Перевозка скоропортящихся продуктов в прямых смешанных сообщениях является наиболее экономичной и прогрессивной. На сегодняшний день существуют преимущественно железнодорожно-водные, автомобильно-водные и железнодорожно-автомобильные перевозки скоропортящихся грузов. При перевозках скоропортящихся грузов в прямом смешанном сообщении к документам обязательно прилагаются сертификаты или удостоверения качества. В этих документах кроме информации, отражающей состояние перевозимых грузов, указывают сроки возможной транспортировки с учетом условий перевозки на конкретных видах транспорта. При отсутствии таких документов или в случае невозможности доставить груз в срок, указанный в сертификатах, cтopoнa, передающая груз к перевалке на другой вид транспорта, обязана вызвать представителя инспекции по качеству или эксперта и оформить передачу по вновь выданному сертификату или составленному акту экспертизы.
Для обеспечения наиболее эффективного использования данной схемы транспортировки существует ряд правил работы транспортных средств и пунктов перевалки. Система таких стандартов называется едиными технологическими процессами работы различных видов транспорта при перевозке скоропортящихся грузов. В том случае, если через пункт перегрузки скоропортящиеся грузы проходят в большом количестве, такие правила разрабатываются индивидуально для каждого пункта перевалки грузов с одного вида транспорта на другой. Если же на пунктах перевалки скоропортящиеся грузы перерабатывают в небольшом количестве или только во время массовых сезонных перевозок, транспортировка скоропортящихся грузов в смешанном сообщении может осуществляться также посредством изотермических контейнеров. Некоторые виды изотермических вагонов могут быть оснащены специальными холодильно-отопительными устройствами, приводимыми в действие в зависимости от вида перевозимого груза. Так, отопительные установки применяются при транспортировке в зимний период яиц, бананов, ананасов и прочих грузов.
|
|
В контейнерах без холодиль но-отопительных устройств воздействию внешних факторов на скоропортящийся груз препятствует тепловая изоляция. Такой контейнер используется в качестве термоса.
В Западной Европе и Японии широко используются изотермические контейнеры, охлаждаемые навесными или встроенными холодильно-отопитель-ными агрегатами. Масса брутто таких контейнеров составляет от 5 до 30 т. Характерно, что высота и ширина всех контейнеров независимо от объема стандартизирована ISO и равны 2438 мм (8 футов). Крупнотоннажные контейнеры, предназначенные для перевозки пищевых продуктов, классифицируют по наличию источников холода, по типу применяемой системы охлаждения или отопления. В соответствии со стандартами ISO контейнеры проектируют для использования при наружных температурах от +45 до - 45о С. Система охла-
|
|
ждения (отопления) должна качественно функционировать при наружных тем -пературах от +55 до -55 оС.
Вс е изотермические контейнеры унифицированы согласно стандартам; их параметры соответствуют характеристикам крупнотоннаж ных контейнеров общего назначения.
Охлаждение крупното ннаж ных контейнеров осуществляется посредством машинно й холодильной установки (чаще фреоновой), установки с жидким азо-том или сухим льдом.
Около 90 % парка изотермических контейнеров имеет машинную систему охлаждения. Нал ич ие столь большой доли контейнеров с данным видом охлаж-дения объясняется следующими преимуществами: у ниверс альнос тью, ав тоном-ностью и экономичностью. К недос таткам относятся сложность и низкая на-дежность холодильной установки. Самым ненадежным элементом системы яв-ляется дизель-генератор, поэтому в некоторых контейнерах его не применяют, и в данном случае используе тс я ис точник питания, установленный на тр а нс -пор тном средстве (судах, железнодорожных платформах, а в то тяг ач а х), контей-нерных пунк тах и грузовых фронтах.
Преимущества холодильных установок с жидким азотом и сухим льдом заключаются в о тносительной пр о с то те, возможности быстрого понижения температуры груза и воздуха, высокой надежности и обеспечении низкой ес-тес твенно й убыли груза.
Из о те р м ич е с к ие контейнеры перевозят на специализированном под-вижном составе: железнодорожных платформах, автомобилях, судах-контей-неровозах. Погрузка-выгрузка контейнеров с тр анс пор тн ых средств также про-изводится специализированными механизмами.
Для обеспечения документального оформления перевозок в рефриже-раторных контейнерах разных типов разработана специальная техническая до-кументация, учитывающая особенности транспортировки скоропортящихся грузов и организации контейнерных перевозок.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте скоропортящиеся продукты. Прив ед и те номенклатуру скоропортящихся грузов.
2. Каковы основные условия перевозки скоропортящихся грузов, при кото-рых сохраняются их коммерческие характеристики?
3. Пр ив ед и те классификацию изотермического подвижного состава.
4. Наз о в и те основные особенности изотермических транспортных средств для разных видов тр а нс по р та.
5. Как организуется перевозка скоропортящихся грузов в прямом смешан-ном сообщении?
6. Каковы преимущес тва перевозки скоропортящихся грузов в изотермиче-ских контейнерах?