Репин Илья Ефимович (1844 – 1930)

Художник. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.Бунакова; с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе И.Н. Крамского Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В 1873–1876 гг. в качестве пенсионера Академии совершил поездку по Италии и Франции. В 1877 вернулся в Чугуев. В 1878 г. вступил в Товарищество передвижников и стал одним из лидеров этого движения. «Его имя приходит первым на ум среди всех русских художников», - писал о Репине художественный критик А. Эфрос. Репин – прежде всего мастер портрета, жанровой и исторической картины, но во многих его картинах как фон присутствует и пейзаж. Пленэрная живопись, с которой он познакомился во Франции, оказала на Репина сильное влияние..Жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам ("Иов и его друзья", 1869; "Воскрешение дочери Иаира", 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его "Бурлаки на Волге" (1870–1873, там же); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В своих работах он вскрывал противоречия действительности ("Крестный ход в Курской губернии"), а также разрабатывал тему революционного движения ("Арест пропагандиста", "Не ждали"). В исторических полотнах Репина нашли свое отражение трагические конфликты ("Иван Грозный и сын его Иван"). Репиным было создано множество портретов современников, в которых он раскрывал личность в психологическом и социальном плане (например, портрет Модеста Мусоргского). Репин был не только великим живописцем, но и замечательным педагогом, он преподавал в Академии художеств в 1894–1907 гг., и в школе-мастерской М.К. Тенишевой. Среди его учеников были В.А. Серов и Б.М. Кустодиев. В конце жизни художник написал книгу воспоминаний «Далекое – близкое».

Одной из ярких картин художника можно смело назвать картину «Запорожцы», материалы для которой он собирал на Никопольщине. Для чего прибыл в Никополь 1 июня 1880г. на пароходе из Александровска с помощником и учеником В.А.Серовым. Они пробыли в Никополе три-четыре дня, в протяжении которых Репиным были сделаны графические рисунки: - «Плавни против Никополя», «Свинной прспект в Никополе». Серов не отставал от учителя, и нарисовал остров Орлов, при этом на рисунке сделал соответствующую надпись.

После пребывания в Никополе Репин и Серов поехали в Капуловку, где находилась Запорожская сечь (1594-1709г.г.), где предположительно пробыли до пяти дней, и там же исполняет акварелью и гуашью этюд «Могила отамана Ивана Сирко в Капуловке» (собрание Зильберштейна в Москве), на левом углу которой рукой художника написано «Капуловка 6 июня.Серко» и рядом «Илья Репин». 11 июня 1880г. Репин нрисовал маслом портрет украинского крестьянина, что подтверждается надписью «Капуловка. 11 июня». (музей латышского и русского искусства в Риге.)

В октябре 1926г., в письме к писателю С.Н.Сергееву-Ценскому, Репин вспоминает о своей поездки в Капуловку: «… Верст пять дальше по Днепру стоит Капуловка. Чертомлык тут слился с Днепром. Бурлили, бурлили Днепр с Чертомлыком, кладбище запорожское размыли пополам (островок) и там еще много подков с казацких каблуков, вон и череп казацкой головы без нижней челюсти. Я взял и подарил его Яворницкому: он удостоился быть принятым Екатеринославским музеем (Яворницкий там директор).

В старину тут … оживленное было место. Некогда тут стояли галеры, была верфь корабельная. Выстраивались лодки, фелюги и по Днепру сплавлялись и отплывали до Черного моря. Красивое место, не умолкали песни, песни казацкие, а под вечер- непременно пля гопака с прыганьем на спицах высоко… А верховые «наввипередки» носятся тут же. Веселое место. А и теперь местами небольшой кружок твердо убивается подборами, збуджуют воздух голосистые девчата. Всю ночь поют и когда они спят? Ведь встают на работу рано…»

Прямо из Капуловки Репин и Серов поехали в село Покровское. В письме к Яворницкому от 30.11.1926г., Репин писал6 «… Все эти места мне очень хорошо помнятся. В Покровском мы с Серовым (он тогда был в качестве джуры малого) купались в Днепре. Особенно в чертомлыке. Переплывали до Запорожского кладбища, искали черепа благородных героев, подковки к сапогам и все, что уцелело. В Покровском мы прожили более месяца. О нас уже ходила легенда, что мы ищем клад…»

В Покровскому И. Ю. Репин и В. О. Серов прожили почти месяц и много рисовали. Там И. Е. Репин срисовал классическую украинскую хату, оставив на рисунке надпись: " Украинская дом. Покровское. И. Репин". А посредине рисунка написал: " Всеволоду Гарьшину, 1884 г.". Ныне эта картина украшает зал Киевского государственного музея русского искусства. По пересказам, в этом доме, который привлек художника, запорожские казаки собирались на совещания.

Срисовал здесь Репин также сволок, на котором к тому времени сохранилась надпись: " Благословением отца, изволением сына и содействием святого Духу. Аминь. Создавался дом сей, а коштом пана Василия Григорьевича, знатного товарища куреня Менского. 1747 года, месяца Августа 13".

Так же Репин делал зарисовки Покровской церкви, которая была построена в 1798 году и простояла до 1955 года, называя запорожской Сечевой церковью, хотя на самом деле она не была Сечевой.

Репин зарисовал детально также уголок церкви, где стояли запорожские реликвии - хоругви, дискосы на специальной подставке. На стенах видно иконы XVІІ-XVІІІ столетий, сундук, столы. Видно пол, мощеный с широкими плитами, а также ступеньки, которые ведут на клирос, где поет церковный хор. Внизу, по левую сторону, Репин написал: " Покровское, 1880, июнь". Где находится этот этюд,- неизвестно.

В селе Покровском И. Е. Репин недалеко от церкви сделал рисунок акварелью " Могила атамана Ивана Каписа в селе Покровском. Исследователи свидетельствуют, насколько тщательно изучал Репин доступные нему материалы: " После того, например, как он нарисовал "Запорожцев", на все жизнь сохранились у него подробнейшие знания о повседневном быте Сечи, и виднейший авторитет в этой области профессор Д.И. Яворницкий, не раз утверждал, что за время рисования своих "Запорожцев" Репин приобрел столько знаний из истории украинского "рыцарства", что он, Яворницкий, уже ничего нового не может нему сообщить "

"Запорожцы" Рєпина представляют собой целую галерею характерных портретов украинских казаков и их потомков. Мы видим здесь и ктитора Никопольской сечевой церкви св. Покровы Якова Шияна, и академика Дмитрия Яворницкого, и уроженца Конотопа, генерала Михаила Драгомирова, и знаменитого украинского коллекционера и мецената Василия Тарновского, и мужа его дочурки Сони - красавца пажа Глинку (внучатого племянника известного композитора), и актера и режиссера Николая Садовского, и предводителя Екатеринославского дворянства Алєксєєва и др. Создавая свой живописный шедевр, в поисках прототипов Репин использовал достояния искусства казацкой поры; он, в частности, внимательно изучал портреты братьев Ивана и Якова Шиянов (1784 г., ныне - в сборнике Одесского историко-краеведческого музея. Историк Д.И.Яворницкий так рассказывает о посещении вместе с В.В.Тарновским рыцарского отдела Эрмитажа, который возглавлял профессор М.П.Кондаков: " Нам было показано все, что мы хотели, что даже и не надеялись увидеть. Из всех запорожских клейнодов наибольшее упал нам в глаз большое запорожское воинское знамя, на котором нарисован корабль с пушками, с казаками, с Спасителем, который благословляет запорожцев, которые отправляются на войну, и с ангелами, которые трубят в горна, сопровождая казаков на Черное и Азовское моря, и на речку Дунай против бусурман, врагов христиан. Все фигуры казаков на этом знамени, как доказывал художник И.Е.Репин, писаные из живых лиц. Потом я рекомендовал Василию Васильевичу художника К.И.Масленникова, который сделал для него тщательную копию с того запорожского знамени ".

После проведения творческих изысканий в с.Покровское, Репин с Серовым направились в Томаковку. Как мы видим из изложенного, Никопольщина своими историческими событиями и памятниками, красотой днепровских пейзажей оказала значительное влияние на творчество И.Е.Репина, а так же на создание знаменитого полотна автора «Запорожцы»

Литература:

1. Богуш П. Илья Репин на Никопольщине. – Днепропетровск: Пороги, 1993.

2. Украинская советская энциклопедия.Репин Илья Ефимович. изд. Киев. 1983.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: