Основное содержание работы

Во введении раскрывается актуальность темы исследования, определяются его объект, предмет, гипотеза, цели и задачи, указывается методологическая основа исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе « Базисные убеждения как компонент ценностно-смысловой составляющей образа мира личности в условиях хронического стресса: теоретический анализ проблемы » обозначены теоретические подходы к проблеме образа мира, в том числе, к изучению его ценностно-смысловой компоненты. По литературным источникам дана характеристика состояния проблемы базисных убеждений личности в контексте концепций психической травмы.

Первый параграф «Ценности, смыслы и базисные убеждения личности как составляющие образа мира в зарубежных и отечественных концепциях» посвящен общепсихологической трактовке понятия «образ мира». История его разработки представлена в трудах отечественных ученых (Б.М.Величковский, В.П.Зинченко, Е.А.Климов, А.Н.Леонтьев, В.В.Петухов, С.Д.Смирнов). По Д.А.Леонтьеву, картина мира или образ мира – это имеющаяся у каждого человека индивидуальная система представлений о том, как устроен мир в различных его деталях.

Важной составляющей образа мира являются ценности, смыслы, базисные убеждения личности. В отечественной психологии постулируется социальная обусловленнность убеждений, смыслов и ценностей личности. Психологическая характеристика ценностей как объекта направленности личности раскрывается в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова, и других.

Связь личностных ценностей и смыслов можно увидеть в убеждениях личности, которые входят в образ мира. Разработкой понятия «убеждения» в русле разных теоретических подходов занимались многие зарубежные и отечественные психологи (Л.И.Анцыферова, А.Бек, Д.Вайсе, Г.Е.Залесский, И.Я.Лернер, Н.А.Менчинская, А.А.Старченко, С.Эпштейн, Дж.Келли, Р.МакМаллин, А.Эллис, Р.Янофф-Бульман, и др.). Убеждения, которые сформированы у личности относительно себя и мира в целом называются базисными. Они исследуются как в зарубежной психологии (Д.Вайсе, Дж.Келли, Р.МакМаллин, A.Beck, M.Dutton, S.Epstein, E.K.Fletcher, R.Janoff-Bulman, K.Kaniasty, F.H.Norris, G.L.Skidmore,), так и в отечественной (О.А.Ворона, Е.О.Лазебная, М.А.Падун, Н.В.Тарабрина).

Второй параграф аналитического обзора посвящен описаниюпроблемы смыслов, ценностей, базисных убеждений личности в контексте концепций психической травмы. По мнению В.Я.Семке и др., переживание психической травмы – это эмоционально окрашенное состояние, форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов жизнедеятельности, крушении идеалов и ценностей, что проявляется в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования. Наибольший вклад в развитие представлений о феномене психической травмы в науку внесли психодинамические и когнитивистские исследования (П.Жане, З.Фрейд, M.G.Horowitz, О.Kernberg и мн. др.), а также работы в области клинической психологии, касающиеся проблемы посттравматических стрессовых нарушений (F.H.Norris, K.Kaniasty; М.Dutton et al; G.L.Skidmore, E.K.Fletcher; K.Weninger, A.Elhers и др.).

В третьем параграфе «Проблема влияния хронического стресса на личность» обозначаются некоторые из многих подходов к изучению и пониманию стресса. Отмечается, что не существует единой теории и единого направления в осмыслении понятия «стресс», и как следствие разные авторы опираются на разные критерии в его понимании. Главная тенденция в освоении психологией понятия «стресс» состоит в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее (R.Lazarus), которое нарушает адаптацию (П.Фресс), контроль (J.P.Averill), препятствует самоактуализации (А.Маслоу). Хронический стресс определяется временны́м, длительным воздействием стрессора на человека. Называются границы от 3 месяцев (М.Ш.Магомед-Эминов), от 6 месяцев (Н.В.Тарабрина). В психологической науке установлен факт негативного влияния и стресса ограниченного, и стресса хронического на личность, на ее состояния и свойства (Ю.А.Александровский, В.А.Бодров, А.В.Вальдман, Л.А.Китаев-Смык и мн. др.).

Четвертый параграф первой главы посвящен описанию феноменологии переживаний хронического стресса родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Родительские переживания в процессе воспитания ребенка, страдающего тяжелым неврологическим заболеванием, характеризуется закономерной сменой определенных этапов, обозначаемых специалистами как «родительский стресс». Отсутствие возможности удовлетворять свои актуальные потребности на протяжении достаточно длительного времени (годы, иногда десятилетия) приводит к хроническому стрессу.

Во второй главе «Описание процедуры эмпирического исследования» проводится общая характеристика испытуемых, описывается тестовая батарея и представляется план проведения исследования.

Выборку исследованиясоставили родители (50 человек, основная группа), дети которых страдают тяжелыми заболеваниями нервной системы (ДЦП: двойная гемиплегия, атонически-астоническая формы; резидуальная энцефалопатия). Объективно состояние детей оценивается как тяжелое. По заключению МСЭ, все дети, родители которых приняли участие в исследовании, имеют низкую способность к реабилитации и адаптации в обществе, у них диагностируется сложное нарушение в развитии. Возраст детей, родители которых приняли участие в исследовании в составе основной группы, старше двух с половиной лет. В контрольную группу вошли взрослые люди, воспитывающие здоровых детей (50 испытуемых).

В третьей главе диссертационной работы представлены результаты собственного эмпирического исследования базисных убеждений родителей детей-инвалидов в условиях хронического стресса и их обсуждение.

Первый параграф третьей главы посвящен установлению наличия хронического стресса у родителей детей-инвалидов. Критериями присутствия хронического стресса у испытуемых в исследовании являлись: признаки повышенной психической напряженности, а также переживаний аффективных феноменов тревожного ряда, таких как тревога и страх; наличие других негативно окрашенных эмоциональных переживаний. Выявлены статистически значимые различия в выборках по характеристикам психической активации (значимость различий p<0,05), эмоционального тонуса (p<0,001), напряжения (p<0,001) и комфортности (p<0,001). Родители здоровых детей чаще оценивают свое состояние как бодрое, радостное, они говорят о том, что чувствуют себя отдохнувшими, о желании работать, о хорошем настроении. Родители детей-инвалидов чаще говорят об усталости, желании отдохнуть, вялости, озабоченности, плохом настроении и самочувствии, они отмечают как обычное для себя состояние психического напряжения («Обычно я раздражен, напряжен, взволнован»).

По данным «Семантического дифференциала» (разработан Шипициной Л.М.), результаты которого внесены в Таблицу 1, установлены статистически значимые различия в выборках по ряду представлений, понятий родителей и эмоционального отношения к ним. Наибольшие статистические различия наблюдаются в понятии «болезнь моего ребенка» (значимость различий p<0,001). Родители основной выборки оценивают болезнь своих детей по шкалам «сила» (М=5,64±4.41 против М=0,48±3.86) и «оценка» (М=-5,56±4.94 против М=-1,58±5.09) как значительно более сложную, тяжело протекающую, чем родители здоровых детей. Значения по шкале «активность» понятия «мой ребенок» ниже в основной выборке (т.е. родители детей-инвалидов оценивают своего ребенка как менее активного, чем родители здоровых детей) (значимость различий p<0,05). Числовые показатели по шкалам «оценка» и «активность» понятия «будущее моего ребенка» также ниже у родителей, воспитывающих детей-инвалидов: родители основной выборки оценивают будущее своего ребенка как менее активное и менее значительное, чем родители контрольной выборки (значимость различий p<0,01). У родителей детей-инвалидов значительно страдает оценка своего «Я» (М=1,06±4.33 в основной группе против М=3,66±3.63 в контрольной; (значимость различий p<0,01). Одновременно с этим статистических различий оценки «Я» по шкалам «сила» и «активность» не выявлено.

Таблица 1.

Значения различий показателей по U-критерию Манна-Уитни в выборках по методике «Семантический дифференциал».

СД U Z p-level
Понятия шкалы
Мой ребенок Активность   -2,25* 0,02*
Будущее моего ребенка оценка 787,5 -3,18** 0,00**
Активность 901,5 -2,40* 0,01*
Болезнь моего ребенка оценка 710,5 -3,71*** 0,00***
сила   5,20*** 0,00***
Я сам оценка 786,5 -3,19** 0,00**

Примечание. Значимые различия p<0,05 помечены *, p<0,01 помечены **, p<0,001 - ***

С помощью СД установлено, что при оценивании будущего ребенка, родители детей-инвалидов разделились на две примерно равные группы. Первая группа родителей, представляя будущее ребенка, оценивала его достаточно объективно («будущее будет у нас сложным»). Вторая группа говорила о нереальных с точки зрения состояния ребенка перспективах. Родители «соскальзывали» на желаемые представления: («хотелось бы, чтобы будущее было хорошим», «хотелось бы, чтобы оно было гладким», «громким», «большим», «сладким», «активным»).

В табл. 2 представлены результаты изучения эмоциональных переживаний родителей с помощью «Дифференциальных шкал эмоций» (по К.Изарду).

Таблица 2.

Значения различий методики «Дифференциальные шкалы эмоций» по U-критерию Манна-Уитни в основной и контрольной группах.

Эмоции U Z p-level
1.Интерес 1235,0 0,10 0,91
2.Радость 1129,0 -0,83 0,40
3.Удивление 766,0 3,33*** 0,00***
4.Горе 541,0 4,88*** 0,00***
5.Гнев 866,5 2,64** 0,00**
6.Отвращение 787,0 3,19** 0,00**
7.Презрение 969,0 1,93 0,05
8.Страх 399,5 5,86*** 0,00***
9.Стыд 620,5 4,33*** 0,00***
10.Вина 323,0 6,39*** 0,00***

Примечание. Значимые различия p<0,05 помечены *, p<0,01 помечены **, p<0,001 - ***.

Данные таблицы позволяют утверждать, что родители детей-инвалидов переживают негативные эмоции чаще, чем родители контрольной группы; в то же время не существует статистических различий в переживании родителями детей-инвалидов положительных эмоций; такая положительная эмоция, как интерес, переживается ими чаще, чем в контрольной выборке. Часть родителей основной группы испытывают чувство страха, которое входит в так называемый тревожный ряд. Подтверждается наличиехронического стресса у родителей, воспитывающих детей с низким реабилитационным потенциалом. Он выявляется на всех уровнях: эмоциональном, смысловом, ценностном.

В пользу этого вывода свидетельствует и эмоциональная насыщенность «Незаконченных предложений» («Если бы все знали, как я боюсь, что дочь не станет ходить сама», «…боюсь жить, когда ребенок вырастет», «С болезнью моего ребенка у меня связано чувство вины» «…отчаяния», «…горечи, как будто в жизни я сделала что-то не так», «…паники» и т.д.).

Таким образом, результаты совокупности по комплексу методик подтверждают предположение о том, что родители детей-инвалидов находятся в условиях хронического стресса.

Центральное место в исследовании заняло изучение базисных убеждений родителей детей-инвалидов и родителей здоровых детей, описанное во втором параграфе. Установлено: ряд базисных убеждений родителей основной группы отличаются от базисных убеждений родителей контрольной группы. В наибольшей степени эти отличия выражены в показателях шкалы «убеждение в самоценности» (субшкалы «самоценность» и «удача», значимость различий p<0,001): родители, воспитывающие детей с низкой способностью к реабилитации, считают себя менее достойными и менее удачливыми людьми по сравнению с родителями, которые воспитывают здоровых детей. Выявлены отличия также в «Убеждении в осмысленности мира» (субшкала «контролируемость», значимость различий p<0,05): родители детей-инвалидов считают, что люди не могут предотвращать тяжелые события собственными действиями. Даже если человек поступает правильно (осторожно, внимательно, дальновидно), он не может избежать всех негативных событий. Родители здоровых детей чаще имеют представления о себе, как о людях порядочных, соблюдающих требования морали, имеющих право на уважение. Они чаще считают себя везучими людьми и, таким образом, поддерживают у себя чувство собственной неуязвимости.

Структурный анализ смыслового древа, построенного по результатам Методики предельных смыслов, показал степень зрелости и развитости индивидуальной смысловой структуры родителей основной и контрольной групп. Группа родителей здоровых детей отличается большим количеством узловых категорий, их большей связностью, большей средней длиной цепей и более высокой продуктивностью.

Проективный анализ смысловых цепей показал, что только родители детей-инвалидов в своих категориях говорят о серости, обыденности жизни («чтобы не было серости», «чтобы было разнообразие», «чтобы не было одного и того же»), упоминают о полноценности жизни («чтобы жизнь полноценной была», «чтобы все общество было полноценным», «чтобы чувствовать себя человеком»). Во многих смысловых цепочках родителей детей-инвалидов присутствуют высказывания о желании отдохнуть («чтобы отдохнуть морально и физически», «чтобы набраться сил», «чтобы расслабиться, забыть о проблемах»), но также родители говорят и об еще большем желании работать («Чтобы быть работоспособным», «чтобы были возможности делать свою работу», «чтобы хоть что-то делать»).

Большинство родителей основной выборки, по сравнению с контрольной, имеют менее осознанную систему смыслов. Критическая ситуация (какой является длительное воспитание ребенка-инвалида с низким реабилитационным потенциалом), по Ф.Е.Василюку, «повреждая» психологическое будущее, …приводит к утрате смысла» (Василюк, 1984, с.129).

В третьем параграфе третьей главы говорится о том, что существуют статистические различия (значимость различий p<0,05) в уровне развития эмпатических способностей: уровень развития эмпатии в основной группе ниже, чем в контрольной группе, что косвенно подтверждает изменение базисного убеждения в доброжелательности окружающего мира.

Уменьшение возможностей для самореализации родителей детей-инвалидов является одним из стрессоров, обуславливающих изменение ценностно-смысловой составляющей их образа мира. Об этом свидетельствуют результаты «Опросника личностной ориентации» (ЛиО), где во всех шкалах выявлены статистически значимые различия между основной и контрольной выборками (значимость различий от p<0,05 до p<0,001). Эти данные представлены в четвертом параграфе.

Таблица 3.

Значения различий по U-критерию Манна-Уитни в основной и контрольной группах по методике «Опросник личностной ориентации».

  U Z p-level
Ценность самоактуализации 744.5 -3,48*** 0,00***
Экзистенциальность (гибкость поведения) 746,0 -3,47*** 0,00***
Реактивная чувствительность 946,0 -2,09* 0,03*
Спонтанность 843,0 -2,80** 0,00**
Самоуважение 464,0 -5,41*** 0,00***
Принятие себя 939,5 -2,14* 0,03*
Природа человека 900,0 -2,41* 0,01*
Целостность 857,5 -2,70** 0,00**
Принятие агрессии 911,5 -2,33* 0,01*
Способность к интимным контактам. 915,0 -2,30* 0,02*

Примечание. Значимые различия p<0,05 помечены *, значимые различия p<0,01 помечены **, p<0,001 - ***.

Родители основной группы по сравнению с родителями контрольной группы меньше принимают ценности самоактуализации. У них сильнее выражена ригидность поведения. Состояние психического напряжения (пребывание в условиях хронического стресса) «сужает сознание», что приводит к ограничению способности мыслить творчески, гибко вести себя в жизненных ситуациях. Родители, воспитывающие детей-инвалидов, по сравнению с родителями, воспитывающими здоровых детей, боятся проявлять свои истинные чувства, отрицают проявление агрессивных форм поведения. Происходят изменения в межличностном общении. В связи с сужением социальных связей и появлением негативного опыта во взаимодействии с окружающими возрастают агрессивные тенденции по отношению к другим людям, появляются трудности в установлении близких взаимоотношений. Внешние социальные трудности не позволяют реализоваться внутреннему потенциалу личности родителей, которые воспитывают ребенка с низкой способностью к реабилитации, что приводит к однообразию их форм поведения.

Перспективы психологической коррекции измененной ценностно-смысловой составляющей образа мира родителей детей-инвалидов связаны с успешной самоактуализацией. В пятом параграфе «Личностные характеристики, способствующие самореализации и эффективному совладанию с ситуацией хронического стресса у родителей детей-инвалидов» выделены личностные характеристики, способствующие эффективному преодолению хронического стресса. Во всех методиках, с которыми работали родители основной и контрольной выборок с высоким уровнем самоактуализации мы выделили шкалы, где показатели испытуемых достаточно близки. Высокий уровень уважения к самому себе, чувство уверенности, принятие ценностей самоактуализации, умение быть самим собой, спонтанность поведения, а также склонность человека оценивать людей в целом как «хороших», отсутствие чувства страха и высокий уровень эмоционального тонуса - это общие характеристики людей сумевших достичь самоактуализации высокого уровня. Для родителей, воспитывающих здоровых детей, больше характерны такие характеристики самоактуализирующейся личности как отсутствие чувства страха, высокий эмоциональный тонус, высокое самоотношение, в целом положительная оценка других людей.

Для родителей, занимающихся воспитанием детей-инвалидов, объединяющей их особенностью является убеждение в том, что контролировать все происходящие жизни события просто невозможно, и иногда никакие усилия не могут предотвратить их. Психологическая работа на основе этого убеждения может привести к снижению чувства страха и чувства вины, повышению уровня эмоционального тонуса, снятию эмоционального напряжения, и, как следствие - к повышению уровня самореализации и самоактуализации. Изменение смыслов и ценностей образа мира родителей детей-инвалидов, которому способствует самореализация есть признак движения к преодолению критической ситуации, ситуации хронического стресса.

В Заключении подводятся основные итоги проведенного исследования, формулируются выводы. Теоретический анализ состояния проблемы ценностно-смысловой составляющей образа мира людей в связи с переживаемым ими стрессом, вызванным воспитанием ребенка-инвалида, позволил заключить, что наличие хронического стресса заставляет ожидать изменений в базисных убеждениях личности и других характеристиках ценностно-смысловой составляющей образа мира родителей детей-инвалидов. Опираясь на положение психологической науки о системообразующей роли смыслов и ценностей в структуре личности, настоящее диссертационное исследование показывает влияние хронического стресса на ценностно-смысловую структуру личности и на возможности самоактуализации и самореализации в таких условиях.

Под влиянием трудной жизненной ситуации, в условиях хронического стресса, повышается доля неблагоприятных и неустойчивых, неравновесных состояний (А.О.Прохоров). Под влиянием этих факторов личность человека изменяется. Она изменяется настолько, что у человека появляются новые системные качества, «личностные новообразования субъекта» (Л.Г.Дикая). Эти качества сами начинают выступать в роли регулятора поведения человека. Это позволило нам рассмотреть взаимовлияние качеств личности и неравновесных состояний в представлениях парадигмы "черта личности – состояние» (Л.И.Анциферова).

Выводы:

1. Рождение и воспитание ребенка с низким реабилитационным потенциалом относится к числу трудных жизненных ситуации, которая оказывает сильнейшее воздействие на родителей ребенка-инвалида, и возникающие при этом переживания затрагивают все аспекты их жизни. Изменения происходят в эмоциональной, ценностно-смысловой сферах и т.д.

2. Установлено, что родители детей-инвалидов с низким реабилитационным потенциалом находятся в трудной жизненной ситуации и переживают хронический стресс. Тяжелая жизненная ситуация приводит к изменению психических состояний родителей. Установлено наличие хронического стресса у родителей, длительное время (более двух лет) воспитывающих детей-инвалидов. Степень психического напряжения родителей детей-инвалидов выше, чем у родителей здоровых детей, они переживают негативные эмоции, в том числе эмоции тревоги и страха, которые входят в так называемый тревожный ряд, чаще, чем родители контрольной группы.

3. Изменение деятельностной компоненты образа мира родителей детей-инвалидов влияет на изменение ценностно-смысловой составляющей образа мира родителей детей-инвалидов. Сравнительное исследование позволило выявить следующие особенности ценностно-смысловой составляющей образа мира родителей:

А) В базисных убеждениях личности зафиксировано следующее:

1) Базисное убеждение в ценности и значимости собственного «Я» родителей детей-инвалидов более всего и на высоком уровне достоверности (значимость различий p<0,001) отличается от такого же убеждения родителей контрольной группы. Родители детей-инвалидов склонны считать себя менее удачливыми, менее достойными, менее везучими по сравнению с другими людьми.

2) Значимы отличия в осмысленности мира (значимость различий p<0,05). Это проявляется в том, что родители детей-инвалидов чаще убеждены в том, что люди не могут предотвращать тяжелые события собственными действиями, они не могут избежать всех негативных событий, происходящих в жизни. Это базисное убеждение в группе родителей, воспитывающих детей с низким реабилитационным потенциалом, является более реалистичным, чем у родителей, воспитывающих здоровых детей. Изменение базисных убеждений имеет в своей основе изменение целостности индивидуальности.

Б) Установлена специфика в структуре смыслов испытуемых: родители основной выборки, по сравнению с контрольной, имеют менее осознанную систему смыслов. Трудная жизненная ситуация (какой является воспитание ребенка-инвалида с низким реабилитационным потенциалом) и хронический стресс связаны с ограничением жизненных смыслов. Изменение одной составляющей субъективной компоненты (базисных убеждений личности) приводит к изменению другой составляющей: к искажению смысловой структуры личности.

4. Ценностно-смысловая составляющая образа мира родителей детей-инвалидов является интегрирующим образованием, которое изменяет личностные характеристики родителей детей-инвалидов, такие как способность к эмпатии и способность к самоактуализации. Определено, что уровень развития эмпатических способностей ниже в основной группе. Родители детей-инвалидов имеют больший, по сравнению с другими, негативный опыт общения с окружающими: они становятся более «отстраненными» и не стремятся к установлению близких личностных связей. Снижение эмпатийности родителей детей-инвалидов подтверждают и полученные данные «Опросника личностной ориентации» по шкалам «природа человека» и «реактивная чувствительность» (значимость различий p<0,05), где выявлено, что родители основной группы менее отзывчивы к нуждам других людей и реже, чем родители здоровых детей склонны рассматривать людей как добрых по своей природе.

5. Доказано, что уровень самоактуализации родителей детей-инвалидов ниже, чем у родителей, воспитывающих здоровых детей. Уменьшение возможностей для самореализации и самоактуализации родителей детей-инвалидов также является дополнительным стрессором и одним из факторов деформации ценностно-смысловой составляющей образа мира личности.

6. Установлено, что основными личностными характеристиками, способствующими самоактуализации личности и преодоления хронического стресса являются: высокий уровень уважения к самому себе, чувство уверенности в себе, принятие ценностей самоактуализации, умение быть самим собой, спонтанность поведения, склонность человека оценивать людей в целом как «хороших», отсутствие чувства страха и высокий уровень эмоционального тонуса. Таким образом, исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и определило перспективы дальнейшей работы, которые могут состоять в обосновании и реализации программ помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: