Тема 8. Экономический потенциал Украины

План семинарского занятия:

1. Природные условия, природные ресурсы и их классификация.

2. Экономическая оценка природных ресурсов.

3. Сущность и характеристика природно-ресурсного потенциала Украины.

4. Трудовые ресурсы и их характеристика

5. Сущность и характеристика трудового потенциала Украины.

6. Научно-технический потенциал Украины.

7. Производственно-технологический потенциал Украины.


Доклады:

1. Природно-ресурсный потенциал Севастополя.

2. Трудовой потенциал Севастополя.

3. Научно-технический потенциал Севастополя.

4. Производственно-технологический потенциал Севастополя.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличаются понятия «природные условия» и «природные ресурсы»?

2. Какое значение имеют природные ресурсы в хозяйственной деятельности человека общества.

3. Раскройте сущность и принципы использования природно-ресурсного потенциала на современном этапе развития экономики.

4. Охарактеризуйте динамику численности населения Украины в ХХ веке.

5. Какие факторы оказывали влияние на естественное и механическое движение населения Украины.

6. Назовите причины, обусловившие возникновение сложной демографической ситуации Украине в 90-е годы ХХ века.

7. Каким образом распределены трудовые ресурсы Украины по отраслям хозяйства и по регионам?

8. Какие регионы Украины характеризуются наиболее высоким уровнем безработицы? Назовите причины.

9. Определите понятия «научно-технический прогресс» и «научно-техническая революция».

10. Каковы подходы к определению научно-технического потенциала и его структуры?

11. Какие методы оценки научно-технического потенциала используются в мировой практике?

12. Дайте определение «технологическому укладу»?

Задания:

1. Выпишите в словарь ключевые термины лекции.

2. Проанализируйте структуру населения Украины по экономической активности, занятости и месту проживания в прошлом году (составьте таблицы и постройте диаграммы).

3. Проанализируйте динамику результатов научно-технической деятельности в Украине, тенденции в организационном и кадровом обеспечении (построить графики).

4. Проанализируйте наличие и состояние (износ) основных средств в народном хозяйстве Украины в динамике.

5. Распределите объем произведенной в Украине продукции в прошлом году по технологическим укладам.

6. Решите задачи.

Задача 1. Объясните механизм образования дифференциальной ренты и заполните таблицу.


Таблица 6 – Исходные данные

Земельный участок № Затраты капитала, грн. Норма прибыли, % Прибыль, грн. Индивидуальная цена продукции, грн. Урожайность пшеницы, т Индивидуальная стоимость 1т пшеницы, грн. Общественная цена выращивания 1т пшеницы, грн. Выручка от продажи всей продукции, грн. Сверх прибыль, грн.
          10,0        
          8,0        
          6,5        

Задача 3. Три фермерских хозяйства выращивают картофель на одинаковых по площади участках, отличающихся плодородием. Первое хозяйство производит 500ц. картофеля, второе – 400ц., третье – 300ц. Затраты на 1кг картофеля соответственно составляют 6, 8 и 12 грн. Определить дифференциальную ренту для каждого хозяйства.

Задание 4. Арендная цена земельного участка в год составляет 450 ден. ед. годовая ставка процента составляет 7 %. Определить капитализированную цену земельного участка.

Задание 5. Собственник земли за сданный в аренду участок ежегодно получает 20 тыс. денежных единиц арендной платы. На участке возведены постройки стоимостью 50 тыс. денежных единиц со сроком службы 25 лет. Ставка процента равна 10. Рассчитайте цену земли.

Задача 6. Население страны составляет 50 млн.чел. Допустим, из них 10 млн.чел. получает доходы в размере 50 тыс.грн., 10 млн.чел. – 35 тыс.грн., 10 млн.чел. - 25 тыс.грн., 10 млн.чел. - 7,5 тыс.грн., 10 млн.чел. – 5 тыс.грн. Построить кривую Лоренца для данной страны и сделать выводы.

Задача 7. Определить численность населения страны, если уровень безработицы составляет 10 %, число безработных 600 тыс. человек. Экономически активное население страны составляет 60 %.

7. Найдите правильный ответ.

1. Экономическая оценка природных ресурсов это:

а) определение в денежном выражении хозяйственного эффекта или ценности от использования ресурсов в выбранных вариантах;

б) определение в натуральном выражении ценности от использования ресурсов при заданных режимах природопользования;

в) определение в натуральном выражении ценности от использования ресурсов при экологических ограничениях на хозяйственную деятельность;

г) определение в денежном выражении цены готовой продукции, произведенной из каких-либо ресурсов.

2. Производственно-технологический потенциал – это:

а) совокупность средств производства, а также существующих технологических способов их использования в экономической деятельности;

б) потенциал, имеющийся в распоряжении страны в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

в) интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой определяются возможности отдельного человека, различных групп работников и трудоспособного населения в целом по участию в общественно полезной деятельности;

г) совокупность природных ресурсов и природных условий территории, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом достижений научно-технического прогресса.

3. Научно-технический потенциал – это:

а) совокупность средств производства, а также существующих технологических способов их использования в экономической деятельности;

б) потенциал, имеющийся в распоряжении страны в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

в) интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой определяются возможности отдельного человека, различных групп работников и трудоспособного населения в целом по участию в общественно полезной деятельности;

г) совокупность природных ресурсов и природных условий территории, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом достижений научно-технического прогресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: