Не вдаваясь в подробности анализа музыкального произведения, мы отметим только, что оно расчленяется на крупные и мелкие части: периоды, предложения, фразы, мотивы, в пределах которых музыкальная мысль, мелодия приобретает ту или иную степень законченности.
Станиславский считает нужным так же делить пьесы и роли на куски. Он говорит: «Существуют большие, средние, малые, важные, второстепенные задачи, которые можно сливать между собой... В каждом куске заложена творческая задача. Задача органически рождается из своего куска, или, наоборот, сама рождает его» (К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, М., «Искусство», 1954, стр. 156).
Очень важно замечание Константина Сергеевича о том, что деление пьесы и роли на куски — временная мера, что их следует к моменту творчества соединить. Мы наблюдаем то же и в исполнении музыкального произведения, которое звучит, несмотря на деление его на части, как единая музыкальная мысль.
Таким образом, синтаксическая организация музыкальной речи сродни, как выражается Станиславский, «анатомированию пьесы».
|
|
Момент кульминации, наивысшего подъема в музыкальном произведении соответствует наиболее яркому моменту драматического произведения. В двигательном отношении раздел «Строение музыкальной речи» удобно иллюстрировать при помощи разнообразных фигурных заданий маршеобразного или танцевального характера с предварительным разбором музыкального отрывка и передачей его структуры при помощи условных дугообразных движений рук. Длина дуги зависит от длины музыкальной фразы. Под дугой, в примерах, указывается количество тактов.
Очень полезно создание таких фигурных построений самими студентами. Это — задача творческая, позволяющая судить о правильности понимания музыкальной фразировки и содержания данной музыки.