Тифлопедагогическое обследование

В настоящее время имеется стойкая тенденция к росту числа детей с нарушениями зрения, причем отмечается ин­тенсивное увеличение количества детей, ранее не охвачен­ных поддержкой тифлопедагога в период школьного обуче­ния, - детей с функциональными нарушениями зрения.

Среди причин, вызывающих нарушения зрения, врож­денные факторы занимают ведущее место. Им сопутствуют нарушения психофизического развития, эмоционально-во­левой сферы ребенка. Растет количество детей, имеющих не просто сопутствующие заболевания, а сложную структу­ру дефекта. В этих условиях необходимо создание ком­фортных условий пребывания в образовательной среде каж­дому ребенку.

При организации обследования тифлопедагогом необхо­димо помнить, что когда речь идет о распознавании инди­видуальных особенностей и возможностей каждого ребен­ка, диагностика должна исходить из единых подходов как к методам, так и к результатам обследования и опираться на единую систему принципов, позволяющих создать ин­дивидуально-ориентированную программу для каждого ре­бенка в соответствии с его возможностями и потребнос­тями.

Программа развития не должна быть статичной. Очень важно как ориентироваться на актуальный уровень разви­тия ребенка, так и иметь в виду перспективный уровень его развития. С этой целью тифлопедагогическое обследование в ПМПК проводится в системе комплексного обследования и опирается на объективное мнение учителей, воспитате­лей, социальных педагогов и других специалистов, прини­мающих участие в воспитании и развитии ребенка.


В процессе диагностического обследования необходимо обращать внимание на проявление психической организа­ции ребенка с нарушенным зрением в различных видах деятельности, то есть диагностика должна осуществляться во взаимосвязи отдельных сторон психической организации ребенка (эмоциональной, волевой, сенсомоторной, интел­лектуальной, мотивационной, поведенческой).

Диагностическое обследование должно строиться с уче­том принципа структурно-динамического подхода. Суть этого принципа заключается не только в необходимости выявления основного и сопутствующего нарушений в раз­витии или составляющих сложного нарушения, но и в наблю­дении за их проявлениями в динамике педагогического процесса.

Содержание программы тифлопедагогической помощи, разрабатываемой для конкретного ребенка, должно базиро­ваться на глубоком, всестороннем количественном и каче­ственном анализе полученных результатов. Только соблю­дение этих принципов сможет обеспечить достижение по­зитивного результата диагностического обследования - разработку программы, создающей условия для развития каждого ребенка.

Для того чтобы рекомендуемая программа была эффектив­ной и дала ожидаемые результаты, необходимо осуществлять взаимодействие между всеми участниками коррекционно-развивающей помощи (медицинской, психологической, со­циальной); удерживать соответствие психофизического раз­вития ребенка дифференцированно-индивидуальным фор­мам работы и соблюдать последовательность этапов и элементов (методов, приемов, средств и содержания) помощи детям с сенсорной недостаточностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: