Информация

В основных фундаментальных микроэкономических исследованиях поведение агентов рынка анализируется исходя из предположения о том, что они обладают полной информацией, необходимой для принятия ими решений. Пример полной и симметричной информации – рынок совершенной конкуренции, где определяемые через взаимодействие спроса и предложения рыночные цены дают агентам рынка исчерпывающую информацию об имеющихся альтернативах, что и позволяет принимать оптимальные решения. В действительности же условия, в которых принимаются экономические решения, чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности распределения информации. Напротив, общим правилом является недостаток и недоступность рыночной информации, что препятствует принятию оптимальных решений.

Другая проблема – неравномерное распределение имеющейся информации среди участников рынка, в результате чего возможны серьезные деформации в поведении продавцов и покупателей. В этой связи возникает необходимость анализа влияния неполноты и асимметрии информации на принятие решений и функционирование рынка.

Несмотря на длительную историю изучения проблем функционирования рынков и достигнутые успехи, многие проблемы, связанные с возникновением искажений, порожденных асимметрией и неполнотой информации, все еще не решены.

Значимость информации для принятия решений не нуждается в каком-то особом обосновании. Достаточным доказательством является то, что предположение о полноте информации принималось в качестве обязательного при анализе всех основных микроэкономических моделей рынка.

Между тем, информационное обеспечение – весьма сложная проблема. Во-первых, по большей части представляет сложность доступ к информации. По крайней мере, получение практически любой информации связано с затратами. Так что стремление к ее получению предполагает соизмерение затрат, связанных с получением информации, и дополнительных выгод от ее получения.

Надежность информации, учитывая ее изменчивость и устаревание, – еще одна существенная проблема.

Кроме того, даже поступающая информация не может быть полностью усвоена, и какая-то ее часть будет неизбежно отсечена.

Наконец, существуют и когнитивные ограничения в восприятии информации, в ее правильном понимании и оценке, что связано с особенностями человеческого мышления.

Все отмеченное дает достаточно оснований для вывода о неполноте информации как объективно существующей данности.

Неполнота информации – одна из непосредственных причин рыночной неопределенности.

Рыночная неопределенность есть условие принятия экономических решений. Содержательная сторона рыночной неопределенности заключается в том, что экономические субъекты вынуждены принимать решения в условиях, изменение которых трудно предугадать, а вероятность нельзя оценить. Поскольку неполнота информации существует всегда, то рыночная неопределенность в принципе неустранима. Ее можно уменьшить, но отнюдь не исключить.

Наличие рыночной неопределенности имеет несколько последствий. Во-первых, она препятствует принятию оптимальных решений. Во-вторых, она порождает дополнительные трансакционные издержки. В-третьих, из-за рыночной неопределенности экономические субъекты оказываются в неравных условиях при принятии решений. В-четвертых, она влияет на характер поведения фирм: чем выше рыночная неопределенность, тем больше склонность фирм к кооперативным стратегиям поведения.

Фирмы могут наблюдать лишь цены, а рыночный спрос и выпуск продукции конкурентами им неизвестны. Снижение цены может быть воспринято фирмой как следствие увеличения выпуска продукции конкурентами, хотя на самом деле оно было вызвано сокращением спроса. Принятием оптимальных решений в условиях неопределенности занимается молодая активно развивающаяся наука – риск-менеджмент.

Порождающая рыночную неопределенность неполнота информации – лишь часть проблемы, с которой сталкиваются участники рыночных операций. Другая часть этой проблемы заключается в том, что доступная информация неравномерно распределена среди участников рыночной сделки. Продавец более осведомлен о продукте, чем покупатель. Но покупатель знает, какую максимальную цену он готов заплатить за благо, а продавцу это неведомо. Продавец знает, по какой минимальной цене он готов продать продукт, а это неизвестно покупателю. Разная степень осведомленности агентов рынка называется асимметрией информации.

Таким образом, асимметрия информации есть неравномерное распределение между участниками рынка информации об условиях осуществления рыночной сделки и намерениях друг друга.

Асимметрия информации является внутренне присущим рынку признаком. Вопрос лишь в степени асимметрии информации, так как от этого будет зависеть ее воздействие на функционирование рынка в целом. Влияние асимметрии информации на рынок многогранно. Она модифицирует поведение потребителей и стратегию фирм, сказывается на конкуренции и на эффективности функционирования рынка.

Есть два типа асимметрии информации: скрытые характеристики (одна из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая) и скрытые действия (располагающий более полной информацией участник рыночной сделки может предпринимать действия, не наблюдаемые менее информированным участником).

Асимметрия информации является источником ценовой дискриминации. Часто покупатель не способен определить качественные характеристики блага. Это дает возможность продавцу дифференцировать продукт исходя не из реального изменения его параметров, а посредством их имитации, которую называют фантомной дифференциацией. Один и тот же коньяк может продаваться в разных бутылках по разным ценам под названиями «Южный» и «Королевский». Это типичный пример ценовой дискриминации, опирающейся на асимметрию информации.

От асимметрии информации страдает не только потребитель. Скрытые характеристики покупателей часто становятся причиной недополучения прибыли даже для фирм, располагающих значительной рыночной властью. Например, авиаперевозчик-монополист может получить максимальную прибыль, если обеспечит установление цены в соответствии с предпочтениями потребителей. Готовность платить у предпринимателей выше, чем у туристов. Проблема однако в том, что категория, к которой относится каждый конкретный пассажир, является для перевозчика скрытой характеристикой, что и служит причиной неэффективности. Установление цены билета на «предпринимательском» уровне даст высокий доход с одного билета, но сократит совокупную выручку из-за снижения загрузки самолета. Установление цены билета на «туристическом» уровне обеспечит полную загрузку самолета, но приведет к снижению дохода с одного билета.

Итак, асимметрия информации оказывает существенное влияние как на поведение участников рынка, так и на механизм его функционирования. В зависимости от степени асимметрии информации обусловленные ею негативные последствия могут проявиться как в неоптимальном распределении ресурсов, так и в невозможности установления рыночного равновесия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: