Составление предложений или небольших рассказов.
По специально подобранным сюжетным картинкам или сериям картинок ребенок составляет предложения или рассказ.
Фиксируется, как ребенок выполняет задание: перечисляет отдельные предметы без описания действий, качеств и т.д., называет отдельные действия, составляет отдельные предложения. Пользуется простыми или распространенными предложениями, какие части речи и предлоги употребляет. Фиксируются все случаи аграмматизмов.
Другой вариант этого задания - составление предложения или рассказа по опорным словам.
Инструкция: Составь предложение (рассказ) из слов... (даются опорные слова) и дополни их другими добавочными словами.
Более сложный вариант: составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке.
Инструкция: Составь предложение из слов в нужном порядке.
Например: в, на, дети, площадке, футбол, играют. (Дети на площадке играют в футбол). Слова могут быть даны не только устно, но и написаны на отдельных карточках.
Эти же задания в большей мере, чем задания других разделов, помогут обследовать и оценить развитие связной речи.
Использование предлогов
Обследуется умение правильно употреблять предлоги по выполняемому действию, по картинке, вставляя недостающий предлог в готовое предложение (Мяч перелетел...забор. Мяч упал...забор). Нужный предлог ребенок должен подобрать самостоятельно или (в более мягком виде) - выбрать из нескольких имеющихся.
Употребление существительных в разных падежах
Предъявляются картинки и ребенку задаются вопросы типа: Чем дети сгребают снег? Лопатой. Во что они насыпают снег? В ящик. На чем стоит ящик? На санках. Чем покрыта земля? Снегом и т.д.
Употребление падежей в зависимости от числительных
Подбираются картинки с изображением нескольких однородных предметов (пять деревьев, три моркови и т.д.)
Образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот
(по картинкам или устно)
Инструкция: Я назову один предмет, а ты должен сказать это слово так, чтобы я знала, что предметов много.
Например: рот - рты, гнездо - гнезда, котенок - котята.
Образование формы родительного падежа множественного числа
Ребенку называется слово в именительном падеже (или показывается картинка) и задается вопрос - Много чего?
Например: Кресло. Много чего? Кресел.
Употребление числа при согласовании с существительным
Подбираются картинки изображающие действия. Например: "Книга и альбом лежат на столе".