кратковременная долговременная оперативная
Кратковременная – процесс наибольшей длительности (секунды, минуты), но достаточные для точного воспроизведения информации. По такой системе работает переводчик: воспринял --- воспроизвел --- забыл.
Долговременная – это более длительная и прочное сохранение воспринятого.
Оперативная – запоминание сведений или данных, необходимых для выполнения операций.
В памяти можно выделить следующие основные процессы:
1) запоминание
2) сохранение и забывание
3) узнавание и воспроизведение.
Запоминание – это закрепление образов и впечатлений, которые возникают в сознании под влиянием предметов и явлений действительности. С физической точки зрения запоминание является процессом образования и закрепления в коре головного мозга следов возбуждения. От успешности запоминания зависит успех обучения. Запоминание может быть произвольным и не произвольным.
Сохранение- удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозге.
|
|
Забывание- исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс ликвидации следов в головном мозге. Забывание не всегда оценивается отрицательно. Забывать непутное и негативное - полезно. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении.
Узнавание – появление чувства знакомства при повторном восприятии. Оно появляется благодаря наличию слабого следа, который остался в коре головного мозга.
Воспроизведение – характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, оживляются без опоры на повторное восприятие. Физиологически это означает наличие прочных следов в коре головного мозга. В учёбе надо ориентироваться на воспроизведения, потому что узнавание назвать знанием нельзя.
4. Начальный этап процесса памяти – запоминание. Оно может быть механическим и смысловым. Механическое запоминание формируется в результате многократных повторений без опоры на смысловую связь (зубрежка). В отдельных случаях смысловое запоминание является единственным источником знаний. Например, изучение букв, графических названий, специальных терминов и другое. Смысловое запоминание основано на осознании внутренней логической связи между частями материала, а также между данным материалом и прежними знаниями. Оно основано на понимании. Запоминаются наизусть по смыслу стихи, правила, определения, законы.