Сравнительный подход и источники ценовой информации

Наиболее общим подходом в оценке, предназначенным для продук­ции, которая выпускается в массовых количествах и для которой име­ется сложившийся рынок и данные по конкретным сделкам или ценам предложения, является сравнительный подход.

Сравнительный подход заключается в определении стоимости объекта по ценовой информации об аналогичных объектах и реализу­ется в методах прямого сравнения и статистического моделирования цены.

Метод прямого сравнения достоит в том, что для оцениваемого объекта подбирается один или несколько аналогов, для которых изве­стны цены из каталогов (прайс-листов) или по итогам коммерческих сделок. Цена аналога корректируется с учетом различий в главных па­раметрах и в зависимости от наличия добавочных устройств (для об­орудования) – с помощью коэффициентов и поправок.

Наиболее представительными источниками ценовой информации по товарам, которые представлены в международной торговле, явля­ются биржевая цена и авторитетные международные ценовые спра­вочники. Оптовые цены внутреннего рынка определяются по справочникам и прейскурантам цен. Эти цены складываются из нескольких состав­ляющих.

Метод прямого сравнения излагается, в частности, в инструктив­ном письме ГТК Российской Федерации от 31.08.95 № 07-11/12510 «О применении метода 6 («Резервный метод») для определения тамо­женной стоимости ввозимых товаров». В соответствии с Законом Рос­сийской Федерации «О таможенном тарифе» (п.1 статьи 24) таможен­ная стоимость по методу 6 должна определяться «с учетом мировой практики».

Особенностью метода является то, что он не устанавливает какую-либо специальную исходную базу оценки.

При определении таможенной стоимости в качестве базы для тамо­женной оценки могут использоваться:

- таможенная стоимость идентичных, однородных товаров или товаров того же класса и вида. Товарами одного класса или вида являются товары, относящиеся к одной группе или диапазону товаров, изготовленные отдельной отраслью или подотраслью (сектором) промышленности и имеющие примерно одинаковую репутацию на рынке;

- цена ввозимых, идентичных или однородных товаров либо това­ров того же класса или вида, по которой они продаются на внут­реннем рынке Российской Федерации, скорректированная с учетом разрешенных вычетов;

- ценовые данные из нейтральных источников информации (ката­логи независимых фирм типа «Евротакс», ОТТО и т.п.; издания, содержащие подробное описание конкретного товара и четкое определение структуры цены; публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты цен на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам, а также биржевые котировки цен).

Выбор аналога. При выборе аналогов для сравнения стоимости сначала подбира­ются идентичные товары, затем однородные, а при их отсутствии – товары того же класса или вида. В том случае, если отсутствуют данные по идентичным и однородным товарам, в качестве аналога могут рассматриваться товары того же класса или вида, т. е. имеющие ту же репутацию на рынке, что и оцениваемые, и являющиеся взаимозаменяемыми для потребителя. Товары могут быть ввезены из той же страны, что и оцениваемые товары, или из других стран.

Например, товаром того же класса для телевизора является телеви­зор с тем же размером диагонали, с тем же количеством систем, типом аудиосопровождения (моно, стерео), типом экрана (плоский, выпук­лый), с теми же дополнительными функциями (таймер, телетекст и т.д.), имеющий ту же репутацию на рынке, что и оцениваемый. При­мерно равную репутацию на потребительском рынке (при одинаковых технических параметрах) имеют телевизоры таких фирм, как Sony и Panasonic; к другому классу товаров с примерно одинаковой репутаци­ей у потребителя можно отнести телевизоры фирм Mitsubishi, Orio и Hitachi (с сопоставимыми техническими параметрами).

Товаром того же класса для легкового автомобиля является легко­вой автомобиль:

- с теми же функционально-техническими возможностями, что, как правило, отражается в типе кузова (седан, комби, автомо­биль повышенной проходимости, микроавтобус, фургон, специ­альная форма спортивного автомобиля и т.п.);

- примерно с тем же объемом двигателя;

- с той же системой питания (бензиновая, дизельная).

Например, к одному классу могут быть отнесены небольшие го­родские автомобили типа «Toyota Starlet», «Toyota Corolla Compact», «Opel Corsa Sity», «Renault Cillo» с объемом двигателя до 1500 м3, име­ющие, как правило, форму комби. Несмотря на то что страны их про­исхождения разные, новые автомобили этих моделей могут рассмат­риваться в качестве аналогов при оценке, так как они имеют не только похожие конструктивные и технические характеристики, но и пример­но одинаковую репутацию на автомобильном рынке.

Для бывших в употреблении автомобилей аналоги следует подби­рать с учетом страны происхождения. Например, немецкие автомобили всех классов на протяжении срока службы значительно меньше теряют в стоимости, чем итальянские или французские; японские автомобили занимают промежуточное положение. Для новых и бывших в употреблении автомобилей, экспортируе­мых из Европы, не следует подбирать аналоги среди автомобилей, вве­зенных из США, Юго-Восточной Азии или Японии.

При подборе аналогов нельзя также использовать автомобили с раз­ным расположением рулевой колонки (левосторонним и правосторон­ним).

Однако для новых автомобилей производств ведущих европейских и американских компаний, собранных на дочерних предприятиях в дру­гих странах, но выпущенных под товарным знаком этих компаний, мож­но подбирать аналоги среди новых автомобилей, ввезенных из стран, где находится головное предприятие этих компаний (делая при их оценке необходимые поправки к цене базового автомобиля).

Выбор источника ценовой информации. Не допускается для целей таможенной оценки в рамках метода ис­пользование усредненных данных по обобщенным группам товаров (обувь женская, костюмы мужские, духи, вино виноградное и т. д.).

В п.2а статьи 24 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» установлено, что «в качестве основы для определения тамо­женной стоимости товара по резервному методу не может быть ис­пользована цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации». Тем не менее, таможенную стоимость можно вычислить на основе внутренней цены на оцениваемые, идентичные или однородные това­ры или на товары того же класса или вида. Для этого из цены необхо­димо выделить те элементы затрат, которые не подлежат включению в таможенную стоимость. Это сумма налога на добавленную стоимость и спецналога, ввозной таможенной пошлины, сборов за таможенное оформление, расходы по доставке товаров от места ввоза; расходы по предпродажной обработке товара, сумма торговой надбавки и др.

Расчет таможенной стоимости телевизора на основе цены продажи на внутреннем рынке: В качестве примера в письме приводится следующий расчет тамо­женной стоимости телевизора на основе цены продажи телевизора на территории России с соответствующей корректировкой:

Цена продажи телевизора фирмы Mitsubishi с диагональю 21 дюйм (54 см) для московского региона (базовая цена) – $360.

Сумма торговой надбавки, включая расходы покупателя на терри­тории Российской Федерации и его прибыль, при реализации телеви­зора в Москве составляет примерно 25%.

Таким образом, 360 х 25% / 125% = $72.

Из полученной суммы $288 (360 – 72 = 288) теперь необходимо вы­честь суммы ввозных таможенных пошлин и налогов.

Сумма налога на добавленную стоимость и спецналога при ввозе телевизора при ставках 20 и 1,5%: 288 x 21,5% / 121,5% = $50,96.

Суммы ввозной таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление при ставках 30% и 0,15%: 237,04 х 30,15 / 130,15 = $54,91.

Итого сумма вычитаемых компонентов: 72 + 50,96 + 54,91 = $177,87.

Расчетная таможенная стоимость телевизора: 360 – 177,87 = $182,13.

Метод статистического моделирования цены предполагает разра­ботку математической модели расчетной цены продукции. Он реали­зуется двумя способами: путем расчета по удельным ценовым показа­телям и с помощью корреляционных моделей.

Расчетная цена Рр по удельным показателямпри учете одного пара­метра определяется по формуле:

где Руд –цена, приходящаяся на единицу параметра X.

При учете нескольких параметров: S = Ран (V1Пcicia + V2 ПC2C2A + …VnПcncna),

где Пci / Пcia–отношение определенного потребительского свойства или технического параметра оцениваемого объекта и аналога;

Vi – ко­эффициент весомости по степени влияния потребительского свойства на цену, для Vi справедливо условие Vi = 1.

Рассмотрим метод статистического моделирования цены по удельным показателям при учете одного параметра на примере нефти. В соответ­ствии с принятой международной практикой, используемой при торгов­ле нефтью, ее потребительскую ценность определяют в зависимости от плотности и содержания серы.

Выделяются (ГОСТ 9965) три класса нефти по массовой доле серы (до 0,6%; 0,61-1,8%; более 1,8%), и каждый из них подразделяется на три типа по плотности (до 0,860 г/см3; 0,861-0,885 г/см3; более 0,885 г/см3). Стоимость нефти тем выше, чем меньше значение этих показателей.

Когда необходимо оценить нефть на основе биржевой котировки, рассчитывают ее стоимость по отношению к маркерному сорту, сто­имость которого приведена в котировке. Для европейского рынка та­ким маркерным сортом является нефть Brent Северного Моря. В ре­зультате анализа ценовой информации за 1999 г. было найдено, что коэффициент изменения ценности испытуемой нефти при изменении плотности на 0,001 г/см3 равен 0,24% от цены маркерной нефти. Этот коэффициент давал достаточно точные данные по стоимости нефти, поэтому вторым показателем – содержанием серы можно было пре­небречь. Найденное значение справедливо для интервала плотностей примерно 0,8300-0,8700 г/см3. Установленная зависимость выражает­ся следующей формулой:

ΔPp = ΔPуд ×ΔX

Агентство Platt's в 1999 г. дает для смеси нефтей Urals плотность 32,5°API и содержание серы 1,25%, а для нефти Brent – плотность 38,5°API и серы 0,4%. Рассчитаем разницу в стоимости за тонну не­фти.

Пусть цена на нефть Brent составляет N долларов за тонну.

Переведем плотность в градусах API в относительную плотность (о.п.) по формуле:

°API – (141,5 / о.п.) – 131,5

Относительная плотность нефти Brent составит 0,8324; Urals –0,8628 кг/м3.

Пусть цена маркерной нефти равна N, тогда изменение цены, при­ходящееся на единицу параметра X:

ΔPуд = N × 0,24/100

За единицу параметра X примем 0,001 г/см3. При изменении плот­ности на 0,0304 г/см3 (0,8628 - 0,8324 = 0,0304) параметр X изменится на 30,4 единицы.

ΔPp = N × 0,0024 × 30,4 = N × 0,07296

Таким образом, при увеличении плотности нефти на 0,0304 г/см3, ее стоимость снизится на 7,3% по отношению к маркерному сорту Brent.

Расчет с помощью корреляционных моделей предусматривает уста­новление зависимости между расчетной ценой и основными потреби­тельскими свойствами объекта Рp= ƒ(ПС) на основании анализа данных о фактических ценах продажи объектов определенной товарной группы.

Метод расчета цены с помощью корреляционных моделей применя­ется в прейскурантах цен на цветные камни. Прейскурант цен на цветные камни состоит из базового прейскуран­та, двух и более таблиц коэффициентов. Для камней 1-й группы чисто­ты вводится коэффициент формы, для александритов – коэффициент изменения цвета, для демантоидов – коэффициент дисперсии и т.д.

Пример. Прейскурант цен на аквамарин. При определении цены на аквамарин учитываются: группа массы; группа чистоты; масса вставки; оттенок; тон; насыщенность; качество обработки. Базовая цена за 1 кар. в зависимости от группы массы и группы чи­стоты приведена в табл.1.

Таблица 1. – Базовая цена аквамарина

Базовая цена (ЦБ), S США за карат Группа чистоты
Группа массы, караты
0,00-0,49 50-0,99 1,00-1,99 2,00-4,99 5,00-9,99 10,00-19,99 20,00-49,99 50,00 и выше  
                 
                 
                 
                 
  3,2 3,6   3,8 3,5   2,5  
0,6 0,5 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 Коэффициент кабошона (КК)

Влияния на цену камня его оттенка, тона и насыщенности учитыва­ются с помощью коэффициентов снижения цены (табл. 2).

Таблица 2. –Коэффициенты оттенка, тона и насыщенности

Коэффициент оттенка Коэффициент тона и насыщенности
Условное обозначение Ко Тон Насыщенность
Описание оттенка              
Слегка зеленовато-голубой сз-Г 1,00   0,08 0,15 0,2  
Умеренно зеленовато-голубой уз-Г 0,8   0,15 0,2 0,3 0,7
Очень зеленовато-голубой оз-Г 0,6   0,2 0,35 0,7 1,0
Зелено-голубой З-Г 0,4   0,25 0,4 0,75  

Вставки в зависимости от качества обработки подразделяют на че­тыре группы: А (совершенная); Б (хорошая); В (удовлетворительная); Г (плохая). Группы качества обработки предполагают следующие скид­ки к прейскурантной цене вставки: А – 0%; Б – 5%; В – 10%; Г – 20%. Прейскурантная цена рассчитывается по формуле:

Цп = ЦБ × М × Ко × Кт/н × Кко,

где Цп – цена прейскуранта; ЦБ – базовая цена; М – масса вставки, кар.; Ко – коэффициент оттенка; Кт/н – коэффициент тона и насы­щенности; Кко – коэффициент качества обработки.

Стоимость вставки из аквамарина массой 3,8 кар., цвет умеренно зеленовато-голубой, средне-светлый, слабо насыщенный (уз-Г 4/2), группа чистоты – 2, группа качества обработки – Б будет равна:

Цп = 90 х 3,8 х 0,8 х 0,35 х 0,95 = 91 ($ США).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: