Братья Кирилл и Мефодий разработали письменность, объединившую всех славян, и в этом их главная заслуга перед всеми славянами

Вопросы к зачету

1. Происхождение письменности на Руси.

С самого начала письменный славянский язык создавался Кириллом и Мефодием как язык церковный, церковно-славянский, как язык сакральный, который остался таким и до наших дней.

Братья Кирилл и Мефодий разработали письменность, объединившую всех славян, и в этом их главная заслуга перед всеми славянами.

Кирилл разработал христианское письмо - путем комбинаций азбуки славян и грече-ского алфавита, фактически «легализовав» славянскую руническую письменность.

Он взял из славянского языка 8 основных звуков, не свойственных греческому языку, обозначив их буквами: «ю», «х», «ц», «ч», «ш», «щ», «ъ», «ы», а букву «ь» (мягкий знак) изобрел сам, записав его как «э».

2. Литература периода Киевской Руси IX–XII вв.: основные жанры.

Как уже отмечалось, 1-е литературные произведения, появившиеся на Руси, были переводы с византийских и болгарских книг. Однако уже вскоре появляются сочинения местных авторов, причем как религиозного, так и светского характера. Каковы же были основные жанры древнерусской литературы? Остановимся на них поподробнее.

1. летописи. В предыдущих лекциях уже рассматривался этот жанр применительно к политической истории Руси. Но летописи представляли собой и литературное явление, отражали языковую и культурную атмосферу эпохи.

2. литературно-публицистические произведения. Первым и самым известным в ту эпоху произведением этого жанра стало «Слово о законе и благодати», написанное 1-м русским митрополитом Иларионом. В нем в яркой форме было изложено понимание места Руси в мировой истории. К другим произведениям данного жанра следует отнести «Память и похвала Владимира» монаха Иакова и, конечно же, знаменитое «Поучение детям»Владимира Мономаха.

3. «житийная» литература. После принятия христианства Руси, что естественно, понадобились собственные святые. Соответственно потребовались произведения, описывающие их жизнедеятельность, что было одним из необходимых требований при канонизации (причисления к лику святых). Уже отмечалось в предыдущих лекциях, что первыми русскими святыми стали убиенные князья Борис и Глеб. Авторство «Чтения о житии Бориса и Глеба» приписывают монаху Нестору, тому самому формальному автору «Повести временных лет».

4. «хождения» (описание путешествий в иноземные места). В началеXII века один из сподвижников Владимира Мономаха игумен Даниил создает свое «Хождение игумена Даниила в святые места», где описывает свое путешествие к Гробу Господню.

5. фольклорные произведения. Здесь возникают некоторые трудности, поскольку в то время они, как правило, еще не были записаны и носили характер устного народного творчества. Естественно, что многие известные нам сказки, сказания и былины создавались в эпоху Киевской Руси, но записаны они были гораздо позже. Кроме того, ввиду их устного характера, вероятно, многие из них не сохранились до наших дней. Однако этот жанр литературы как никакой другой подчеркивает своеобразие русской народной культуры.

3. Русское зодчество Киевской Руси IX-XII вв. (стиль, традиции, памятники зодчества).

По строительному материалу архитектура Руси делилась на деревянную и каменную. Причем, большую часть всей русской истории предпочтение явно отдавалось дереву. Есть несколько причин этому. Во-первых, как уже отмечалось ранее, русская земля всегда была богата лесами. Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко подается обработке, таким образом, строительство идет очень быстро. И, в-третьих, деревянное жилище более гигиенично, оно «дышит». В нем всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло.

Из какого материала строили деревянные дома? В основном это были, да и сейчас остаются, хвойные деревья – сосна, ель, лиственница. Они больше устойчивы к сырости и меньше подвержены гниению. Использовались и лиственные породы, в особенности славящийся своей прочностью дуб.

Строили с помощью топора, поэтому говорили «срубить», а не «построить». Бревна плотно подгоняли друг к другу, чуть отступив от конца бревна, древнерусские зодчие вырубали округлые углубления. В них вставляли концы поперечных бревен, в результате чего при строительстве обходились без единого гвоздя. Под деревянными домами фундаментов тогда не делали, нижние венцы бревен клали прямо на землю. Оконного стекла на Руси не знали, вообще в средневековой Европе стекло научились делать лишь в XIV веке (в Италии). Его на Руси заменяла просмоленная холстина или бычий пузырь, а в богатых домах – слюда (природный минерал). В результате, даже в дневное время в домах царил полумрак. Дома на Руси всегда украшали затейливой резьбой и росписью, которые несли не только эстетическую функцию. Выбор изобразительных мотивов во многом определялся религией, вначале языческой, а потом и христианской. Нередко языческие и христианские мотивы переплетались, мы уже говорили о феномене русского двоеверия на бытовом уровне.

Каменных построек на Руси было значительно меньше. Как правило, это была храмовая архитектура, хотя было большое множество деревянных церквей.

Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X века – знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по приказу князя Владимира. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день стоит знаменитая киевская София, возведенная после победы Ярослава Мудрого над печенегами в 1036 г. Название было выбрано не случайно. Также именовался главный храм Константинополя. Именно оттуда были приглашены лучшие мастера, которым помогали местные умельцы. Киевская София насчитывала 13 куполов, где 12 разновеликих куполов образовывали пирамидальную конструкцию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. В высоту этот храм достигал почти 30 метров, потрясая своими размерами и богатым внутренним убранством.

Строительство такого храма не осталось незамеченным в конкурирующем с Киевом Новгороде. В середине XI века в здесь началось строительство своей Софии. Новгородская София, отличающаяся суровой монументальностью, стала символом города, наряду со знаменитым вечевым колоколом. В отличие от Киевской Софии, новгородский храм насчитывал 5 шлемовидных куполов, напоминающих древних воинов. Вообще, многоглавность русских храмов была связанна не только со стремлением русского человека к красоте. Чем крупнее церковь, тем больше требуется куполов, т. к. каждый купол опирается на цилиндрический барабан с окнами, освещающими внутреннее пространство храма.

Несколько слов необходимо сказать о строительных материалах древнерусской каменной архитектуры. На юге Руси строили в основном из плинфы – большого плоского кирпича красного цвета. Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. В него могли добавлять и другие компоненты – золу, толченый уголь, молоко и даже растительное масло. На севере же, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали строить из камня – природного грубого валуна, или как его еще называли – «серого плитняка». Из него без всякой обработки клали стены, однако арки и своды выкладывали все-таки из кирпича.

4. Русское летописание периода феодальной раздробленности XII-XIII вв.

«Повесть временных лет», излагавшая русскую историю от времени Кия, Щека и Хорива до начала XII в., нашла свое продолжение в летописных сводах, составлявшихся в Киеве, Переяславле-Русском,8 Новгороде, а начиная с середины XII в. — в Галицко-Волынской Руси, в Чернигове, Ростове и Владимире Суздальском.

Южнорусское летописание XII в. дошло до нас по преимуществу в составе так называемой Киевской летописи — великокняжеского летописного свода, доведенного до 1199 г. и отредактированного, как полагают, выдубицким игуменом Моисеем.9 Состав Киевской летописи довольно сложен: в ее основе лежат собственно киевские великокняжеские своды, дополненные извлечениями из летописи, ведшейся в Переяславле-Русском, из летописца черниговского князя Игоря Святославича (героя «Слова о полку Игореве»), семейной хроники Ростиславичей (потомков князя Ростислава Мстиславича — внука Владимира Мономаха), состоявшей по преимуществу из некрологических характеристик представителей этой княжеской ветви, и других источников.

Киевское летописание в значительной мере утратило широкий, общерусский взгляд на события современности, присущий «Повести временных лет»: эта летопись — скорее хроника деяний киевских князей и их политических партнеров или противников. Повествуя о событиях современности, Киевская летопись утратила и другую привлекательную черту «Повести временных лет» — связь с историческим эпосом и, соответственно, черты эпического стиля. По большей части мы находим в Киевской летописи погодные записи — то краткие, лаконичные, то подробные, скрупулезно излагающие перипетии военной или дипломатической

жизни, но при этом остающиеся лишь информацией, не перерастающей в подлинно сюжетное повествование. Сюжетных рассказов в Киевской летописи немного: это так называемые «повести о княжеских преступлениях» (рассказ об убийстве Игоря Ольговича под 1147 г., рассказ о клятвопреступлении Владимирки Галицкого под 1140—1150 гг., повесть о убиении Андрея Боголюбского)10 и повесть о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 г.

Киевская летопись, особенно в своей второй части (начиная со статей 40-х гг. XII в.), — наглядный пример торжества стиля монументального историзма, зарождение которого мы наблюдали еще в «Повести временных лет» (см. ранее, с. 43). И киевский, и черниговский летописцы, и составитель хроники Ростиславичей часто приводят пространные некрологические характеристики, постоянно употребляют традиционные речевые клише при описании битв или каких-либо значительных моментов в жизни князя.11

5. Русские литературные памятники периода феодальной раздробленности XII-XIII вв.

6. Архитектурные школы периода государственной раздробленности XII-XIII вв.

В период феодальной раздробленности роль Киева как политического центра начинает ослабевать, в феодальных центрах появляются значительные архитектурные школы. В XII—XIII веках важным культурным центром становится Владимиро-Суздальское княжество. Продолжая византийские и киевские традиции, архитектурный стиль видоизменяется, приобретает собственные, индивидуальные черты.

Во время правления Андрея Боголюбского владимиро-суздальская архитектура достигла наибольшего расцвета. В столице княжества Владимире разворачивается активное строительство, город застраивается монументальными сооружениями. До настоящего времени сохранились такие памятники архитектуры Владимира как Успенский собор иЗолотые врата

.

Одним из наиболее выдающихся памятников зодчества владимиро-суздальской школы является церковь Покрова на Нерли, построенная в середине XII века. От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, слегка вытянутый по продольной оси четверик и глава. Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. В составе объекта «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» церковь входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

7. Живопись Киевской Руси: иконописный канон

Начало русской иконописи было положено после Крещения Руси. Первоначально древнейшие русские каменные храмы Киева и других городов, а также их росписи и иконы, создавались византийскими мастерами. Однако, уже в XI веке существовала собственная иконописная школа в Киево-Печерском монастыре, давшая первых известных иконописцев — преподобных Алипия и Григория.

Историю древнерусского искусства принято делить на «домонгольское» и последующее, так как исторические обстоятельства XIII века существенно повлияли на развитие культуры Руси.

Хотя и в XIV веке влияние Византии и других православных стран на русскую иконопись было велико, в русских иконах ещё раньше проявились собственные оригинальные особенности. Многие русские иконы являются лучшими образцами византийского искусства. Другие — созданные в Новгороде, Пскове, Ростове и других городах — очень своеобразны, самобытны. Творчество Андрея Рублева является одновременно и прекрасным наследием традиций Византии и объемлет в себе важнейшие русские черты.

8. Русская литература второй половины XIV-XVI в. и начало книгопечатанья.

Драматические события XV-XVI вв. способствовали развитию литературы. Наряду с освоенными жанрами, появляются новые, изменяются уже существовавшие, расширяется круг пишущих.

Ведущим жанром оставалось летописание. Если в XIII в. этот жанр древнерусской литературы едва теплился в северо-западных землях, то с XIV в. складываются новые центры летописания и потому летописи этого времени носят локальный характер. Московское летописание появилось в первой половине XIV в. Возрождение общерусского летописания приходится на конец XIV - начало XV вв.

В 1418 г. составлен Владимирский полихрон (летописный свод) при участии митрополита Фотия. Его главная идея - необходимость союза московской великокняжеской власти с городским населением для политического объединения Руси.

В начале XV в. в Москве составлен общерусский свод - Троицкая летопись, погибшая во время московского пожара 1812 г. В 80-е гг. XV вв. появился Московский летописный свод. Характерно, что все своды начинались с «Повести временных лет». Их главная тема - идея общерусского единства.

Общерусский характер носил и Новгордско-Софийский свод (включивший в свой состав свод Фотия), составленный в 30-е гг. XV в. В середине XV в. (1442 г.) появился «Хронограф». Автор этого исторического произведения Пахомий Логофет рассматривал русскую историю в контексте всемирной истории.

В XVI в. усиливается официальный характер летописания. Включавшиеся в летописи предшествующие летописные своды подвергаются определенной обработке в политических целях. Нарушаются характерные черты летописного жанра (погодность изложения событий); летописи не претендуют на написание истории от начала до конца, а выделяют отдельные сюжеты. Например, «Летописец начала царства» запечатлел первые годы правления Ивана IV. Его основная идея - необходимость сильной независимой царской власти на Руси, а потому в летописи содержится немало чисто политических упреков в адрес родовитой аристократии - князей и бояр.

Самым официальным летописным произведением XVI в. была «Степенная книга царского родословия». Это систематическое изложение русской истории в виде параллельного жизнеописания Великих князей и митрополитов; расположены описания по 17 степеням от Владимира Святого до Ивана IV. Основная идея - прославление правящей династии, обоснование божественного происхождения самодержавной власти, преемственность власти киевских и московских князей и поддерживавших их митрополитов.

Исторической энциклопедией XVI в. называют ученые «Никоновскую летопись», подготовленную московскими летописцами к середине XVI в. В XVII в. она хранилась у патриарха Никона. Один из ее списков содержит около 16 тыс. миниатюр-портретов (лиц). Отсюда ее второе название - Лицевой свод.

XIV-XV вв. - время расцвета древнерусской литературы. Ей присущи жанровое и стилистическое разнообразие и высокое нравственное звучание.

Наиболее распространенным и любимым жанром этой эпохи стали военно-исторические повести. В их основе лежали конкретно-исторические события и факты, персонажи. Военно-исторические повести - светские произведения, близкие по своему характеру к устному народному творчеству, хотя многие из них перерабатывались в духе церковной идеологии и даже включались в летописи.

Выдающее событие в культуре XVI в. - появление книгопечатания. Сохранились сведения, что работы по устройству типографии начались в 1553 году в Кремле. Организацией этих работ занимался Иван Федоров с благословения митрополита Макария. Книги печатались по венецианским образцам. Затем типографские работы были перенесены за стены Кремля, на Никольскую улицу, где в 1564 г. была издана первая русская датированная книга «Апостол». Однако существуют 7 книг без даты издания. В годы опричнины Иван Федоров уехал в Прибалтику, а затем работал во Львове, где со своим помощником Петром Мстиславцем они издали первый русский букварь. Кроме типографии на Никольской улице, в XVI в. существовала типография в Александровской слободе. За весь XVI в. было выпущено 20 книг в основном духовного содержания. Ведущее место продолжала занимать рукописная книга.

9. Какую роль в развитии русской культуры сыграло образование единого централизованного Российского государства. Воздействие ренессансной культуры Запада.

Нашествие ордынцев оказало разрушающее воздействие на древнерусскую культуру. Подъем связан с началом объединительных процессов: - возобновляется общерусское летописание;

- событием в развитии русской духовной культуры стала «Задонщина», посвященная великой победе в Куликовской битве;

- всемирного значения расцвет переживает иконопись (Ф.Грек, А. Рублев);

- развивается каменное строительство (ансамбль Московского Кремля).

В эпоху оформления самодержавного строя (XYI в.) обогащаются сложившиеся направления:

- создаются летописные своды русской истории; зарождается публицистика;

- начало книгопечатания (в 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец издают «Апостол») не получившего развития вплоть до XYIII в.;

- в архитектуре прослеживаются национальные мотивы, ведется строительство мощных оборонительных сооружений.

XYII в. ознаменован крупными сдвигами в духовно - культурной сфере. Прежнее религиозно - идеологическое единство общества уходит в прошлое.

Зарождается авторское начало, разрушающее каноны: складываются литературные жанры; формируются русское барокко в архитектуре, светская живопись (Симон Ушаков). Новые явления проникают в быт знати (европейские заимствования). Культурная эволюция русских земель отражала процесс формирования великорусской народности, перерастающей в более прочную этническую общность - русскую нацию.

10. Русская общественная мысль XVI в. (Филофей, И.С. Пересветов, Иван Грозный, А.М. Курбский, Сильвестр, Вассиан Патрикеев, Максим Грек).

Русская литература 2-ой пол.14-первой пол.15 в. обращалась к особенно важной для этого времени теме – борьбе русского народа за свержение ордынского ига. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла, посвященные победе Дмитрия Донского над Мамаем.

Во многих редакциях дошло до нас «Сказание о Мамаеве побоище», возникшее, вероятно, в 1-ой пол.15 в. «Сказание» проникнуто чувством глубокого патриотизма и восхищения подвигами русских воинов.

Во 2-ой пол. 15 в. новое рождение переживает жанр «хождений» - описаний путешествий. Это явление отражает растущий интерес образованных людей Руси того времени к другим странам. Особенно интересно «Хождение за три моря» купца Афанасия Никитина. Он описывает свою случайную поездку в Индию.

Новый культурный подъем вызвало создание единого гос-ва. В 1-й пол. 16 в. создается культурный кружок вокруг новгородского архиепископа, а затем вокруг митрополита Макария.

Важным достижением было начало книгопечатания. Первая типография начала работать ок.1553 г, но имена ее мастеров неизвестны. В 1563-1564 гг.Иван Федоров и его помощник Перт Мстиславец создали первую печатную книгу в Москве. Печатались в основном богослужебные книги, а летописи, повести и сказания по-прежнему переписывали от руки.

В центре внимания русской письменности второй пол.15-16 вв. стоят коренные вопросы жизни страны. Одной из главных тенденций русской общественной мысли 16 в. было освобождение от пут церковного мировоззрения, обращение к разуму. Этот процесс принято называть секуляризацией или обмирщением культуры.

Об отношениях монарха и подданных вели яростный спор талантливые политические противники – Иван Грозный и Курбский. По своим взглядам они были не только антагонистами, но и единомышленниками:оба выступали за централизацию гос-ва и сильную царскую власть, но предствляли ее по-разному. Иван Гр. выступал за деспотическую монархию (полное подчинение), а по мнение Курбского, монарх отвечает не только перед Богом, но и перед людьми, права которых царь не может нарушать.

Рассматриваемая эпоха – время острых религиозных споров. Распространенность получают ереси. (наприм., ересь жидовствующих, иосифляне во главе с Иосифом Волоцким:доказывали, что церковь обязана владеть населенными землями, и нестяжатели во гл. с Нилом Сорским).

Продолжало развиваться русское искусство. Строится много небольших храмов. В Кремле воздвигается Успенский собор, Грановитая палата, Архангельский собор и т.д.

11. Влияние идейных течений (исихазма, ересей, нестяжателей, осифлян) на развитие общерусской культуры.

Исихазм (греч. hesychia - спокойствие и тишина) - мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика, представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного самоуглубления и, иногда, некоторых физических упражнений (пост, неподвижность, контроль дыхания и пр.)Исихазм зародился в православных монастырях на горе Афон и довел предела мистический элемент, содержащийся в православии. Культурно-типологические (однако, неортодоксальные) аналоги исихазма в католицизме и протестантизме – более поздние и генетически связанные друг с другом – квиетизм, пиетизм, квакерство. Необходимым условием откровения в исихазме являются радикальный отказ как от чувственных впечатлений, так и от рассудочной деятельности. Лишь очистившись, т.е. отринув все нечистое и даже чистое ("оставив позади себя все небесные звуки и слова") можно прозреть истину. В стремлении к этому особому состоянию монахи предаются особо усердной молитве - "молитве Иисусовой", которая должна быть глубокой, "сердечной" и непрерывной. В середине 14 в. калабрийский монах Варлаам доносит на афонских монахов императору Андронику III Палеологу и константинопольскому патриарху Иоанну, обвиняя их в "ереси исихазма". По этому поводу в 1341 году в Константинополе был созван Собор, где в качестве обвинителя выступил сам Варлаам, а наиболее ярким защитником - Григорий Палама.

Яркий культурный расцвет 14-16 веков сменился духовным упадком конца 16 – 17 веков. Этот упадок коснулся всей русской культуры. В эту эпоху активно развивается русская государственность, происходит активное приращение земель, возникает огромная империя, протянувшаяся от Балтики до Камчатки. На первый план выходит имперская составляющая культуры, внутренний динамизм культуры из духовной сферы перемещается во внешнюю, материальную и приводит к истощению ее духовного потенциала. Иосифляне («стяжатели») отнюдь не были сторонниками личного обогаще­ния. Они защищали право монастырей владеть землями и крупной собственнос­тью. В имущественных правах монастырей они видели залог их действенного общественного служения: помощь беднякам, голодающим, больным, выполнение просветительских задач, гарантию высокого общественного положения Церкви, возможность содействовать устроению православного государства. Игумен Во­локоламского монастыря Иосиф, признанный глава иосифлян, делом подкреплял свои идейные позиции: во время голода в окрестных районах он распорядился кормить голодающих и устроил в монастыре приют для сирот

12. Русская архитектура XV-XVI вв.

Особенно значительными в конце XV и в XVI в. были достижения в области русской архитектуры. Органически усвоив традиции народного зодчества, она создала свои стиль, классический по зрелости и мастерству, в котором особенно ярко выразилось своеобразие и высокий уровень национальной художественной культуры.

Дошедшие до нашего времени в небольшом числе памятники деревянного зодчества этого периода отличаются совершенством форм и большой выразительностью. Такова, например, построенная в 1493 г. величавая Георгиевская церковь в селе Юксовичах (нын. Ленинградская область).

Самым крупным достижением русской деревянной архитектуры был шатровый стиль. Постройки этого типа представляли собой «столп», т. е. поднятое вверх сооружение, заканчивающееся пирамидой, напоминающей обычный шатёр со скатами по граням. Устремлённые ввысь шатровые церкви, стоявшие но берегам рек, красиво выделялись на фоне русской равнины. Прекрасным сооружением шатрового стиля была выстроенная в 1501 г. деревянная церковь в селе Уне, Архангельской области (сгорела в 1892 г.).

Примером деревянного сооружения нецерковного характера могут служить выстроенные в 1565 г. и простоявшие 233 года хоромы купцов Строгановых. Они представляли собой трёхэтажное деревянное здание, высотою в 14 сажен с живописным асимметричным крыльцом и шатровыми башнями.

