План изучения темы:
1. Функции исторического знания.
2. Методы и источники изучения истории.
3. Методология и теория исторической науки.
4. Отечественная историография в прошлом и настоящем.
Требования к знаниям
В результате изучения темы студент должен знать:
- предмет, функции, методы и методологию исторической науки;
- место России в системе мировых цивилизаций;
- общее и особенное в развитии цивилизационного процесса в России;
- системную периодизацию курса Отечественной истории;
- российские исторические школы и их крупнейших представителей;
- значение основных понятий и терминов.
Функции исторического знания
Научно-познавательная функция направлена на самопознание общества, заключается в выявлении закономерностей исторического развития.
Воспитательная функция способствует формированию моральных и нравственных качеств личности. Две основные составляющие воспитательной функции исторического знания заключаются в том, что история: 1) выступает источником моральной ориентации субъектов, стабилизирует общественные отношения; 2) оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов через отдельные исторические факты и события.
|
|
Функция социальной памяти дает возможность усвоить опыт прошлого, осуществляет связь прошлого и настоящего. Это способ идентификации и ориентации личности и общества.
Практически-рекомендательная функция способствует выработке научно-обоснованного политического курса.
Прогностическая функция призвана объяснить не только прошлое, но и показать тенденции общественного развития в будущем. Историческая наука составляет необходимую базу для научного прогнозирования тенденций и перспектив развития общества в будущем.