Общественное сознание преисполнено предрассудков, а в этой области — особенно. Например, женщины уверены, что мужчине гораздо легче найти себе женщину, чем женщине — мужчину, хотя исследования социологов доказывают обратное. Большинство женщин убеждены, что мужчина выбирает женщину, хотя на практике — всегда наоборот.
Чтобы уяснить механизм возникновения таких иллюзий, представим себе такую (утрированную для наглядности) картину:
В некоем поселке имеются 100 мужчин, и столько же женщин. Из этой сотни мужчин пять — прожженные ловеласы, меняющие женщин в среднем еженедельно, остальные — сидят себе по домам и почти не высовываются. Спустя не слишком продолжительное время все ловеласы отметятся у всех женщин поселка, а остальные мужчины — не более, чем у одной.
В результате, женщины при встречах будут рассказывать друг другу примерно следующее: «У меня было 6 мужиков, из них 5 — ну такие!..» Естественно, они сделают ошибочный вывод от том, что 5/6 всех мужчин — гады, обманщики, пройдохи и пр.
|
|
Вышеописанная наблюдательная селекция является объективной, т. е. на нее попался бы и беспристрастный робот. Кроме такой, существует еще и субъективная, — являющаяся следствием особенностей человеческой памяти — лучше всего запоминаются эмоционально значимые события. Те 5 ловеласов, скорее всего, хорошо запомнятся всем женщинам, так как вызывали у них яркие эмоции. В результате, единственный более-менее порядочный мужчина из этих 6 может даже и не вспомниться.
Неподготовленному человеку очень сложно не попасть под влияние этих своего рода «оптических» обманов. Также очень способствуют искажению статистической картины и средства массовой информации, предпочитающие писать о редких, необычных, нетипичных явлениях, создавая иллюзию их массовости и типичности.