Кодирование товаров

Кодирование – образование и присвоение кода клас­сификационной группировке и/или объекту классифика­ции.

Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объ­екта классификации.

Целью кодирования является систематизация объек­тов путем их идентификации, ранжирования и присвое­ния условного обозначения (кода), по которому можно най­ти и распознать любой объект среди множества других.

Необходимость в кодировании товаров и других объек­тов существовала давно, но особенно возросла значимость кодирования в последние десятилетия с внедрением элек­тронно-вычислительной техники. В результате расшири­лось целевое назначение кодирования, которое облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ, повышает эффективность функционирования АСУ.

Присвоение кодов осуществляется на основе опреде­ленных правил и методов. Правила кодирования:

- код должен иметь определенную структуру построения;

- код может быть выражен с помощью различных, зара­нее обусловленных знаков;

- код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Структура кода состоит из следующих элементов: ал­фавита, основания, разряда и длины.

Алфавит кода – система знаков, принятых для образо­вания кода.

Ранжирование – установление определенногопорядка перечисления объектов по степени их значимости.

В качестве алфавита для кодов наиболее часто приме­няют цифры, буквы или их сочетания, штрихи. Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода.

Цифровой алфавит кода – алфавит кода, зна­ками которого являются цифры. Например, консервам «Мо­локо сгущенное» Общероссийским классификатором про­дукции присвоен код 67.

Буквенный алфавит кода – алфавит кода, зна­ками которого являются буквы алфавитов естественных языков. Например, по ОКСТу классу сельскохозяйственной продукции присвоена буква С, а продукции пищевой про­мышленности – Н.

Буквенно-цифровой алфавит кода – алфа­вит кода, знаками которого являются буквы алфавитов ес­тественных языков и цифры. Например, свежие плоды име­ют код СЗ, а овощи – С4.

Штриховой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширина кото­рых считывается сканерами в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UPA, широко применяемые в международной практике. Число знаков в алфавите кода называется основанием кода.

Последовательность расположения знаков в коде опре­деляется его разрядом.

Разряд кода – позиция знака в коде. Поскольку каж­дый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, то разряд кода несет определенную смы­словую нагрузку. Например, по ОКП бумага типографская № 1 с оптическим отбеливанием, машинной гладкости, ру­лонная, массой 1м2 60 г имеет код 54 3121 1211. Разряд кода, обозначенный цифрами 54 (первая позиция), означа­ет, что это продукция целлюлозно-бумажной промышлен­ности.

Условное обозначение в структуре кода – это цифра, буква, штрих или пробел. Пробел – определенное рассто­яние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), которое выполняет разделительную функцию и/или выражен­ное в мм может означать число. В приведенном выше примере пробелы между 2-й и 3-й, 6-й и 7-й цифрами разде­ляют знаки (54 – продукция целлюлозно-бумажной про­мышленности, 3121 – бумага и ее общая характеристика, 1211 – частные признаки бумаги). В штрих-кодах цифровую информацию несут ширина штрихов, пробелов и циф­ры ВНИЗу.

Структура кода характеризуется также длиной.

Длина кода – число знаков в коде без учета пробелов. Например, 54 3121 1211 имеет длину кода 10, а основание – 12. Таким образом, длина (Дл) отличается от основания (Ос) количеством пробелов (Кп)

Дл = Ос — Кп

Во избежание ошибок при считывании кодов обычно вводится контрольное число, используемое для проверки записи кода.

Кодирование товаров и других объектов осуществля­ется несколькими способами, являющимися разновидностя­ми метода кодирования. К ним относятся порядковый, се­рийно-порядковый, последовательный, параллельный. Пос­ледние два способа кодирования тесно взаимосвязаны с разновидностями метода классификации. Эти связи показаны на рис. 1.

Рис. 1. –Взаимосвязь разновидностей методов кодирования и классификации

Порядковый метод кодирования – образование и при­своение кода из чисел натурального ряда. Примером по­рядкового метода кодирования может служить присвоение чисел (кодов) в журнале группы, темам в программе и т.п. Это самый простой и распространенный метод кодирова­ния, не требующий определенных знаний в этой области. Он позволяет осуществлять кодирование объектов, клас­сифицированных по одному или нескольким обусловленным или случайным признакам. Например, студенты в груп­пе кодируются по алфавиту первых букв; остальные при­знаки (возраст, пол, уровень подготовки и т.п.) случайны.

Серийно-порядковый метод кодирования – образова­ние и присвоение кода из чисел натурального ряда, за­крепление: отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками. Примером может служить присвоение порядковых номе­ров определенной группе товаров. Например, консервы рыбные получают индекс Р (рыбная промышленность), а затем определенный порядковый номер, например, 85 – лосось дальневосточный натуральный — горбуша.

Последовательный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последо­вательно расположенных подчиненных группировок, полу­денных при иерархическом методе классификации.

Для этого метода характерны все преимущества и недостатки иерархического метода классификации. Главными до­стоинствами его являются высокая степень упорядочения и возможность выявления общих и частных признаков. Последовательный метод кодирования может быть проиллюстрирован на примере группы «Материалы лакокра­сочные», которая подразделяется на подгруппы и виды по взаимосвязанным признакам (ниже приводится часть группы из ОКП):

Код К4
23 1000 0 Материалы лакокрасочные
23 1100 4 Лаки на конденсационных смолах
23 1110 9 Лаки на природных смолах /
23 1111 4 - канифольные
23 1112 8 - янтарные
23 1113 5 - битумные
23 1114 0 - масляные
23 1120 3 Лаки на алкидных смолах /
23 1121 9 - глифталевые
23 1122 4 - пентафталевые
23 1123 1 - этринольные
23 1124 5 - алкидно-стирольные

Параллельный метод кодирования – образование и присвоение кода классификационной группы и/или объекта классификации сиспользованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классифи­кации.

При достаточно высокой степени упорядочения незави­симость группировок не позволяет выявить в полной мере общность и различия признаков. Однако для этого метода кодирования возможна любая, заранее обусловленная ем­кость классифицируемых объектов и позиций. Примером параллельного метода кодирования может служить деле­ние продукции на подвиды в ассортиментной части ОКП.

Каждому методу присущи определенные достоинства и недостатки. Сравнительный анализ разных методов коди­рования представлен в табл. 2.

Таблица 2. – Достоинства и недостатки разных методов кодирования

Метод Достоинства Недостатки
Порядковый Простота присвоения кодов Экономичность использования 9999 кодов, принятых в классификаторах Отсутствие дополнительной информации об объектах Невозможность выделения общности и разницы между объектами
Серийно-порядковый Упорядочение объектов по сериям, в результате чего появляется дополнительная информация Требуется дополнительное распределение множества по объектам по определенным признакам
Последовательный При малой значности кода большая информационная емкость Жесткость кода из-за строгого фиксирования последовательно кодируемых признаков, сложность изменения в коде с целью введения новых признаков
Параллельный Хорошая приспособленность для машинной обработки, гибкость кода облегчает введение необходимых изменений в фасету Недостаточная связь между отдельными группировками

Совокупность правил и методов кодирования класси­фикационных группировок и объектов классификации за­данного множества называется системой кодирования. Определенная система кодирования положена в основу клас­сификатора.

Классификаторы. Методы классификации и кодирова­ния находят совместное применение в классификаторах, хотя область их распространения значительно шире.

Классификатор – официальный документ, представ­ляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации.

Структура классификатора предусматривает его позицию и емкость.

Позиция классификатора – наименование и код клас­сификационной группировки или объекта классификации. Например, код 81 означает классификационную группиров­ку продукции текстильной промышленности (без пряжи, тка­ней, нетканых материалов и трикотажных изделий).

Емкость классификатора – наибольшее число пози­ций, которое может содержать классификатор. Так, при десятиразрядном построении, наиболее часто применяемом для классификаторов, все классифицируемые объекты под­разделяются на десять классов, подклассов, групп, подгрупп, видов и подвидов. В результате емкость такого классифи­катора составит миллион позиций. Возможно, что не все позиции будут заполнены и в этом случае образуется ре­зервная емкость классификатора, обозначающая количе­ство свободных позиций в классификаторе.

Классификаторы подразделяют на категории. Категория классификатора – признак, указывающий на принадлежность классификатора к определенной груп­пе в зависимости от уровня его утверждения и сферы при­менения. Различают классификаторы общероссийские, от­раслевые и предприятий.

Общероссийский классификатор – государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России для применения в автоматизированных системах управления (АСУ).

Отраслевой классификатор – классификатор, введен­ный в установленном порядке для применения в АСУ от­расли.

Классификатор предприятия – классификатор, вве­денный в установленном порядке для применения в АСУ предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: