ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА «СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ. СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
(МАТЕРИАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
УЛЬЯНОВСК, 2011
Содержание
Введение
Глава I. Электоральная активность и политические предпочтения
Жителей Ульяновска.
1.1 Оценка электоральной активности жителей активности.
1.2 Отношение населения к деятельности политических партий.
1.3 Оценка политических предпочтений жителей Ульяновска.
Глава II. Рейтинг и социальная база политических партий Ульяновска.
2.1 Рейтинг политических партий.
2.2. Изучение мотивов голосования населения за те или иные партии.
2.3. Выявление социальной базы политических партий.
Краткие выводы
Приложение 1
|
|
Введение.
Цель исследования: выявить особенности восприятия населением города Ульяновска роли и функций политических партий, определить политические предпочтения жителей, а также определить социальную базу политических партий.
Задачи исследования:
Электоральная активность и политические предпочтения
Жителей Ульяновска.
1.1 Оценка электоральной активности жителей активности.
1.2. Отношение населения к деятельности политических партий.
1.3. Оценка политических предпочтений жителей Ульяновска.
Рейтинг и социальная база политических партий Ульяновска.
2.1 Рейтинг политических партий.
2.2. Изучение мотивов голосования населения за те или иные партии.
2.3. Выявление социальной базы политических партий.
Метод проведения опроса: уличный опрос. В процессе исследования опрашивалось население города Ульяновска. Выборка составила 350 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту. Структура выборки представлена в таблице А.
Таблица А (чел)
18-34 | 35-54 | Старше 55 | Итого | |
Мужчины | ||||
Женщины | ||||
Итого |
Ошибка выборки – 7%
Полевой этап исследования: 10.02.2011.
Глава I. Электоральная активность и политические предпочтения
Жителей Ульяновска.
Оценка электоральной активности жителей Ульяновска.
В процессе исследования было выявлено, что процент электорально неактивного населения г. Ульяновска от 2007 года до настоящего времени колеблется от 20 до 25 %.
На вопрос о том, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, 20% ответили, что не пошли бы на выборы. (Табл. 1):
|
|
Таблица 1
ЕСЛИ БЫ ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ СОСТОЯЛИСЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, ЗА КАКУЮ ПАРТИЮ ВЫ БЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ?
Единая Россия | - | 33,1% |
КПРФ | - | 12,2% |
ЛДПР | - | 8,4% |
Справедливая Россия | - | 6,1% |
За другую | - | 1,7% |
Не пошел бы на выборы | 12,8% | 20,1% |
Затрудняюсь ответить | 22% | 17,8% |
Электоральная активность в различных группах избирателей выглядит следующим образом:
В возрастных группах до 54 лет на выборы не собираются идти примерно одинаковое количество респондентов (около 8%), а в возрастных группе 55 лет и старше в 2,5 раза меньше (3,2%). Как и следовало ожидать, чем старше избиратель, тем чаще он проявляет свою электоральную активность (табл. 2).
Это обстоятельство имеет существенное значение, связанное с межпоколенческими различиями ценностных ориентаций. Например, представители старших возрастных групп относительно острее переживают сложные социальные проблемы, которые будут находиться в эпицентре предвыборной борьбы партий. Кроме этого, старшему поколению избирателей в большей мере, нежели молодым людям свойственны традиционные для российского менталитета чувства патриотизма, гражданского долга и т.д., что также оказывает существенное влияние на ход и итоги выборной кампании.
Анализ показывает, что избиратели-женщины политически активнее мужчин. Женщин, которые не пойдут на выборы в 1,5 раза меньше мужчин, нежелающих голосовать.
Следует заметить, что 85% из тех, кто не пойдет на выборы, это лица с высшим и средним профессиональным образованием (табл.2).
Распределение ответов на вопрос о голосовании по партийным спискам, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье по социально-демографическим группам.
Таблица 2
Единая Россия | КПРФ | ЛДПР | Справедливая Россия | За другую | Не пошел бы на выборы | Затрудняюсь ответить | ||
Пол | Мужской | 14,1% | 5,6% | 5,6% | 1,2% | 0,6% | 12% | 6,1% |
Женский | 19,4% | 6,8% | 2,9% | 4,9% | 1,2% | 8,2% | 11,4% | |
Возраст | 18-34 года | 11,2% | 1,4% | 2,9% | 2,1% | 0,95 | 8,8% | 6,4% |
35-54 года | 14,1% | 2,6% | 2,9% | 3,5% | 0,65 | 8,25 | 6,4% | |
55 лет и старше | 8,2% | 8,2% | 2,7% | 0,6% | 0,3% | 3,2% | 4,7% | |
Образование | Неполное среднее | 0,3% | 0,3% | 0,3% | 0% | 0% | 0,3% | 0,6% |
Среднее общее | 4,2 % | 2,1% | 0,6% | 1,2% | 0,9% | 2,7% | 1,4% | |
Среднее специальное | 12,6% | 7,6% | 4,9% | 2,3% | 0,3% | 8,3% | 5,3% | |
Высшее | 16,45 | 2,4% | 2,7% | 2,6% | 0,6% | 8,9% | 10,2% |
Вместе с тем не следует игнорировать тот факт, что, по опыту социологического сопровождения выборных кампаний в прошлые годы, число людей, которые заявляют о своем желании участвовать в голосовании, на 10-15% больше реального количества тех, кто в действительности является на избирательные участки. Но и при этом допущении явка избирателей на участки для голосования в день выборов, вероятно, составит не менее 52-47% (без учета тех, кто еще не определился) от числа зарегистрированных.
Мы попытались выяснить, откуда население Ульяновска берет политическую информацию. В итоге выяснилось, что наибольшей популярностью обладают такие источники, как центральное телевидение и радио, местное телевидение и радио, центральные газеты и журналы, а также местные газеты и журналы. Наименьшей популярностью обладают встречи с членами политических партий (Табл. 3). В 2003 году эти же источники были самыми популярными.
Таблица 3