Объективный характер развития общества

Общество - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.

Общество – не только сумма социальных связей, но и система разнообразных социальных отношений, которые взаимно обуславливают друг друга. Общество есть совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.

Создав общество, люди создали и новую форму коллективной, совместной жизни – социальную. Общество - это та сила, которая делает человека человеком. Оно не остаётся всегда одним и тем же, а постоянно меняется.

Развитие экономической жизни общества, и прежде всего способа производства, подчиняется определённым объективным законам. Любой объективный закон предстаёт, как необходимая, существенная и повторяющаяся связь между явлениями природы и общества. Объективные - значит независимые от воли людей.

Даже элементарное знакомство с историей формирует представление об изменчивости, развитии общества. У социолога это представление перерастает в потребность вскрыть основные тенденции социальной эволюции, разобраться в причинах, определить основные этапы. Так складывались и складываются различные социологические интерпретации изменения и развития общества.

В ХIХ веке под влиянием дарвинизма прочные позиции в социологии занял эволюционизм, система взглядов, признающая объективный характер социального развития. Если эволюция общества - естественноисторический процесс, то роль ученого виделась в выявлении основных параметров происходящих трансформаций, в поиске того решающего звена, модификация которого влечет за собой изменение всего облика общества.

О.Конт таким определяющим фактором считал прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной, научной, считал он, обусловливают переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляющему благодаря человеческому разуму иной уровень производства и удовлетворения потребностей.

Г.Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества, в усилении его внутренней дифференциации, сопровождающейся ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе развития.

У Э.Дюркгейма содержание эволюции сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации

К.Маркс считал, что прогресс возможен только на основе кардинального обновления способа производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: