Крестиковское платье

2. Исследовательская работа
Наименование: платье.

Датировка: конец ХIХ в.

Место бытования: с. Крестики Оконешниковского р-на Омской области.

Хранитель: Рощина Пелагея Никифоровна, 1926 г.р. (дев. Авдеева, чалдонка).

Собиратель: Репина Татьяна Михайловна (вед. методист Отдела русской традиционной культуры ГЦНТ); экспедиция 2008 г.
Платье такого типа бытовало в старообрядческой среде, причем лишь в нескольких группах. Встречается у поморов, двоедан Приуралья в Курганской области, а так же, как ни странно, у русских старообрядцев в Бразилии. Крой платья весьма схож с кроем полуплатья (одним из видов поздних сарафанов) – отрезной лиф либо спереди и сзади, либо только сзади, носится с передником и рубахой, характерной для этой местности. Надо сказать, что такое полуплатье было весьма распространено у белорусов и граничащих с ними народов Прибалтики. Его происхождение больше рассматривают как дань моде, нежели как историческую закономерность трансформации костюма, т.е. произошло своего рода «сращивание» жилета и юбки, а цветовая гамма осталась прежней. Поэтому низ полуплатья был либо полосатый, либо клетчатый, а лиф - однотонный с традиционной вышивкой. Из этого региона со служивыми людьми, охранявшими границы и бравшими в жены местных девушек, оно распространилось на Русском Севере. На Нижегородчине подобный вид сарафана бытовал как «русское платье». Однако, из названия следует, что ареал распространения весьма широк и такой тип одежды в определённый период был характерен для русских вообще.

По крою «русское платье» схоже с исследуемым мной платьем с. Крестики: отрезная спинка по талии, спереди кокетка, планка, воротник-стойка, держатели в боковых швах для фиксации спинки. Различие лишь в том, что вариант с. Крестики представляет собой собственно платье, т. е. одежду с рукавами. Возможно трансформация произошла в связи с возросшей популярностью в крестьянской среде наряду с парочкой городского платья. Но несмотря на внешнее сходство, в крое исследуемого образца и платья городского типа обнаруживаются принципиальные различия. Городское платье учитывает особенности фигуры (при оформлении деталей используются кривые линии, рукав – «окорочок»), крестиковское платье наследует принципы кроя традиционной рубахи на «пелеринке», т. е. на кокетке (прямоугольный крой, кошёный рукав без оката).


^ Общее описание:

Платье составляло основу женского костюмного комплекса у старожильческого населения (платье – запон (передник) – нижняя юбка – головной убор), могло быть частью наряда невесты. Платье смешанного силуэта (прямого впереди и прилегающего по спинке) выполнено из хлопчатобумажной ткани типа «поплин» (плотная сухая) с растительным рисунком «маки» (красно-оранжевые с зелёными листьями и ветками) на сложном фоне (вертикально ориентированные полосы серого цвета, переходящего в черный). Имеет центральную застежку на прорезные петли и пуговицы (3шт., одна на воротнике), обработанную планкой. Общая длина застежки 32см (11см на кокетке, 21см в среднем шве переднего полотнища). Платье со втачным, одношовным, зауженным к низу рукавом. Рукав не имеет оката, втачен в овальную пройму. Воротник - прямая «стойка», шириной 3см. Детали кокетки, спинки и рукава продублированы хлопчатобумажной тканью.

Перед:
Перед платья с прямой кокеткой. Переднее полотнище из двух ширин ткани со швом посередине. Верхний край передних полотнищ предварительно подогнут, на 0,5см. от подогнутого края собран машинной сборкой и соединен с кокеткой накладным швом двумя строчками нитками белого цвета. Переднее полотнище на уровне талии частично переходит на спинку.

Спинка:
Спинка отрезная по линии талии, с легким приталиванием по боковому шву до линии талии. Нижняя часть спинки состоит из двух полотен ткани, к ним примыкают переходящие части переднего полотнища. По верхнему краю они собраны в густые боры, соединены с верхней частью спинки надстрочным швом. Плотное облегание спинки на фигуре обеспечивается двумя держателями – поясочками, сплетенными из шерстяных нитей длиной 37см, втачанными в боковые швы на линии талии. По низу платья оборка шириной 16см, настрочена двумя строчками нитками белого цвета с расстоянием от верхнего края оборки 0,5см, между строчками 0,5см.

Отделка:
По низу рукав отделан бейкой из ткани серого цвета с машинной строчевой вышивкой «волна» белыми нитками. Над бейкой настрочена тесьма – «вьюн». По краю воротника, плечевым, боковым швам и шву настрачивания спинки - двойная, без оката, строчка белым нитками с расстоянием 0,5см.
^

Схемы поузловой обработки:

Настрачивание переднего полотнища на кокетку

Обработка планки

Обработка низа рукава Обработка оборки


Материалы и оборудование

Материалы: 1. штапель (основной материал); 2. ситец (материал для дублирования); 3. сорочечная ткань (материал для обтачки, планки, бейки); 4. пуговицы; 5. тесьма – «вьюн» (для отделки рукавов); 6. нитки х/б № 50.   Оборудование и инструменты: 1. сантиметровая лента; 2. линейка; 3. ножницы; 4. булавки; 5. иглы швейные; 6. утюг; 7. швейная машина.  


^ 4. Изготовление лекал
Спинка Кокетка Рукав


Переднее полотнище Заднее полотнище

Оборка Воротник


^ 5. Технология изготовления

1. Готовую выкройку уложить на основную ткань, зафиксировать, отметить надсечки, вырезать детали.

2. Продублировать детали спинки, кокетки и рукавов ситцем.

3. На кокетке со стороны застежки настрочить планку, второй срез обтачать обтачкой 1см (см. схему).

4. Плечевые срезы спинки и кокетки сложить и стачать швом 1см, припуски заутюжить на спинку.

5. Обработать воротник, затем втачать его в горловину и выполнить отделочные строчки по периметру воротника, расстояние между строчками 0,5см.

6. В открытую пройму втачать рукав швом 1см, припуски заутюжить на рукав, низ рукава обработать бейкой и настрочить тесьму (см. схему).

7. Детали переднего полотнища стачать швом 1-1,5см, припуски разутюжить.

8. Верхний срез переднего полотнища подогнуть на 0,7см, заутюжить, затем проложить две параллельные строчки с широким шагом (0,4см) и расстоянием от верхнего края 0,5см, между строчками 0,3см. Строчки стянуть до ширины полотнища 36см.

9. Переднее полотнище настрочить на кокетку двумя параллельными строчками, расстояние между строчек 0,5см (см. схему).

10. Детали заднего полотнища стачать швом 1-1,5см, припуски разутюжить.

11. Переднее и заднее полотнища соединить швом 1-1,5см, припуски разутюжить.

12. По всей ширине заднего и переднего полотнища до боковых срезов сделать сборку на расстоянии 0,3-0,5см от края.

13. Детали рукава, боковые срезы, детали спинки и полотнищ стачать швом 1-1,5см. Все припуски заутюжить на сторону спинки, в уголках сделать рассечки.

14. По низу спинки проложить две параллельных отделочных строчки, зафиксировав припуск на шов. Расстояние между строчек 0,7см.

15. Низ платья подогнуть на лицевую сторону на 0,5см и заутюжить, затем настрочить готовую оборку двумя параллельными строчками с расстоянием между ними 0,5см (см. схему).

16. На кокетке и воротнике пробить и обметать петли, пришить пуговицы.


6. Заключение

При изучении локальной традиции в одежде с. Крестики Оконешниковского района Омской области был собран уникальный материал, необыкновенная сохранность которого поражает. Работая с этнографическими образцами, изучая и реконструируя их можно понять, насколько прост и одновременно сложен быт человека, можно «прочесть» историю жизни, ощутить течение времени. Поэтому, пока жива традиция, живы ее носители, нужно обязательно успеть перенять ее и передать следующему поколению в неискаженном виде.

Приложение

http://userdocs.ru/kultura/28763/index.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: