Теоретическим плазом, называют чертеж агрегата, выполненный в натуральную величину. На этом чертеже показываются теоретические контуры, отдельные сечения и конструктивные базы агрегата.
При вычерчивании теоретического плаза за координатные оси принимаются ось симметрии и строительная горизонталь (рис. 11). Плоскости, проведенные через них, называются соответственно плоскостью симметрии (V) и плоскостью строительной горизонтали (Н). Плоскость Р называется плоскостью нулевой дистанции.
Теоретический плаз агрегата вычерчивается в трех проекциях, увязанных между собой в соответствии с правилами начертательной геометрии.
Плаз боковой проекции образуется как проекция теоретического контура на плоскость V симметрии самолета.
Плановая проекция образуется проектированием контуров на плоскость Н строительной горизонтали.
Плаз совмещенных сечений образуется проектированием сечений теоретического контура на плоскость Р нулевой дистанции.
В целях снижения трудоемкости и повышения точности плазовых работ принято на теоретическом плазе показывать в боковой и плановой проекциях только правый по направлению полета борт самолета. С этой же целью на левой части плаза совмещенных сечений показывают проекции сечений от носка до миделевого сечения, а на правой — от миделевого сечения до конца хвостовой части.
Рис. 11. Расположение основных координатных осей и плоскостей самолета