Для железнодорожного тр анс по р та первичным документом, имеющим силу договора, является накладна я, заполняемая отправител ем.
Накладная – ос нов но й перевозочный документ, сопровождающий груз до станции назначения. Нак л ад на я заполняется отправителем на каждую отправку и при выдаче груза выдается грузополучателю. Нак л ад ная является одновре-менно юридическим и расчетным документом, поэтому заполнять накладную следует без подчис ток и помарок, а изменения информации, содержащейся в накладной, должны заверяться подписью работника дороги и штемпелем стан-ции.
В обязательный комплект сопроводительной документации кроме накладной входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза.
Дорожная ведомость - документ расчетно-финансового значения - содержит информацию о сроке доставки груза, сопровождается на всем пути следования, включая переход с дороги на дорогу. По информации, содержащейся в дорожной ведомости, определяют выполненный дорогами объем перевозок, доходы от них, правильность расчетов, выполнение сроков доставки грузов.
|
|
Квитанция о приеме груза - документ, который подтверждает прием грузовой станцией груза к перевозке от отправителя.
Корешок дорожной ведомости - документ, посредством которого рассчитывается провозная плата за перевозку при централизованных расчетах и для учета и отчетности о выполнении плана перевозок.
Накладная и дорожная ведомости отправляются вместе с грузом. Получатель принимает груз по накладной, а расписывается в дорожной ведомости. Основным документом для учета работы железнодорожного транспорта является корешок дорожной ведомости, который остается у отправителя.
Накладная должна содержать следующие реквизиты:
- штемпель или другое обозначение, удостоверяющее принятие товара перевозчиком или его представителем к перевозке;
- дата принятия груза к перевозке, которой считается дата выдачи накладной или дата штемпеля на накладной;
- номер вагона (контейнера);
- место отгрузки, место назначения и путь следования груза;
- наименование груза;
- род упаковки;
- количество мест, масса груза;
- наименование отправителя, его адрес и подпись;
- наименование получателя, его адрес.
Эти же данные заносятся и в остальные вышеупомянутые документы. Связь между перевозимым грузом и комплектом перевозочных документов на этот груз легче всего установить с помощью маркировки. При помощи нее можно установить принадлежность груза в случае разъединения его и документов.
Железнодорожная маркировка представляет собой дробь следующего вида:
1251 - 1
В числителе дроби содержится порядковый номер груза, который был присвоен в момент приема груза к перевозке и через тиpe - количество мест; в знаменателе - код станции отправления согласно Тарифному руководству № 4.