Классификация и функции розничных торговых предприятий

Процесс обращения товаров и доведения их до непо­средственных потребителей завершается в розничной тор­говой сети, составляющей основу материально-техничес­кой базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий.

Под торговым предприятием понимают имуществен­ный комплекс, используемый организацией для купли-про­дажи товаров и оказания услуг торговли.

В основу клас­сификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки:

- виды и особенности устройства;

- тип предприятия;

- форма торгового обслуживания;

- тип здания и особенности его объемно-планировоч­ного решения;

- функциональные особенности предприятия.

По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые ав­томаты и др.

Магазины располагают земельным участком, капи­тальным стационарным зданием или его частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических опе­раций.

Магазины-склады осуществляют торговлю то­пливом, строительными материалами и т.п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для топлива и строительных материалов, а также помеще­ния для товарных образцов, торговли хозяйственными то­варами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.

Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торго­вой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслу­живании покупателей. Павильон – оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест. Киоск – оснащенное торговым оборудованием строе­ние, не имеющее торгового зала и помещений для хране­ния товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

К мелкорозничной торговой сети относятся и передвиж­ные средства развозной и разносной торговли (автомагази­ны, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.

Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей неболь­ших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д. Они широко используются и производственными пред­приятиями для реализации своей продукции в городах.

Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торго­вого зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

Торговые автоматы устанавливают в магази­нах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т.п.).

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т.п.), а внутри каждого ти­па (в зависимости от величины торговой площади) – на типоразмеры.

По формам обслуживания различают салонное обслу­живание покупателей, индивидуальное обслуживание че­рез прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания. Форма торгового обслуживания – организационный прием, представляю­щий собой сочетание методов обслуживания.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, мно­гоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, се­зонные, посылочные и комиссионные.

Завершая комплексный торгово-технологический про­цесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.

Основные торговые функции магазинов:

- изучение покупательского спроса на товары;

- составление заявок на завоз товаров;

- формирование ассортимента товаров;

- реклама товаров и услуг.

К технологическим функциям (операциям) относят:

- прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;

- обеспечение хранения товаров;

- выполнение операций, связанных с производствен­ной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);

- внутримагазинное перемещение, размещение и вы­кладка товаров в торговом зале;

- продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение рас­четных операций).

Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предвари­тельный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т.д.).

Объем и характер выполняемых магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной само­стоятельности, технической оснащенности, места распо­ложения и других факторов. Например, магазин, обла­дающий полной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций выполняет также функции, связанные с оптовыми закупками товаров и расчетами за них, осуществляет управление и хозяйственное обслужи­вание подчиненных ему торговых единиц. Здесь, как пра­вило, имеется больше возможностей для оказания широко­го круга дополнительных услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: