Основные принципы размещения розничной торговой сети

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рационального размещения предприятий торговли. Они должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений. Решая вопросы размещения магазинов в городах, следует учитывать влияние градостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов.

В группу градостроительных факторов входят величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, а также административных, культурных и спортивных центров. Транспортные факторы включают направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта. К социальным факторам относят необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого качества торгового обслуживания. Экономические факторы – обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности.

К основным принципам рационального размещения розничных торговых предприятий относятся равномерность, групповой признак и ступенчатость размещения магазинов.

Равномерность размещения предполагает расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и, в первую очередь, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение означает необходимость терри­ториального сближения магазинов разного товарного про­филя с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Это, в первую очередь, касается разме­щения небольших магазинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в местах, где отсутствуют универсам или магазин с универсальным ассортиментом продоволь­ственных товаров.

Ступенчатость размещения (ориентация магазинов на определенную зону торгового обслуживания) заключаемся в делении магазинов на местные и общегородские с учетом их функционального значения.

Магазины местного значения, зани­мающиеся обеспечением населения основными продоволь­ственными и непродовольственными товарами повседнев­ного и частого спроса, размещают в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах). Они обслуживают на­селение в пределах пешеходной доступности. Основным типом магазина местного значения является универсам. Радиус обслуживания магазинов этой группы составляет 500 м.

Магазины общегородского значения должны предоставлять населению возможность макси­мального выбора товаров и услуг. К этой группе магазинов относят универмаги, продовольственные магазины типа «Гастроном», специализированные магазины по торговле продовольственными и непродовольственными товарами. Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города.

Удобным для населения городов является размещение магазинов в составе торговых центров, пред­ставляющих собой комплексы взаимосвязанных предпри­ятий торговли, общественного питания, а также предпри­ятий бытового и коммунального обслуживания, размещае­мых в одном или сблокированных зданиях, объединенных в едином архитектурном ансамбле.

Переход к рыночным отношениям привел к необходи­мости новых подходов к развитию сети розничных торго­вых предприятий. Одной из возможных тенденций в фор­мировании розничной торговой сети в городах, по всей видимости, станет образование «торговых цепей», вклю­чающих в свой состав:

- продовольственные магазины самообслуживания с со­путствующими непродовольственными товарами, рас­считанные на каждодневные покупки, – супер­маркеты;

- крупные универсальные магазины с широким ассор­тиментом продовольственных и непродовольственных товаров массового спроса, расположенные преиму­щественно в пригородах и на трассах, с большими стоянками для автомобилей и рассчитанные в основ­ном на закупки товаров на неделю или на более дли­тельный период, – гипермаркеты;

- магазины, торгующие товарами по ценам более низ­ким по сравнению с другими предприятиями, – магазины-дискаунты.

Иные принципы положены в основу размещения роз­ничной торговой сети потребительской кооперации. Ее размещение должно обеспечить создание на территории каждого административного района комплексной системы торгового обслуживания, позволяющей населению приоб­ретать все необходимые товары на месте, не выезжая за покупками в города. Сеть магазинов должна развиваться во взаимосвязи с сельским расселением. При этом обязательно должна учитываться функциональная роль сельских населенных пунктов, которые в связи с этим делятся на следующие типы:

- районные центры – города, поселки, крупные населен­ные пункты, являющиеся административными, экономи­ческими и культурно-бытовыми центрами обслуживания сельских районов;

- межхозяйственные центры – малые города, поселки городского типа, крупные села без административных функций;

- внутрихозяйственные центры – центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий, леспромхозов, а так­же центры производственных подразделений (отделений, бригад и т.д.);

- рядовые населенные пункты, представленные в основ­ном мелкими поселениями.

Функциональная значимость каждого населенного: пунк­та в общей системе расселения на территории сельского ад­министративного района, намечаемые изменения в разви­тии поселений должны в первую очередь учитываться при решении вопросов перспективного развития и размещения розничной торговой сети потребительской кооперации.

Например, при новом строительстве, перепрофилирова­нии и реконструкции действующих магазинов, располо­женных в районных и межхозяйственных центрах, в зави­симости от численности населения может быть следующий состав розничной торговой сети: магазины с универсаль­ным ассортиментом товаров – «Универсам» (торговой площадью от 250 до 850 м2) и «Универмаг» (торговой пло­щадью от 650 до 3500 м2), а также магазины «Продукты» (от 150 до 250 м2), «Сельхозпродукты» (от 150 до 1000 м2), «Хозтовары» (от 150 до 250 м2), «Книги» (от 70 до 250 м2), «Товары для приусадебного хозяйства» (от 100 до 400м2). В сравнительно крупных населенных пунктах этих двух ти­пов (при численности жителей, соответственно, более 5 и 10 тыс. человек) целесообразно предусмотреть также мага­зины «Детский мир», «Культтовары», «Современное домаш­нее хозяйство», «Техника», «Сделай сам», «Хлеб», «Кулина­рия», «Комиссионные товары», магазины-склады по про­даже строительных материалов и топлива. Формируя сеть в таких населенных пунктах, следует иметь в виду, что к ним в наибольшей степени «тяготеет» население из насе­ленных пунктов других групп.

В населенных пунктах с численностью собственного насе­ления (или с общим количеством жителей на группу поселе­ний в радиусе пешеходной доступности) свыше 100 человек размещают магазины «Товары повседневного спроса». При меньшей численности населения и отсутствии стационар­ной торговой сети могут быть построены стационарные торговые предприятия торговой площадью 25, 50 или 75 м2 в составе предприятий, объединяющих, кроме магазина, чайную или буфет, помещение для выездного бытового об­служивания, для приема сельскохозяйственных продуктов от населения и других видов обслуживания, или же откры­ты магазины на дому. А при невозможности создания ста­ционарной торговой сети торговое обслуживание населе­ния должно осуществляться с помощью автомагазинов. Передвижные средства торговли должны также широко применяться и при обслуживании полевых станов и других мест массовых сельскохозяйственных работ.

Вопросы перспективного развития и размещения роз­ничной торговой сети потребительской кооперации долж­ны решаться с учетом происходящих изменений в эконо­мике обслуживаемых ею районов, финансовых возмож­ностей кооперативных организаций и других факторов на основе научно обоснованных перспективных схем разви­тия и размещения предприятий розничной торговли, раз­рабатываемых для каждого административного района.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: