При подготовке к экзамену (зачету) особое внимание следует обратить на следующие моменты:
1. Подготовка к экзамену требует максимальной концентрации воли и внимания, напряжения интеллектуальных сил и аналитического подходу к повторению учебному материалу курса. В ее содержание входит повторение пройденного материала с учетом произошедших изменений в российском законодательстве, углубление знаний, их интеграции с учетом изученного материала по другим юридическим наукам.
2. В период подготовки к экзамену необходимо систематизировать всю совокупность знаний, полученных как по теории государства и права, так и по другим смежным учебным дисциплинам (прежде всего по отечественной и зарубежной истории государства и права, правоохранительным органам и т.п.).
3. О достаточной степени готовности к экзамену свидетельствует свободное владение юридической терминологией, наличие системного представления о курсе теории государства и права, знание монографий известных российских специалистов в области теории государства и права, ориентация в основных дискуссионных вопросах теории государства и права.
|
|
4. Ответы на вопросы билетов должны быть ясными, логичными и максимально конкретными. При ответе следует широко использовать статистические данные, обращать внимание на дискуссионные вопросы и предложения по их разрешению, делая ссылку на их авторов.
5. Студент должен показать на экзамене умения и навыки применения конкретных гражданских процессуальных норм в различных жизненных ситуациях. В связи с этим им нужно заранее продумать и привести при ответе один-два примера.
Для того чтобы избежать трудностей при ответах рекомендуем изучать материал последовательно и систематизировано, не откладывая сложные вопросы на последний этап подготовки, так как значительная часть материала требует четкого запоминания.
Необходимо помнить, что успех подготовки зависит от качества самостоятельной работы студента, которая предполагает: систематическое изучение материала учебника, анализ норм российского права, чтение иной юридической литературы по тематике теории государства и права.
Многие первокурсники не могут с «первого захода» сдать экзамены по теории государства и права,объясняя: учил, но на экзамене все забыл, всепонятия перепутались…Стресс? Как его преодолеть? Как побороть волнение ихорошо сдать экзамены?
Заведующий лабораторией Института мозга человека РАН, доктор биологических наук Юрий Кропотов рассказывает об этом корреспонденту «Известий».
Ю. Кропотов: Часто бывает так, что человек знает предмет, но не может справиться с волнением и получает двойку. Значит, в мозгу произошел сбой при «считывании» информации, которая там хранится. Поясню: у каждого человека есть система, отвечающая за контроль поведения. Система хорошо работает только в оптимальном режиме: слишком сильные или слишком слабые воздействия ее дестабилизируют. Вообще, мозг – самоадаптирующееся «устройство», но экзамен – стресс, который дестабилизирует систему. И человек теряется, впадает в ступор или начинает нести чушь. У одних система, отвечающая за контроль поведения, может быть недоактивирована (такие люди отличаются тем, что сначала действуют, а потом думают), а у других, наоборот, слишком активирована. У тех, кто любит заниматься в тишине, при неярком свете, как правило, активация определенных систем очень высокая. Этим людям не нужны для работы внешние стимулы, а в стрессовых ситуациях их мозг как бы блокируется, «зашкаливает», На экзамене такой ученик способен просто замолчать, впасть в ступор, хотя и знает материал. Чтобы прийти в себя, ему необходимо успокоиться. Можно валерьянки выпить. Другие, наоборот, предпочитают находиться в шумных компаниях, слушают громкую музыку – у них система контроля поведения недоактивирована. Такому ученику надо учиться активировать свой мозг. Можно также кофейку выпить, шоколадку съесть. Конечно, у второго типа людей шансы на экзамене выше, потому что в конце концов их мозг при стрессе активируется и входит в «оптимальную» зону.
|
|
Известия: А можно ли как-то морально настроиться на экзамен, перестать бояться преподавателя, плохой отметки?
Кропотов: Можно и нужно научиться управлять своим мозгом, тренировать его. Мы знаем, как тренировать тело: ходим в спортивные залы, занимаемся на специальных тренажерах, но многие не понимают, что точно так же нужно тренировать и мозг. Современные нейронауки дают большой спектр методов контроля и управления мозгом. Если условно разделить их на две группы, то это – методы элекгростимуляции и методы биологической обратной связи. В первом случае мы подаем электрический ток на мозг, активируя те его структуры, которые недоактивированы. Во втором – используем собственные ресурсы мозга, «обучая» его настраиваться на оптимальное состояние и сохраняться в нем долгое время.
Известия: Тем, кто хоть раз готовился к экзамену, хорошо знакома проблема: учил-учил, но ничего не запомнил. Можете посоветовать, как учить так, чтобы выучить?
Кропотов: Важно научиться входить в состояние, в котором мозг активно вбирает в себя новую информацию. Система запоминания работает в специфическом тета-ритме, но объяснить, как достичь этого состояния, достаточно сложно. С одной стороны – это мышечное расслабление, с другой – умственная концентрация. Работа системы связана с эмоциями, поэтому необходимо дать себе положительную установку: сейчас я непременно это сделаю, выучу. Родители могут помочь с положительной мотивировкой – пообещать поездку или долгожданную покупку.
Известия: А какой же студент не учил лихорадочно конспекта последнюю ночь перед экзаменом! Неужели все впустую?
Кропотов: К сожалению, то, что вы пытаетесь выучить в последнюю ночь перед экзаменом, запоминается крайне плохо. Но есть методики аутотренинга – литературы много. Самое главное – захотеть научиться управлять собой: расслабляться, когда необходимо, или, наоборот, концентрироваться.
Советы врача:
► поскольку снизить нагрузку накануне сессии невозможно, надо сделать над собой усилие и попытаться стать пунктуальнее, организованнее;
► если заучивание материала идёт вяло, нужно его конспектировать. Восприятие материала таким образом улучшится;
► давно замечено: штурмовщина в учёбе себя не оправдывает. Толку от таких знаний мало, а нервотрепка большая. Поэтому нужно развивать не механическую память, а мышление – тогда и зубрёжка не понадобится;
|
|
► не стоит сидеть над книгами по ночам, если студент – «жаворонок». Такие ночные бдения подходят лишь «совам» – они легче это переносят. А вообще-то, самое подходящее время для штудирования учебного материала не вечер или ночь, а утро;
► не забывайте отдыхать: без отдыха активизируется лишь кратковременная память, а не долгосрочная;
► чтобы не было нервных и психических срывов, нужно постоянно повышать свой интеллектуальный уровень. Тогда даже самый трудный и неожиданный вопрос экзаменатора не застанет студента врасплох.
Новая литература по аутотренингу: Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва-Ростов-на-Дону: Изд-во «МарТ», 2005.
Примерные варианты билетов по теории государства и права для студентов 1 курса