В системе образования существуют дошкольные учреждения (V вида) и группы для детей с нарушениями речи:
1) для детей с ОНР
2) для детей с ФФН
3) для детей с недостатками мелодико-интонационной стороны речи(заикание, тахилалия (ускоренный темп речи) и брадилалия (замедленный темп речи), ринофония (отсутствие звучной речи при сохранной шепотной)
Существуют специальные (логопедические группы) в массовых детских садах (ДОУ комбинированного вида) и логопедические пункты при общеобразовательных школах., а также существую школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 отделения90:
1) с нарушениями речи, которые препятствуют обучению в общеобразовательной образовательной школе
2) с тяжелым заиканием.
В первой половине дня логопед проводит занятия по развитию речи и обучению грамоте (в подготовительной группе), а во второй половине дня – логочас (проводит воспитатель закрепление речевого материала и лексической темы, которую отрабатывал логопед утром).
В системе здравоохранения:
- в поликлиниках и психоневрологических диспансерах существуют логокабинеты,
- специальные ясли, где воспитываются дети с задержкой речевого развития и заиканием.
В системе социальной защиты:
- специальные дома ребекна, основная задача которых – своевременная диагностика и исправление речи,
- психоневрологический санаторий (для детей с задержкой речевого развития, ОНР и заиканием).
Логопедическая помощь осуществляется только в условиях комплексного медико-психолого-педагогического воздействия (взаимосвязь работы специалистов: логопед, врач, психолог, воспитатель)
Дети с нарушениями речи имеют трудности в обучении. Часто эти трудности учителя связывают с недостатками воспитания, социальной запущенностью. Но если трудности в овладении чтением и письмом следет обращаться к логопеду. Ребенку нужен облегченный режим обучения: психологическая поддержка со стороны взрослых. Все задачи должны детализолвываться, инструкции быть доступны пониманию. Педгог должен обращать внимание на свою речь, проявлять доброжелательность.