Воспитание патриотизма и гражданственности

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.

Патриотизм — это чувство привязанности, преданности, ответственности и т. д. по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к чему-то, быть ответственным в его маленьких делах и поступках.

Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству. Восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникнет, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя. Так же, прежде чем человек научится трудиться на благо Родины, необходимо научить его добросовестно выполнять трудовые поручения, привить любовь к труду.

В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, тем не менее, все нравственные качества берут свое начало именно в дошкольном возрасте.

Таким образом, базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений.

На основе базового этапа выстраивается «здание» собственно патриотического воспитания детей, которое включает в себя сообщение знаний, формирование на их основе отношений и организацию доступной деятельности.

Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.

Если рассматривать патриотизм через понятие «отношения», можно выделить несколько направлений: отношение к природе родного края, родной страны; отношение к людям, населяющим страну; отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре; отношение к государственному устройству. Каждое из направлений (кроме последнего) может стать содержанием воспитательно-образовательной работы с детьми, и каждое внесет свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей развития детей.

Нельзя говорить о воспитании любви к Родине без сообщения детям определенных знаний о ней. Содержание знаний также можно представить в нескольких направлениях.

Ребенок старшего дошкольного возраста может и должен знать, как называются страна, в которой он живет, ее главный город, столица, его родной город или село, каковы основные достопримечательности города или села, какова природа страны и того конкретного места, где он живет; какие люди по национальности, по личностным качествам населяют его страну, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляют собой искусство, традиции, обычаи его Родины. Такова схема содержания знаний о родной стране, на основе которых можно уже в дошкольном возрасте формировать действенное отношение к ней!).

Содержание знаний о родной стране в прежних программных документах, как известно, отождествлялось с содержанием общественной жизни. В новых программах («Я — Человек» и др.) это содержание рассматривается в контексте сведений о странах мира, а также через сравнение с другими странами и нахождение сходства и различий между ними.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят:

Ø Ответственность

Ø Желание и умение трудиться на благо Отечества

Ø Беречь и умножать богатства Родины

Ø Гамма эстетических чувств и др.

Воспитывают эти чувства на разном материале:

Ø Учим ответственно относиться к делу

Ø Беречь вещи, книги, природу

Ø Учим трудиться на благо своей группы и товарищей

Ø Приобщаем к красоте окружающей природы

На следующем этапе можно сообщить ребенку знания о том, к чему он успел привязаться, что он успел полюбить:

Ø О ДОУ

Ø О собственном доме

Ø Об улице, на которой живет ребенок

Ø О районе

Ø О городе

Ø О стране

Ø О планете

Важной частью патриотического воспитания является приобщение к традициям и обычаям народа, страны, к искусству.

Задачи патриотического воспитания:

1. Сделать чувство любви и привязанности к людям более осмысленным и действенным (рассказ о значимости труда родителей, их забота о детях)

2. Воспитывать любовь к родной природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства.

3. Дать представление о родных местах и Родине

4. Воспитывать уважение к людям, прославившихся своим трудом, боевыми заслугами и прославивших нашу Родину.

5. Воспитывать любовь и уважение к тем, кто стоит на страже Родины. Воспитывать стремление быть похожими на них – расти смелыми, здоровыми, ловкими, дружными и организованными. Воспитывать уважение к героизму и мужеству людей, защищавших нашу Родину.

6. Формирование любви к народу, к родному языку, народному творчеству.

7. Воспитывать уважение к людям других национальностей и народностей, населяющих нашу страну, их искусству, традициям.

Методы патриотического воспитания:

Ø Беседа

Ø Художественная литература

Ø Показывание картинок, иллюстраций и т.п.

Ø Экскурсии

Ø Изобразительная деятельность детей (рисуют березку, зимний лес, цветущий сад и т.п.)

Ø Труд в природе

Ø Приглашение в детский сад гостей – представителей разных национальностей и стран

Ø Слушание народных сказок

Ø Слушание национальной музыки

Ø Исполнение песен и плясок

Ø Рассматривание произведений народного творчества

Ø Игра (с куклами, изображающими людей разных национальностей; «путешествие» в другую страну)

Ø Переписка и обмен посылками между детьми разных национальных республик

Ø Наблюдение

Ø Знакомство с предметами государственной символики: флаг, герб, гимн.

Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И. Левитана, И. Шишкина, К. Юона и других больших художников, которые с любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С. Есенина, музыку П. Чайковского, С. Прокофьева. Необходимо, чтобы произведения искусства были высокохудожественными.

Средством патриотического воспитания служит деятельность детей. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям и чтобы они охотно принимали в ней участие. Это может быть, например, деятельность по оформлению помещения к празднику: изготовление деталей оформления, обсуждение дизайна; участвуют в озеленении участка и др.

Главное условие — чтобы дети видели необходимость, небесполезность своих усилий. Поэтому при обсуждении, например, деталей оформления воспитатель должен делать это серьезно, взвешенно, в процессе работы следить, чтобы дети выполняли ее тщательно, если нужно, переделывали, а одобрив сделанное ребенком, обязательно включать в оформление. Иначе от ощущения труда «понарошку» у ребенка исчезнет желание делать что-то значимое и полезное. Конечно, сложнее, чем на первых двух этапах, решается вопрос об организации деятельности детей на пользу города. Однако это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовление подарков ветеранам, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы просто на улице, в парке, и т. п.

Средством патриотического воспитания является участие в праздновании Дня города или в других событий.

Эффективным средством является природа родной страны. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети должны получить представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие растут деревья, по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах.

В последние годы изменились наши отношения с другими странами. Страны стали более доступными для ознакомления. Это повлекло за собой изменение в подходах к интернациональному воспитанию, к соотношению национального, интернационального и расового.

В педагогике и психологии появились понятия «планетарное мышление», «толерантное отношение к людям Земли», которые говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.

Такой подход не исключает задачу приобщения ребенка к своей национальной культуре, но предусматривает воспитание уважения ко всем народам. В этом сущность гражданского воспитания.


Задание:

1. Запомните таблицу «Средства нравственного воспитания»

2. Закончите таблицу «Классификация методов нравственного воспитания»

3. Определите условия эффективного использования методов

4. Перечислите ученых, которые занимались вопросами воспитания гуманности, коллективизма, патриотизма и трудолюбия.

5. Ответить письменно на следующие вопросы:

· Каково значение воспитания детей в коллективе?

· В чем сущность противоречий воспитания коллективизма?

· В чем отличие «детского коллектива» от «коллектива взрослого»?

· Личность в коллективе. Проблемы и пути их решения.

· Как развить индивидуальность ребенка в коллективе?

Литература:

1. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М: Просвещение, 1986. – С. 228 – 270.

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – С. 104 – 138.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: