Органные пункты (педали) в верхних голосах

Органные пункты, как уже говорилось, могут быть не только в басу, но и в верхних голосах. Органный пункт в наиболее низком из всей группы верхних голосов — теноре — называется теноровой педа­лью; в самом верхнем — сопрановой педалью; расположенный ниже сопрановой, но выше теноровой — называется альтовой педалью.

Между линейными функциями верхних педалей часто замечает­ся некоторое различие.

Теноровая педаль в некоторых случаях близка по функции к басо­вой, а именно: может выполнять роль функционально главного эле­мента по отношению к движущимся аккордам. Пример: фортепиан­ная соната ор. 111 Бетховена, I часть, вступление (теноровая педаль на доминанте — средство доминантового предыкта, готовящего появ­ление главной темы Allegro, начинающейся с тоники c-moll).

Альтовая и сопрановая педали такими свойствами обычно не обладают. Протянутый или повторяемый звуки в них, наоборот, в сущности, часто смыкаются с неаккордовыми звуками и должны рассматриваться как особая их разновидность — выдержанные тоны (см. главу 5).

Образец сопрановой педали см. пример 57.

57 М. Мусоргский. «Борис Годунов» (редукция)

В оркестровом дополнении (ц. 34, такт 5) этот педальный звук фактически оказывается брошенным и превращается в побочный тон; аналогичное явление — в примере 38.

Однако, в отличие от просто неаккордовых звуков, сопрановая педаль все же может сохранять некоторые динамические свойства органных пунктов. Например, в III части 3-го квартета Чайковского доминанта сопрановой педали пусть и в небольшой мере, но все же заметно производит доминантовое напряжение, что родственно обыч­ному эффекту органного пункта.

Если среди неаккордовых звуков возможны педальные предъемы (см. главу 5, пример 36В), то среди явлений органного пункта могут быть предъемные педали. Пример: переход от эпизода c-moll к репри­зе финала 5-й симфонии Бетховена, начиная от вступления литавр.

Верхние педали могут быть и удвоенными в октаву (например, объединение сопрановой и альтовой педалей), а в редких отдельных случаях могут быть даже сквозными, пронизывающими всю ткань сверху донизу (Прокофьев, 8-я фортепианная соната, часть II, послед­нее проведение главной темы).

В музыке XX в. верхние педали нередко оказываются групповы­ми — двойными, тройными (подчас и более многозвучными); см. при­мер 58 (ср. также: у Прокофьева тройная верхняя педаль в пьесе «Патер Лоренцо» из балета «Ромео и Джульетта»; у Шостаковича тройная верхняя педаль в коде финала 8-й симфонии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: