Раздел 4. Основы теории поведения товаро-

ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Фирма в системе рыночных отношений

Фирма как производственная единица и как рыночный агент

В реальной жизни, как правило, люди не занимаются экономической деятельностью в одиночку. Им свойственно объединять свои возможности в малые или большие группы, куда каждый из участников приносит имеющиеся в его распоряжении "производственные ресурсы": один - принадлежащий ему участок земли, другой - оборудование или деньги, третий - способность к труду, четвёртый - знания и опыт управления производством и сбытом готовой продукции, пятый - предпринимательские способности, дающие возможность объединить их всех вместе и возглавить дело. Таким образом, возникает экономическая организация, и если она получает юридическое оформление, то становится партнёрством, товариществом, корпорацией, то есть тем, что в экономической теории объединяется термином "фирма".

Наряду с индивидом фирма - наиболее распространённый субъект микроэкономики: именно фирма, а не конкретные люди принимают решения о закупках, ценах, найме, продажах и т.д.

Таким образом, фирма – это организация, осуществляющая бизнес и использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли.

Затраты сырья и материалов, рабочей силы и капитала, направленные на изменение физических и других материальных свойств блага, называются трансформационными издержками. Для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нём максимально возможную достоверную информацию – о ценах, качестве товаров, стандартах, партнёрах, сделках, контрактах, правовых аспектах, рекламе, маркетинге, а также расходы, связанные с ведением переговоров, оформлением контрактов. Вся информация такого рода носит название трансакционных издержек и весьма дорого стоит. Трансакционные издержки можно определить как издержки, связанные с получением информации, совершением сделок и защитой прав собственности. Термин «трансакционные издержки» введён Р. Коузом в его работе «Природа фирмы». С точки зрения институционального направления экономической теории, представителем которого является Р. Коуз, способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Согласно Коузу, считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации.

В экономической теории фирма рассматривается с двух сторон:

а) как первичная производственная единица, занятая переработкой исходных ресурсов производства в готовую продукцию (услугу) с целью продажи и извлечения излишка над израсходованными ресурсами (прибыли);

Б) как рыночный агент, самостоятельно отвечающий за создание и поддержание механизма рыночной координации с минимальными издержками сделок с другими участниками рынка (трансакционными издержками).

Фирма – субъект хозяйствования, неделимый в экономическом и правовом отношении. Фирма может быть разделена на ряд производств, цехов, участков и т.п. Но не они представляют фирму в системе различного рода контактов с другими рыночными агентами, не они выступают в качестве истцов и ответчиков в суде.

В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются её цели и средства их достижения: традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли; менеджеральная теория доказывает, что первичная цель фирмы – максимизация объёма продаж, а лишь затем – дохода, при этом основную роль в этом процессе играют менеджеры, а не собственники; теория максимизации роста показывает, что основная задача фирмы – её рост, а всё остальное – результаты роста. Фирма планирует свою деятельность, исходя из интересов рынка и собственных интересов, направленных на удовлетворение первых. Планируя свою деятельность, она должна считаться с целой совокупностью привходящих факторов, от нее мало зависящих, и образующих внешнюю среду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: