Подготовительный период

Это самый длительный период, при котором уточняются объекты съемок (натура, интерьер, достройки и т.д.); разрабатываются экспликации режиссера, оператора, художника, звукорежиссера. Проводятся кинопробы, утверждаются актеры на главные роли. Лучше подобрать на ведущие роли популярных актеров, чьи имена на афише побуждают как спонсоров, так и зрителей тратить деньги на картину. Проводится кастинг с актерами второстепенных ролей, эпизодов. Заключаются со всеми договоры. Проводятся репетиции. Создается раскадровка, эскизы декораций, костюмов, деталей. Сочиняется музыка (если используется известная тема, то связываются с автором музыки на предмет получения разрешения). Смета составляется только после утвержденного режиссерского сценария.

В подготовительном периоде, после того как разработаны основные постановочные параметра создания фильма, осуществляется подготовка календарно-постановочного плана, уточняющего временные рамки производства картины и устанавливающего последовательность и сроки работы съемочной группы в разрезе съемочных объектов. На практике применяют различные формы календарно-постановочных планов

Основой для составления календарно-постановочного плана являются:

• утвержденный режиссерский сценарий;

• пообъектные разработки;

• принятые критерии или приоритеты рамочных условий.

К числу последних относятся рабочее время и время отдыха, регулируемые Трудовым кодексом Российской Федерации, в соответствии с которыми нормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятиях, в учреждениях и организациях не может превышать 40 часов в неделю. Для работников, не достигших возраста 18 лет, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. В Трудовом кодексе Российской Федерации регламентируется предоставление выходных дней и порядок работы в выходные дни, компенсации, порядок предоставления и учета отпусков и др.

Другими критериями, определяющими структуру и параметры календарно-постановочного плана, являются: необходимость съемки сцен, связанных с одним местом действия (особенно это касается натурных съемок), по возможности единым блоком; соблюдение графиков занятости актеров — исполнителей ролей; сезонность съемок, предусмотренная принятым к производству сценарием; ограничения по затратам, которыми располагает изготовитель фильма; обязательство сдать готовый фильм к определенной дате; технологические нормы и нормативы, которые обязана соблюдать съемочная группа (например, время на проявку и печать отснятого рабочего киноматериала, норма записи музыки в одну смену и др.). Перечень критериев может быть продолжен по каждому фильму исходя из тех реалий, которые существуют в данной ситуации.

Когда определены критерии для составления календарно-постановочного плана, т.е. точно установлены приоритеты рамочных условий проекта, существует только один, более или менее идеальный план, удовлетворяющий этим критериям. И найти такой план для конкретного фильма — сложная задача, решение которой требует от продюсера и режиссера большого опыта и понимания творческо-производственных особенностей этого проекта. Мировая практика свидетельствует о серьезных проблемах, связанных с использованием экономико-математических методов и компьютерной техники при построении такого оптимального календарно-постановочного плана. Это обусловлено наличием критериев, которые невозможно формализовать, например, необходимость развития какого-то конкретного образа в ходе съемок и другие творческие моменты.

Разрабатываются монтажно-технические схемы, оформляются заказы на работы и услуги цехов. Утверждается генеральная смета, КПП. Арендуется или закупается съемочная техника. Арендуются, закупаются костюмы, реквизит и т.д. Продумывается питание, транспорт, жильё (в случае экспедиции) и многое другое.

Главным фактором, определяющим уровень затрат, необходимых для реализации кинопроекта, является время.

Фактор времени оценивается с помощью календарно-постановочного плана.

Определение временных параметров реализации кинопроекта (планирование сроков производства фильма) осуществляется в несколько этапов.

1. На основе литературного сценария или киносценария устанавливаются ориентировочные плановые сроки производства поотдельным технологическим периодам.

2. На периоды разработки киносценария, режиссерского сценария и подготовительный период составляются календарные планы проведения работ.

3. В подготовительном периоде разрабатывается календарно-постановочный план на весь период производства до момента сдачифильма и исходных фильмовых материалов.

Ориентировочные плановые сроки производства являются одним из основных затратообразующих факторов при формировании предварительной себестоимости фильма.

Сроки разработки киносценария, режиссерского сценария и подготовительного периода устанавливаются в каждом конкретном случае исходя из предполагаемого объема работ, выполняемых в том или ином периоде, с соблюдением имеющихся «рамочных» условий, к которым следует отнести: необходимость начать съемки фильма или отдельных его эпизодов в определенное время года; наличие залимитированных финансовых средств на проведение всего комплекса предсъемочных работ; ограничения в сроках работы над фильмом актера или актеров; обязательство сдать законченный фильм к фиксированной дате и др.

Определению временных параметров предшествует составление съемочной группой плана работы в конкретном технологическом периоде и оценка предполагаемых затрат времени на выполнение отдельных этапов этих работ.

По фильмам средней постановочной сложности продолжительность предсъемочных периодов, как правило, составляет: разработка киносценария — 6—10 недель, режиссерская разработка — 6—12 недель, подготовительный период — 8—14 недель.

Для того чтобы рассчитать срок съемочного периода, необходимо установить производительность труда съемочной группы, измеряемую количеством снимаемого материала (в полезных метрах или времени демонстрации в одну смену работы). Этот показатель планируется отдельно: при натурных съемках, а внутри — в зависимости от времени года; при павильонных съемках; при съемках в интерьерах. Производительность труда зависит также от вида съемок и их трудоемкости, участия в них несовершеннолетних исполнителей, животных.

Многолетняя практика работы российских киностудий дает определенные ориентиры в этой работе. Так, выработка полезного метража в смену при съемках художественных кинофильмов обычно составляет:

• павильонные съемки — от 50 до 80 полезных метров;

• натурные съемки (кроме зимних) — от 30 до 50 полезныхметров;

• зимние натурные съемки — от 20 до 40 полезных метров;

• съемки в интерьерах — от 40 до 70 полезных метров.

Участие в определенных сценах детей и животных снижаетэтот показатель на 40—60%.

При съемках особо сложных трюковых номеров, связанных с маневрированием наземных, воздушных и водных транспортных средств, применением сложных инженерных конструкций, автокатастрофами, при съемках в воде — выработка может составлять 70—80% от указанных показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: