Возможно ли познание мира? Аргументируйте ответ

Существут два подхода к ответу на этот вопрос: оптимистический (рационализм,нового времени, диалектико-историческийматериализм) и пессимистический (скептицизм, иррационализм, агностицизм)

Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

Скептицизм - не отвергает возможности познания, но сомневается в результатах (Протогор, Декарт)

Агностицизм - признавал существование объективного мира, но в объективном мире есть внешние характеристики (явления, познаваемые с помощью органов чувств) и внутренние (вещь в себе). Явления познаваемы, а сущность - нет. (Кант, Юм)

Иррационализм - глубокое доставерное знание сущности принципиально недоступно (необходимо опираться не на знание, а на чувства) (Ницше, Шелинг)

31. Сущностные признаки человеческого сознания и его принципиальное отличие от "интеллекта" животных

Эти отличия можно свести к трем основным:

1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных;

2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных;

3) человек способен не только отражать мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать.

Иными словами, сознанию человека свойственна творчески-конструкторская функция. Однако определяющую роль в процессе формирования человека и его сознания сыграли совместный труд и складывающиеся на этой основе общественные отношения между людьми. Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности наших далеких предков в дальнейшем постепенно уступили место осознанной, целенаправленной деятельности. Глубокий качественный сдвиг в труде и сознании произошел с началом изготовления орудий труда и превращением на этой основе труда в собственно человеческий труд. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление. Труд и членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. Итак, сознание как свойство высокоорганизованной материи есть общественный продукт, возникший в обществе и непрестанно развивающийся на базе труда и всей системы общественных отношений между членами общества.

32. Раскройте содержание понятий "бытие" и "сознание"

Понятие бытие впервые применил античный философ Парменид (5-4 в до н.э.)

Окружающий мир сложен и постоянно меняется. Поэтому для оценки окружающего мира в философии есть ряд понятий.

Состояние – вся совокупность событий, явлений, чувств, замыслов человека, имеющих место в мире в целом.

Реальность – вся совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем.

Объективная реальность – та реальность, которая существует независимо от человека.

Субъективная реальность – реальность, которая существует в сознании человека, внутренний мир человека.

Бытие – связь объективной и субъективной реальности, их единство и взаимодействие, связь, охватывающая все состояния действительности в настоящем, прошлом и будущем.(фил. понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю)

В центре бытия стоит человек. Деятельность человека в течение тысячелетий приводит к созданию культуры, языка, цивилизации и образует историческую действительность.

В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Категория Б. - одна из самых древних философских категорий. Все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б.. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б..

Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую.

Бытие-это все, что мы знаем и все, что мы не знаем, т.е все, что есть.

Вопр.-ответ: 1Что существует? Мир(вся галактика) 2Где существует? Здесь и везде 3Как долго он существует? Теперь и всегда.(Мир был, есть и будет. Он не преходящ) 4Как долго сущ. Отдельные организмы, чел. и деятельность? Они конечныи преходящи, имеют конечный промежуток бытия.

Формы бытия: 1) бытие вещей(тел, процессов): а) б вещей, процессов, состояния природы, т.е. бытие природы как целого(то, что создано независимо от чел. б) б.вещей и процессов, произведенных чел. 2) бытие человека а)б. чел. в мире вещей, б) специфически человеческое б (конкретно. Чел. организма); 3) б социального а) индивидуальное, б) бытие общества; 4) бытие духовного (идеального): а) индивидуализированное духовное б) объективированное; 5) бытие Биосферы (земная оболочка, охваченная биологической жизнью).

Бытие́ — философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как одно, так как термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого, в отличие от мышления, которое ему противостоит. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия — небытие и ничто. Существенные философские проблемы — соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия.

Бытие-это все что есть (и временное и пространственное). В бытие входит только истинное.

Основные формы бытия:

1. Бытие вещей (тел, поцессов)

- бытие вещей, тел, процессов состояния природы, т.е. бытие природы как целого (созданного внезависимости от человека)

- бытие вещей, тел, процессов произведенных человеком (вторичная природа)

2. Бытие человека:

- бытие человека в мире вещей

- специфическое человеческое бытие

3. Бытие духовного (идеальное):

- индивидуализированное духовное

- объективированное духовное

4. Бытие социального:

- индивидуальное бытие

- бытие общества

Сознание - это продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор целенаправленной деятельности человека.

В основе сознания лежит принцип отражения. Мы отражает в своем сознании материальные объекты, которые нас окружают.

Предпосылки в возникновению сознания: 1. Биологические предпосылки (прямохождение, руки, развитие мозга)

2. Социальные предпосылки (труд, речевое общение, образование общественных связей)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: