Прямые и косвенные тактики речевого воздействия

РИТОРИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА ЭТАПЕ СЛОВЕСНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ

1 Задачи оратора на этапе элокуции.

2 Прямые и косвенные тактики речевого воздействия.

3 Понятия “троп” и “фигура”.

4 Тропы и их классификация.

5 Фигуры и их классификация.

Задачи оратора на этапе элокуции

В античное время этап, на котором, обдумывалось словесное выражение, назывался элокуция. Предметом особой заботы оратора на данном этапе были 4 категории:

artum – целесообразность избранных языковых средств,

puritas – грамматическая правильность употреблённых средств,

perspecuitas – ясность мысли,

ornatus – красота выражения.

Из этого перечня видно, что вопрос о том, как сказать, не ставился исключительно в плоскость “сказать красиво”.

В современных риториках задачи оратора на этапе элокуции определяются следующим образом:

1) выбор речевой тактики;

2) выбор соответствующих речевой ситуации языковых средств (то есть выбор стиля речи, соответствующего предмету речи, задачам общения и возможностям восприятия адресата);

3) выбор языковых средств выразительности и продумывание их гармоничного расположения в рамках целого.

Прямые и косвенные тактики речевого воздействия

Вопрос о выборе речевых тактик – это вопрос о выборе открытых и скрытых форм выражения речевого намерения.

Прямая тактика речевого воздействия – это тактика открытого типа, при которой говорящий сообщает слушателю просто и непосредственно то, что имеет в виду.

Сравните, например, прямой отказ “ Нет, я не согласен ” (1) и уклончивую (косвенную, скрытую) форму отказа “ Хорошо, я подумаю над вашим предложением. Может быть, моё решение и изменится ” (2).

Косвенная тактика предполагает скрытое, имплицированное выражение подлинных смыслов. Косвенная тактика побуждает и адресанта (скрывающего свои намерения) и адресата (извлекающего скрытые смыслы) к творческой активности. По этой причине косвенные тактики называются искусствами метасообщений.

Например, в гостях вас посадили спиной к открытому окну, своё желание прикрыть окно можно выразить в форме вопроса к сидящему рядом “ Вам не дует?” или же замечанием типа “ Сегодня на улице прохладно ”. Естественно, в этом случае нужно полагаться на то, что хозяин окажется чутким человеком и поймёт ваш намёк.

Косвенная речевая тактика необходима там, где прямо высказанная фраза может обидеть человека, поставить его в неловкое положение, лишить возможности достойно выйти из ситуации. В таких случаях прибегают к метасообщениям, то есть к намёку, аллегории, шутке, комплименту иронического характера и другим формам имплицирования смыслов.

К косвенным речевым тактикам нередко прибегают политики, дипломаты. Российский политический лидер В.В. Путин, к примеру, по общему признанию, является большим мастером выражения колких замечаний, облечённых в пристойную, внешне безобидную форму.

К косвенным речевым тактикам обращаются и в обыденных ситуациях. Более привлекательным для посетителя, к примеру, будет выглядеть призыв оставить вещи в гардеробе в такой форме, как “ Гардероб работает. Просим принять это к сведению ”, чем “ В верхней одежде не входить ”.

Следование призыву “давайте называть вещи своими именами” не всегда целесообразно. Существуют такие коммуникативные ситуации, в которых прямой речевой акт невозможен или нежелателен. Нужно иметь в виду также и то, что косвенные речевые тактики нередко способствуют повышению имиджа вашего собеседника. Военный лозунг “ Вперёд − туда тебя зовёт Родина! ” звучит лучше призыва “ Иди и умри ”, так как воодушевляет бойца, положительно мотивирует его. Хотя боец, возможно, и отдаёт себе отчёт в том, что выполнение задания может стоить ему жизни, чувство собственной значимости компенсирует тревогу.

Выбор тактики речевого воздействия зависит, таким образом, от множества факторов, представляющих условия протекания речевого общения.

3. Понятия “троп” и “фигура”

Выступление не будет обладать достаточной действенностью, если оно не обращено к чувственной сфере сознания слушателя. Речь оставит след в памяти у слушателя и будет надлежащим образом воспринята только в том случае, если она вызывает наглядные представления и содержит элементы языковой игры. Для усиления выразительности речи опытными ораторами обычно используются специальные языковые средства.

Специальными языковыми средствами усиления выразительности являются тропы и фигуры. Эти термины унаследованы из античных риторик. Первоначально тропы (от греческого tropos − ‘поворот’, переносное ‘образ’), осмысляемые как использование слов в переносном значении, рассматривались как разновидности фигур. Фигурами (от лат. figura − очертание, изображение, оборот речи) назывались все специальные средства усиления выразительности, то есть любые отклонения от простой формы выражения мысли.

До настоящего времени вопрос о критериях дифференциации тропов и фигур остаётся дискуссионным, и поэтому нет единства во мнениях исследователей и относительно состава тропов и фигур.

Тропы и фигуры определяются как игровые средства формирования смысла, то есть средства, используемые с расчётом на активизацию воображения человека и возбуждение тех или иных чувств. Игра при этом понимается в одном из традиционных значений − ‘преднамеренное действие, преследующее определённую цель, интригу, тайный замысел’.

В самом общем определении троп − это игра со значением слова или выражения, а фигура − это игра с внешней формой (структурой) слова или выражения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: