный или пейзажный стили..
Художественность и рациональность парковых аллей обеспечивается при их проектировании с ориентированием на ряд правил: — начертание в плане, изгибы и повороты должны соответствовать
характеру рельефа;
— развилки не должны образовывать острых углов газонов;
— по ширине аллеи и дорожки должны быть одинаковыми на всем своем протяжении; расширения допустимы в виде площадок определенной формы;
— густота системы аллей и дорожек в парке должна быть минимальной;
— покрытие аллей и дорожек должно быть ровным, спланированным, прочным и декоративным.
Аллеи могут иметь разнообразное внутреннее строение: однорядные — простые, в несколько рядов — сложные, различной ширины (более узкие или широкие); с разным расположением посадок вдоль них и по вертикали (1, 2, 3 яруса); с разными породами деревьев и кустарников. В этом плане возможно и допустимо большое разнообразие аллей; несколько примеров приведены на рис. 12.
Деревья в аллеях сажают по-разному: сравнительно редко в рядах, через 8-12 м — такие аллеи называют открытыми или полуоткрытыми; в других случаях делают более тесные посадки, через 2, 3 или 5 м, — получаются аллеи закрытого типа. В группах деревья
Рис. 12. Варианты формирования аллей
Рис. 12 (окончание). Варианты формирования аллей
также можно сажать плотно или рыхло, с оставлением небольших полян-лужаек между ними. Посадка по нескольку деревьев в одну яму называется букетной. Все перечисленные виды посадок встречаются на разных аллеях.
Аллеи обсаживаются самыми различными породами и видами декоративных деревьев и кустарников. Среди них чаще используют следующие: дубы, клены, липы, платаны, вязы, ивы, ели, лиственницы, пихты, березы; сирень, боярышник, бересклет, сведу, кизильник черноплодный, барбарис обыкновенный и др. Видовые названия большинства пород деревьев здесь не упомянуты, так как каждая из них включает несколько видов (например, дуб — около десяти разных видов), многие из которых декоративны и используются при создании аллей.
Деревья и кустарники в аллеях подстригают и формируют их кроны, но во многих случаях оставляют в естественном состоянии. Это не значит, что за ними не нужен уход: следует их разреживать, удалять сломанные ветви, срезать торчащие опасные сучки и т. д.
При различном расположении деревьев в аллеях, тем более при использовании разных пород, обеспечивается и разная степень освещенности аллей, различные их внешний вид и цветовая гамма листьев и крон.
В пейзажных парках аллеи могут обсаживаться не сплошными посадками, а единичными деревьями и кустарником или группами деревьев, расположенными через разные интервалы — в отдельных местах на протяжении аллеи.
2.3.2. ТИПЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР
После создания системы аллей планируется расположение других насаждений в парке и усадьбе. Они в основном и сформируют пространственную структуру вместе с рельефом, водными ресурсам (водоемами) и сооружениями.
Пространственные структуры в парках бывают трех видов: закрытые, полуоткрытые и открытые. На территории парка все они сочетаются и чередуются в разных местах, создавая в целом впечатление об особенности данного парка (рис. 13).
Основой сочетаний и объединений разных пространственных структур является ландшафтно-экологический метод, предусматривающий формирование создаваемого ландшафта с учетом разнообразия и своеобразия условий местообитания для растений и удобств для людей.
Закрытые пространства создаются насаждениями с сомкнутым верхним пологом над головой, закрывающим небо, защищающим от солнечных лучей и ветра. В регулярных парках такие пространства представлены боскетами, а в пейзажных — массивами и рощами.
Полуоткрытые пространства создаются несплошными насаждениями с сомкнутостью полога 0,2-0,5 (20-50%); на отдельных участках густота полога может составлять и 0,4-0,5, а в других местах возможна меньшая сомкнутость — 0,2-0,3 (такие места называются «рединами»). Эти пространства также прикрывают от солнечных прямых лучей, затеняют, но все же они лучше пронизываются лучами при разном положении солнца, чем закрытые пространства. Сквозь полуоткрытые пространства лучше просматривается окружающий пейзаж.
Открытые пространства — это все виды площадей в парке, не занятые плотными насаждениями и сооружениями: поляны, лужайки, партеры, крупные цветники, площади, спортивные площадки, водоемы.
Все виды пространственных структур обрамлены окружающими насаждениями, откосами, холмами, валами, сооружениями. Они должны перемежаться, чередоваться, сменяя друг друга в разныхместах, поскольку разные типы пространств по-разному воздействуют на чувства, психику человека. Поэтому такие пространства называют по-разному: темными, светлыми, элегическими, тревожными... Чередование их удовлетворяет желание смены впечатлений и стремление увидеть все новые и новые пейзажи и виды.
Обсуждаемые три типа парковых пространств определенным образом соотносятся друг с другом, причем соотношение между закрытым, полуоткрытым и открытым типами должно меняться в разных зонах. На севере и в центре лесолуговой зоны доля закрытых пространств может составлять 30-40% от общей площади территории, доля полуоткрытых — 10-30%, доля открытых — 50-70%. В лесостепной и степной зонах закрытые пространства должны превалировать в парке, занимая 50-80%, на долю полуоткрытых пространств должны приходиться те же 10-30%, а на долю открытых — лишь 10-20%.
В частных усадьбах подходы к выбору соотношения между типами пространств зависят от желания хозяина-заказчика. Поэтому могут встретиться и крайние варианты: или вся территория планируется под посадки разных жизненных форм, видов и сортов декоративных растений (деревьев, кустарников, цветов) с очень небольшой площадью газонов), или, наоборот, вся площадь усадьбы будет представлять собой природный луг (естественный или созданный в виде лугового или мавританского газонов) с высоким травостоем из различных луговых растений. Между такими полярными вариантами могут быть спланированы и осуществлены самые разные разработки с любой долей газонов на площади усадьбы.
Разные участки парка могут так выраженно различаться, что их подразделяют на ландшафтные районы, хотя они остаются единым целым парковым пространством. Так, например, в Екатерининском парке Царского Села существуют районы Розового поля, Нижних Каскадных прудов, Большого озера, Катульского обелиска, Малых прудков. Районы парка могут подразделяться еще и на участки со своими доминантами. Так, в Павловском парке район реки Славянки имеет шесть участков: Храма дружбы, Висконтьева моста, Пиль-башни и др.
Во всех типах парковых пространств основную образующую или орнаментирующую роль играют деревья и кустарники. Их подразделяют на четыре группы: паркообразующие, сопутствующие, декоративные и экзотические.
— Паркообразующие деревья и кустарники — это долговечные, наиболее приспособленные к- данным условиям растения, чаще из местной флоры (дуб черешчатый, липа сердцевидная, береза бородавчатая, бук европейский, лиственница сибирская, ель обыкновенная).
— Сопутствующие деревья и кустарники — деревья небольших размеров и кустарники, играющие подчиненную, дополнительную роль в сочетаниях пород (рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная, боярышник кроваво-красный).
— Декоративные деревья и кустарники — растения, выделяющиеся живописными кронами, красиво цветущие, с яркими, необычного цвета плодами (крупные экземпляры яблонь, груш с белыми или розовыми цветами, вишен, плакучие формы ив); такие деревья украшают поляны, холмы своими формами, кронами, стволами, ветвями, цветами, являясь достопримечательностями мест, где они растут в парке.
— Экзотические деревья и кустарники — растения иноземной флоры, сравнительно редкие в обычных условиях зоны или даже страны: иной раз имеется единственный экземпляр такого рода растения в одном из парков города или региона (например, гинкго двулопастной — единственный экземпляр в ограде в одном из парков Риги, и, пожалуй, на Северо-Западе больше нет таких деревьев родом из Китая; кстати, пришлось увидеть в Вашингтоне, столице США, целую улицу, обсаженную с двух сторон деревцами гинкго). К экзотическим растениям относятся также тисе ягодный, тюльпанное дерево, тсуга канадская и некоторые другие.
Различные типы парковых структур формируются разного вида посадками деревьев и кустарников, причем форма этих посадок принципиально отличается в регулярных и пейзажных парках, хотя названия насаждений могут и совпадать. В регулярных парках это боскеты, группы, аллеи и солитеры; в пейзажных — массивы, группы, аллеи и солитеры (рис. 14).
Посадки в регулярных парках осуществляются на основе симметрии, на площадях четкой геометрической формы.
Боскет — посадка большого количества деревьев, высаженных рядами на четко ограниченной части парка, обычно окаймленной поребриками или аллеями деревьев и кустарников. Деревья в боскетах могут быть стрижеными; они часто окаймляются плотной посадкой стриженых мелких форм деревьев или кустарников; если высота такой окаймляющей посадки не превышает 0,5 м, она называется бордюром, а при высоте 1,5-2,5 м — живой стеной.
Группа — определенным образом размещенные насаждения, занимающие участок, диаметр которого не превышает максимальной высоты высаженных деревьев. Обычно деревья в группе высаживают в кружок, или прямоугольником, или по 2-3 экземпляра на трех углах треугольной площадки, или по-другому. В группе бывает до 10 экземпляров деревьев, но может быть больше или меньше.
Аллея — это парковая дорога, окаймленная четкими рядами деревьев и кустарников. Таких рядов может быть разное число в разных аллеях: от одного до трех.
Солитер — отдельно высаженное дерево на площадке, окаймленной бордюром или поребриком из камня (стеной и т. п.).
Все посадки в пейзажных парках асимметричны и создаются по образцам из живой природы, по ее подобию.
Массив — значительное количество деревьев, занимающих обычно площадь более половины гектара, с самыми разными конфигурациями границ, вплоть до причудливых. Это основной структурный элемент посадок в парке, расчленяющий территорию на различные участки. Массивы бывают чистыми — из деревьев одной породы или смешанными — из деревьев разных пород. Значительные по площади массивы из деревьев одной породы называют рощами (рощи бывают березовые, дубовые, лиственничные и др.)
Массив или роща, созданные посадкой деревьев в шахматном порядке, несколькими рядами (более трех, чем и отличаются от аллей) называются кен-консом.
Группа — от 2-3 до 10 и более деревьев, размещенных сближен -но, но в свободном порядке.
Аллея — дорога, не обязательно лучевая, прямая, а наоборот, местами или на всем протяжении с изгибами, окаймленная рядами или отдельными группами деревьев и кустарников.
Солитер — отдельно растущее дерево, размещенное по центру или в ином месте на открытом пространстве, обычно на поляне.
Рис. 13. Типы пространственных структур:
Закрытые пространственные структуры в парках: а — с горизонтальной сомкнутостью; б — с вертикальной сомкнутостью
Рис. 13 (продолжение). Типы пространственных структур:
Полузакрытые пространственные структуры в парках: в — с групповым размещением деревьев; г — с равномерным размещением деревьев
Рис. 13 (окончание). Типы пространственных структур: Л — открытое пространство в парке с видом на футбольное поле
Рис. 14. Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках:
регулярный парк
Рис. 14 (продолжение). Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках: регулярный парк
Рис. 14 (продолжение). Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках: пейзажный парк
Рис. 14 (продолжение). Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках: пейзажный парк
Рис. 14 (окончание). Виды древесно-кустарниковых насаждений в разных парках
Древесные насаждения в парках (боскеты, массивы, группы) различаются по составу пород, цвету листвы (хвои), высоте и по другим признакам. Они могут быть чистыми, смешанными (включающими несколько пород деревьев или деревьев с кустарником), лиственными, хвойными.
Лиственные деревья подразделяются на две подгруппы: широколиственные (к ним относятся бук, дуб, граб, липа, клен, ясень, вяз) и мелколиственные (береза, осина). Хвойные деревья, в свою очередь, также подразделяются на две подгруппы: темнохвойные (эта подгруппа включает ель, пихту, кедр) и светлохвойные (к ним относятся лиственница, сосна, ель серебристая).
К основным породам деревьев можно добавлять другие породы, а также кустарники, получая смешанные посадки. Так, деревья могут сочетаться с лещиной (лесным орехом), черемухой, бересклетом, крушиной и др. Часто встречаются сочетания хвойных деревьев с лиственными деревьями и кустарниками: сосняк липовый, сосняк лещинный, сосняк дубовый и др.
Очень важно знать и учитывать декоративные свойства деревьев и кустарников. Они определяются целым рядом показателей:
— величиной;
— формой кроны;
— плотностью кроны;
— формой, величиной, фактурой, расположением и окраской листьев;
— временем и продолжительностью цветения;
— формой и запахом цветов и соцветий;
— формой и окраской плодов;
— формой ствола;
— формой и мощностью ветвей;
— фактурой и цветом коры.
Предложены методы комплексной оценки декоративности, в которых учитываются все эти признаки.
Конечно, у деревьев особенно заметный признак их декоративности — это форма кроны. Природа дала кронам деревьев большое разнообразие форм. Кроме того, у каждой древесной породы форма кроны значительно различается в зависимости от того, в массиве произрастает дерево или в небольшой группе; особенно красивая и мощная крона формируется, когда дерево растет в одиночестве — солитером. Эта величественная красота отражена в известной русской песне на стихи А. Ф. Мерзлякова:
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!
И хотя в ней, как в большинстве истинно русских песен, не обошлось без грусти, красота и мощь величавой кроны могучего дуба не забываются. Эта песня подвигла многих художников на создание картин с изображением дуба — красивого, богатырского дерева, такого типичного и символичного для России.
Хорош дуб и в аллеях — стройные ряды крепких деревьев с красивой корой, кроной, стволами, ветвями и листвой красуются во многих парках. Их мы встречаем в Царском Селе, в парках Стрель-ны и во многих других местах Северо-Запада России. Южнее, в центре страны, хорошо растет бук, который, получив свободное место поляны, создает огромный высокий шатер красивой кроны. Часто виден он в такой красе в парках европейских стран, например, в Германии. К концу лета преображается цвет листьев бука: из зеленых они становятся темно-багряными, и крона выглядит, как выкованная из слегка потемневшей меди — красиво! Такое же восхищение вызывают и платаны со своими величественными кронами, вознесенными на большую высоту мощными стволами и ветвями — незабываемы такие красавцы-великаны на набережных Ялты. А красота лип, вязов, ясеней, сосен, елей, пихт, берез, серебристых и плакучих ив, даже яблонь, стоящих один на оДин со зрителем среди поляны в парке! Все это — истинно декоративные деревья. Надо учесть, что они еще меняют цвет от весны к лету и особенно осенью и красуются, то усыпанные охапками, водопадами цветов (яблони), то с ярко-зелеными или серебристыми листьями летом, то с золотисто-желтыми, красными, багряными, такими восхитительными — осенью!
По форме кроны бывают раскидистыми (дубы, буки, липы), зонтикообразными (сосны), пирамидальными (ели, пихты), плакучими (ивы, березы) и др. (рис. 15).
Рис. 15. Формы крон деревьев: а — раскидистые (дуб, вяз, бук); б — зонтикообразные (сосна)
Рис. 15 (окончание). Формы крон деревьев: В — пирамидальные (ель, пихта); г — плакучие (ива, береза)
Этот броский признак позволял еще первым мастерам парко-строения формировать красочные аллеи и группы деревьев пу-■ тем подбора и сочетания разных пород для создания живых стен с различным цветом, меняющимся по сезонам, а также удивляющих разнообразием форм и цвета деревьев-солитеров на полянах. Нелишне вспомнить, что возможно и искусственно формировать кроны, отгибая ветви и фиксируя их таким образом в разных, причудливых положениях, а также художественно подстригая деревья.
Интересно, что до сих пор у специалистов вызывает удивление необычное и даже загадочное расположение старых ветвей, иногда почти горизонтальное, у более чем 200-летних дубов в парках Царского Села. Возможно, они были специально сформированы так мастерами в далекие годы, или же сформировались сами, используя таким образом свободные пространства на полянах парка.
Кроны разных деревьев различают еще и по плотности (густоте): крона считается плотной, если просветы в ней занимают не более 25% ее силуэта, полу ажурной — при просветах от 25 до 50% и ажурной — при просветах, занимающих более 50% силуэта.
Ясно, что такое свойство не только определяет общую декоративность, но и имеет значение для защиты от пыли и' ветра: плотные кроны, конечно, лучше выполняют такую функцию.
Листья деревьев различаются по величине, форме, цвету, сложности (с одной или несколькими долями).
Декоративные качества цветов определяются формой, размерами, обилием (одиночные или в соцветиях), окраской, запахом, оригинальностью. Кто не восхищался свечами — соцветиями каштанов или белыми и розовыми облаками цветов, окутывающими яблони, груши, черемуху, вишни, особенно японскую сакуру! А'как красивы пышные свисающие золотисто-желтые соцветия бобовника, недаром называемого еще «золотым дождем»!
Очень важно время наступления цветения и его продолжительность у разных видов деревьев и кустарников, но об этом будет рассказано ниже, при описании их индивидуальной характеристики.
Конечно, важна и величина деревьев и кустарников, их высота. По этому признаку деревья подразделяются на 5 групп: исключительно высокие (свыше 35 м), очень высокие (25-35 м), высокие (20-25 м), средней высоты (10-20 м) и низкие (6-10 м).
— Исключительно высокие деревья — бук лесной, платан кленолис-тный, тополь пирамидальный и черный, вяз, пихта, кедр, ели.
— Очень высокие деревья — клен платановидный, ясень обыкновенный, тополь белый, осина, тополь дрожащий, дуб обыкновенный (черешчатый), липа сердцевидная, берест, вяз листоватый, лиственница европейская, сосна обыкновенная.
— Высокие деревья — клен ясеневидный, ольха серая, береза бородавчатая, граб обыкновенный (березовый), акация белая.
— Деревья средней высоты — черемуха обыкновенная, рябина, туя восточная и западная, можжевельник высокий.
— Низкие деревья — боярышник обыкновенный, кроваво-красный, яблоня лесная, ива козья, можжевельник обыкновенный.
Кустарники подразделяются по высоте на 4 группы: высокие (2-5 м), средней величины (1-2 м), низкие (до 1 м) и вьющиеся.
— Высокие кустарники — карагана (акация желтая), облепиха, калина обыкновенная, лещина, сирень обыкновенная, лох узколистный, ирга, форзиция, жимолость татарская.
— Кустарники средней величины — айва японская, барбарис обыкновенный, спирея иволистная, смородина золотистая.
— Низкие кустарники — можжевельник казацкий, волчник обыкновенный, дрок красильный.
— Вьющиеся кустарники — плющ обыкновенный (колхидский), девичий виноград пятилисточковый, гортензия ползучая, клематисы, жимолость каприфоль, лимонник китайский, глициния китайская.
Здесь приведены только примеры деревьев и кустарников разной величины, но перечислены далеко не все виды, которые можно использовать для создания посадок в парке и на усадьбе. Особенно интересные породы и виды растений появились на российском рынке в последние годы, прибыв из соседних европейских стран. Так что у специалиста выбор большой, но при реализации задуманного на конкретных участках никогда нельзя забывать о требованиях эстетики и экологии: в этом залог успеха.