Многообразное и красочное русское деревянное зодчество, накопившее богатый опыт, выработало формы и приёмы, которые легли в основу каменного зодчества.

С образованием единого Русского государства коренным образом менялось положение его столицы Москвы, игравшей ведущую роль в объединении страны. В связи с этим подвергается значительной перестройке великокняжеская резиденция — Кремль, превращённый на рубеже XV—XVI вв. в грандиозный замок и первоклассную крепость. Именно в этот период как символ политической мощи Русского государства был создан величественный архитектурный ансамбль Кремля, удивительный по силе оставляемого им впечатления, до наших дней являющийся национальвой гордостью русского народа.

В короткий срок были построены главные кремлёвские соборы — Успенский (1475—1479 гг.), Благовещенский (1484—1489 гг.) и Архангельский (1505—1508 гг.).

Почти одновременно строились кремлёвские стены. К 1495 г. основные работы по возведению стен и башен Кремля были завершены. Кремлёвские стены толщиною в основании 4—5 м и высотою от 8 до 17 м сомкнулись, образовав в плане неправильный треугольник протяжением 2270 м. Кремль имел всего 21 башню: три угловые башни и по 6 вдоль его стен. Некоторые из них имели проездные ворота. Центральными воротами считались выходящие на Красную площадь Фроловские, позже названные Спасскими. Однако на этом работы не закончились. С некоторыми перерывами они продолжались до 1516 г., когда вдоль северо-восточной стены Кремля (со стороны Красной площади) был прорыт ров и возведены вторые оборонительные стены. Ров наполнялся водой из реки Неглинки.

План Московского Кремля начала XVII века. Гравюра 1663 года.

Толстые кремлёвские стены со стрельницами, мощные башни, доминировавшие над прилегающей местностью, и окружающая Кремль со всех сторон вода — всё это превращало резиденцию московских великих князей в крепость, отвечавшую самым высоким требованиям оборонительной техники.

С ростом авторитета великокняжеской власти возникла потребность в создании нового Кремлёвского дворца. По замыслу архитекторов, он должен был состоять из нескольких палат, главной из которых являлась Грановитая, предназначенная для торжественных приёмов. Это замечательное архитектурное сооружение, сохранившееся до наших дней, было построено в 1487 — 1491 гг. Марко Руффо и Пьетро Антонио Соляри с учётом московских традиций. Почти квадратная в плане, поддерживаемая в центре мощным четырёхгранным столбом, переходящим в своды, эта палата, площадью 485 кв. м, являлась самым большим и самым величественным залом в России того времени. В конце XVI в. стены палаты были украшены фресками.

На протяжении всего XVI в. существовала ещё реальная опасность вторжений крымских татар в пределы Русского государства и продвижения их до Москвы. В связи с этим правительство принимает меры к укреплению территории быстро растущего московского посада. К 1534 г. торговая часть Москвы была окружена земляным валом, обнесённым деревянной плетеницей. По всей вероятности, по имени плетеницы — киты — эта стена получила наименование Китай-города. В 1535— 1538 гг. деревянная стена Китай-города была заменена мощной кирпичной, фундамент которой сложили из крупных плит белого окаменелого известняка. Работы по сооружению этой стены проводились под руководством архитектора Петра Фрязина. Строительные работы в Москве и других городах приняли столь широкий размах, что руководство ими было сосредоточено в созданном в 1583 г. Приказе каменных дел. Первой крупной работой, проведённой приказом, было сооружение третьей линии каменных укреплений — Белого города. Это грандиозное сооружение протяжённостью около 8 вёрст было создано под руководством замечательного русского архитектора Фёдора Коня в очень короткий срок — с 1586 по 1593 г.

13. Раскол в русской православной церкви в XVII в.

Еще в середине XVI века на Стоглавом соборе русскими иерархами был поднят вопрос об исправлении ошибок в богослужебных книгах. Тогда он так и не был решен, сначала из-за грозной опричнины, а затем из-за смутного времени. Однако затруднения в деле книжных исправлений с течением времени все более и более возрастали. С развитием типографий ошибки из рукописей попадали в печатные книги, где каждое слово считалось уже неприкосновенным.

Первое время на Московском печатном дворе работа по исправлению ошибок велась без определенного плана. Правили и печатали книги, в которых была нужда, на которые был спрос. Некоторые просвещенные правщики предлагали брать за основу «книжной справы» книги греческие. Однако это вызывало бесконечные споры и разногласия в русской церковной среде. Греки подорвали свой прежний авторитет в глазах православной Руси еще в XV веке, когда на Ферраро-Флорентийском соборе они заключили церковную унию с Римом. Вот как отвечает грекам один из русских книжных людей того времени: «Книги вам печатают в Венеции и в Англии, и еллинскому писанию ходите учиться в Рим, а наставники ваши от туда приходят, — в больном стаде и здравая скотина окоростевеет, — так и ваши учителя приходят к вам из Рима все шелудивые, а вы их во всем слушаете. Еще скажу вам: что у вас было доброго, все к нам в Москву перешло!»

С воцарением Алексея Михайловича книжная справа приобрела характер церковной реформы. Вокруг царя образовался влиятельный кружок ревнителей церковного благочестия во главе с царским духовником. В этом кругу и был продуман и предложен план церковных преобразований, который стал воплощаться в жизнь при царской поддержке. В 1652 году на патриарший престол был избран один из активных членов этой группы — митрополит Новгородский Никон. Несмотря на то, что новый патриарх был привлечен к уже начатому делу, и посвящен в уже разработанные планы, именно с его именем связывают церковную реформу.

Став патриархом, Никон осуществлял преобразования уже без совета и участия своих друзей. «Егда поставили патриархом, так друзей не стал и на порог пускать!» — вспоминает один из бывших «ревнителей». Члены кружка встали в оппозицию к действиям патриарха, вызвав на себя его гнев. Многие из них были лишены сана и сосланы, а кто-то даже поплатился жизнью.

Для поддержки дальнейших реформ Никон решил обратиться к авторитету греков. Отыскав в соборном документе Восточных патриархов слова о том, что Русская Церковь должна быть во всем согласной с Церковью Византийской, Никон объявил: «Я русский, сын русского, но моя вера — греческая. И если Восточная Церковь учит иначе, нам нужно отказаться от своих мнений и принять общее мнение Восточной Церкви». В деле достижения обрядового единства с другими Православными Церквами Никон просил совета у Восточных иерархов. Первым отозвался Константинопольский патриарх Паисий: «Дорогой брат! Не следует думать, будто извращается наша православная вера, если кто-нибудь имеет чинопоследование, несколько отличающееся в вещах несущественных и не в членах веры. Различия же во внешних порядках не только терпимы, но исторически неизбежны». Однако не все мыслили так же мудро, как Цареградский святитель. Патриархи Макарий Антиохийский и Гавриил Сербский, лично приехавшие в Москву на очередной церковный собор, не только торопили Никона с исправлениями всех обрядовых отличий в Русской Церкви, но и объявляли все старорусские чины ложными и еретическими.

Большинство русских иерархов молча поддержали Никоновскую справу. С необходимостью исправлений книг и обрядов не согласился только один из архиереев - епископ Коломенский Павел. В порыве гнева он был лишен Никоном сана и сослан в дальний монастырь, где вскоре скончался при неизвестных обстоятельствах. Никон приступил к реформам. Со всей своей жесткой решимостью и прямолинейностью он начал искоренять ошибки и вводить новые правила, совсем не учитывая тех настроений, которые царили в русском обществе.

В результате, преобразования патриарха Никона имели трагические последствия. Наиболее консервативная часть паствы отказалась принять новшества, противясь тому осмеянию, которому подвергались старорусские обряды. Ревнители древнего благочестия заявляли: «Как положили отцы наши и деды, так пусть все и лежит. Они жили и спасались по этим книгам, и мы не желаем изменить в них ни одной буквы».

В мае 1666 года под председательством трех патриархов открылся Большой московский собор. Половину из присутствовавшего на нем епископата составляли восточные иерархи. Собор официально подтвердил все сделанные Никоном исправления, и объявил противников реформы противниками Церкви. С тех пор приверженцев старых книг и обрядов стали называть старообрядцами или староверами. Ревнители же старых обрядов прозвали своих противников никонианами.

Главные причины, вызвавшие раскол, поражают своей мелочностью. Ошибки совсем не затрагивали основ веры. Под «старой верой» подразумевались привычные формы обрядов и неизменные тексты богослужебных книг. Со временем и сам Никон, попав в немилость к царю и пребывая в ссылке, признал историческое равноправие старых и новых обрядов. Но было уже поздно. Анафемы на «непокоряющихся святому Собору» уже прозвучали. Отказавшись выполнить требования Собора, раскольники фактически решились на открытый бунт против власти. Протесты против навязывания обрядовых реформ вспыхивали сначала на окраинах русского государства, а потом и в самой Москве, где сторону раскольников приняли царские стрельцы. После усмирения столичного бунта правительство усилило свою строгость к мятежникам. От преследований и наказаний староверы стали убегать в непроходимые заволжские леса или покидать пределы России, сохраняя в своих общинах чувство тоски, погребальную грусть об утраченной Древней Руси.

14. Русская литература XVII в.

Своеобразие русской литературы XVII века. XVII век в русской истории - век постепенного освобождения человеческой личности, разрушившего старые средневековые представления о человеке только как о члене корпорации - церковной, государственной или сословной. Сознание ценности человеческой индивидуальности, развитие интереса к внутренней жизни человека – таковы были те первые проблески освобожденного сознания, которые явились знамением нового времени. Интерес к человеческой индивидуальности особенно характерен для второй половины XVII в. В 60-х гг. дьяк Грибоедов пишет историю для детей, где дает психологические характеристики русских царей и великих князей. В те же годы появляется "Повесть о Савве Грудцыне" с центральной ролью, принадлежащей "среднему" безвестному человеку. В этом произведении все внимание читателя приковано к внутренней жизни человека и к его личной судьбе.

В XVII веке автор во многом остается тем же древнерусским книжником, неизменно следующим литературной традиции: предостеречь от самообманов и прельщений дальнего мира, но обратить взоры читателей на непреходящее.

Следует заметить, что в литературе XVII столетия традиционная ориентация на “вечный” контекст понимается автором как пример, с помощью которого в новеллистический сюжет (так, в частности, построено повествование о Савве Грудцыне) проникает дидактическое начало. Отметим, что в художественном тексте XVII века автор способен создавать и объединять в едином повествовании различные линии временности и вечного с целью создания того необычного, оригинального эффекта, которого достиг Аввакум в своем “Житии”. “Аввакум не был бы человеком XVII века, если бы он только повторял средневековое значение данных форм и старое понимание времени. Аввакум напоминает человека барокко в своем стремлении прикоснуться к вечности, проникнуть в нее и овладеть ею”.

15. Русская архитектура и изобразительное искусство XVII в.

XVIII век был знаменателен для России заметными

переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его

жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения.

И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство

выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в

петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В

становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было

полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи оказались

не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только

помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских людей.

Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была

посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские

мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии,

Германии. Я думаю, что именно на этом этапе русское искусство вступило в более

тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в

западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло пройти

свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественного сознания

русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще

сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в

форме монументально-декоративных росписей и иконописи.

Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре

–I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще

не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка

мастеров велась в различных местах и городах. Это была и Петербургская

типография,и Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего

развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII

века. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных

художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И.И. Шувалова

(президент Академии 1757 г.-1763 г.) сюда прибыла группа московских и

петербургских юношей, склонных к художествам. Преподавание в Академии вели и

иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф.

Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г.

Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую

Академию художеств. В это время Академия становится и законодателем

художественных идей, и учебным заведением. В ее среде выросло новое поколение

художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и

архитекторы И. Старов, В.Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев

,художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др. С основанием Академии

художеств эпизодические поездки русских учеников за границу превращаются в

постоянную практику учебы и работы за границей,которой удостаивались лучшие

выпускники.

Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке

развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено

национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе

весьма знаменателен.

Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры

XVIII века. В стране,с запозданием выходившей на общеевропейский путь

развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает

ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую

эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло

пройти русской архитектуре на протяжение века.

16. Просвещение и распространение научных знаний в период петровских преобразований конец XVII – начало XVIII в.

Русская культура XVIII века развивалась в атмосфере нестабильности: это дворцовые перевороты, реформы и контрреформы, интриги, фаворитизм и т.д. Лишь с началом царствования Екатерины II наступил период консолидации сил просвещенного дворянства (правящая + духовная элита). Это особенно ярко отразилось в Русском Просвещении. В России получают распространение идеи Вальтера, Руссо, деизм, масонство, но Русское Просвещение отличалось от западноевропейского тем, что в основном среди русских просветителей (Дмитрий Фонвизин, Николай Новиков, Александр Радищев) не получили распространение материалистические и атеистические идеи. Гораздо больше их занимали вопросы нравственно-религиозные, социальные, эстетические: красота природы, правомерность элитарного положения дворянства, вопросы нравственного совершенствования человека, творческая деятельность. Вопросы социального равенства в несословной ценности человека и другие идеи просвещения вступали в России в неразрешимое противоречие с крепостнической системой, поэтому одновременно в русской культуре XVIII века сосуществовали две взаимоисключающие художественные системы: классицизм и сентиментализм (государство – личность, разум – чувство, общественная польза – частное право, национальная гордость – космополитизм), которые тем не менее обе пропагандировали просветительские идеалы.

Крестьянская война под предводительством Пугачева положила конец официальному развитию либерализма и начало консервативно-охранительной политики, которая прежде всего началась в сфере культуры: с борьбы с инакомыслием (запрещены масонские организации, Радищев сначала приговорен к смертной казни, а потом сослан, Новиков за свои идеи заключен). Таким образом наметившаяся цельность дворянской культуры к концу XVIII века распалась на два крыла: консервативно-хранительное и либеральное.

17. Литература и искусство в начале XVIII в.

Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер.

В литературе сохранялись старые формы, но содержание произведений менялось, подвергаясь влиянию гуманистической мысли и идей Просвещения.

В начале XVIII в. популярны были повести ("гистории"), особенно "Гистория о российском матросе Василии Кориотском", отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. "Гистории" показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами), любовной лирики.

Начало XVIII в. было важным периодом в становлении русского литературного языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, в ней наряду с церковнославянским языком активно применялись иностранные слова, многие их которых сохранились в современном русском языке. В середине XVIII в. лексические нормы литературного языка упорядочил М.В. Ломоносов. В трактате "О пользе книг церковных в российском языке" (1757) он использовал известную еще со времен античности схему деления литературного языка на три стиля: высокий, средний и низкий. Но его реформа сохраняла условность книжного языка, отличавшегося от разговорной речи.

В становлении нового литературного языка важную роль сыграли писатели-сентименталисты, в частности, Н.М. Карамзин. Однако, провозглашая сближение литературного языка с разговорным, они ориентировались на "язык салонов". Поэтому их нововведения не могли стать главным направлением формирования литературного языка. Другим направлением стала ориентация на книжный славянский язык, которую отстаивал А.С. Шишков, способствовавшая сохранению в языке национальных корней. К началу XIX в. споры о развитии русского языка стали частью культурной жизни общества, что являлось показателем роста национального самосознания.

Основы теории русской литературы нового времени были заложены в трудах писателя и публициста Ф. Прокоповича ("О поэтическом искусстве", "Риторика"), обосновывавшего принципы раннего классицизма. Начало классической традиции в русской литературе связано с именем А.Д. Кантемира, поэта, который первым ввел в России выработанный классицизмом жанр стихотворной сатиры.

Начиная с 30-х гг. в литературе проявилось влияние классицизма. Русский классицизм подчинялся общеевропейским закономерностям, ему были присущи и жесткая жанровая регламентация и выраженный интерес к античности. Большой популярностью пользовались переводы античных авторов (особенно Анакреона и Горация). В поэзии и драматургии были распространены античные сюжеты. Национальной особенностью русского классицизма была его более тесная (по сравнению с Западной Европой) связь с идеологией Просвещения, определявшая высокий гражданский пафос искусства.

В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров. Существенным элементом новой словесности стала новая, силлабо-тоническая система стихосложения, введенная поэтом и переводчиком В.К. Тредиаковским. Она основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке и до сих пор является основой русской поэзии. (Дописать Ломоносова)

Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков, автор первых русских трагедий и комедий, родоначальник стихотворного басенного жанра. Литература последней четверти XVIII в. под влиянием идей Просвещения обратилась к вопросу о совместимости неограниченной монархии и общественного блага, к острым социальным и политическим темам ("Недоросль" Д.И. Фонвизина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.П. Радищева).

Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р. Державин. Его заслугой была демократизации поэтического слова, соединение "высокого" и "низкого" стиля, внесение элементов разговорного языка в поэзию.

На рубеже XVIII – XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, интересом к чувствам конкретного человека. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина ("Бедная Лиза") и А.П. Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву"), создавшими жанры путешествий и чувствительной повести, поэзией И.И. Дмитриева. Сентиментализм порождал обращение к пасторальным мотивам, идею бегства в природу, воспевание простых человеческих чувств.

XVIII в. стал временем рождения русского театра. В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр ("Комедийная хоромина"). Позднее в Ярославле под покровительством воеводы Мусина-Пушкина был создан Театр Ф.Г. Волкова.

В 1756 г. в Петербурге был создан первый государственный театр. Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Волковым. В то же время действовал Школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе, в 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), впервые поставивший "Недоросля" и другие пьесы Фонвизина. В Москве представления разыгрывались итальянской труппой Д. Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр, ставивший, как это было принято, драматические, оперные и балетные спектакли. Широко известны были крепостные театры князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, графа Н.П. Шереметева в Останкино, на сцене которого блистала П. И. Ковалева-Жемчугова.

Большая часть театрального репертуара представляла собой переводы и переделки переводных пьес, но во второй половине XVIII в. появляется национальная драматургия (Сумароков, Фонвизин, Херасков).

Светская музыка начала XVIII в. была представлена несложными формами бытовой песни, а также кантами (вид многоголосой песни, заимствованный из Литвы и Польши). Канты носили торжественный характер и исполнялись, как правило, на празднествах в честь военных побед России.

В середине XVIII в. популярными в России стали итальянская и французская опера. В последней четверти столетия формируется отечественная композиторская школа. Ведущим жанром была комическая опера. Успехом пользовались оперы А.О. Аблесимова, В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина, Д.С. Бортнянского. На рубеже XVIII – XIX вв. появился жанр камерной лирической песни, развитие которого способствовало творчество О.А. Козловского.

Ведущим жанром в российской живописи XVIII в. был портрет. Развитие портретного жанра в петровскую эпоху определялось воздействием западной живописи, но одновременно опиралось на традицию предшествовавшего столетия (парсуна). Становление портретной живописи было связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева.

Новым явлением в искусстве стала гравюра. Наиболее известным мастером был А.Ф. Зубов.

В начале XVIII в. в России работали иностранные живописцы, в частности, И.-Г. Таннауэр и Л. Каравакк.

Во второй половине XVIII в. развиваются и другие жанры живописи. Складывается система жанров (портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись). Наиболее значимыми авторами исторического жанра были А.П. Лосенкои Г.И. Угрюмов. В развитии портрета проявились две тенденции: повышение художественного уровня и реалистичности изображения и расцвет парадного портрета. В творчестве А.П. Антропова были особенно сильны традиционные черты парсуны. Он стал одним из создателей жанра камерного портрета (портрет Измайловой). Портреты Ф.С. Рокотоваотличаются интимностью, тонкостью и психологизмом (портрет А.П. Струйской). Д.Г. Левицкий много работал в жанре парадного портрета. Творчество В.Л. Боровиковского (рубеж XVIII - XIX вв.) связано с идеями сентиментализма. Он впервые ввел пейзажный фон в портретах.

В конце XVIII в. появляются полотна со сценами из крестьянской жизни (М. Шибанов, И.П. Аргунов, И.А. Ерменев), возник интерес к ландшафтному пейзажу (С.Ф. Щедрин), зародился городской архитектурный пейзаж (Ф.Я. Алексеев).

Ф.И. Шубин создал скульптурные портреты М.В. Ломоносова,полководца П.А. Румянцева Задунайского. Появляются памятники в честь выдающихся деятелей – Петру I ("Медный всадник" Э. Фальконе, 1782)

В строительстве Петербурга нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры Нового времени: предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей, системы улиц, кварталов, площадей. Для строительства были приглашены иностранные архитекторы Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. "Новые" постройки Петербурга и Москвы (Петропавловский собор, здание 12 коллегий, Меншиков дворец, Меншикова башня), стали основой для европеизации русской архитектуры.

Середина XVIII века в архитектуре была ознаменована сложением явления, которое получило название "русского барокко" – в дворцах Ф.Б. Растрелли причудливо сочетаются барочная пластика стен и рокайльный орнамент, вынесенный из интерьера на стены фасадов.

18. Культура России в 30-50-х гг. XVIII в.

Развитие национальной культуры продолжалось во второй четверти XVIII в., с тем, однако, отличием от предыдущего периода, что на нее оказывало большое влияние дворянство, а также засилье иностранцев.

Выдающимся идеологом дворянства второй четверти XVIII в. был Василий Никитич Татищев (1686 - 1750) - историк, географ и администратор. Татищев обнаружил Краткую редакцию "Русской Правды" и Судебник 1550 г., написал первый обобщающий труд по отечественной истории - пятитомную "Историю Российскую", опубликованную после его смерти. Татищеву принадлежит первая попытка составить русский энциклопедический словарь - "Лексикон российской", доведенный до буквы "К".

Научные интересы Татищев совмещал с государственной деятельностью. В 30-х гг. он возглавлял Оренбургскую экспедицию, управлял уральской промышленностью, а в 40-х гг. занимал должность астраханского губернатора.

Практическую и научную деятельность Татищев подчинил возвышению дворянства, которое он считал "главнейшим и честнейшим станом государства". Татищев - сторонник монархической формы правления: в России, по его мнению, "демократия никак употребиться не может, ибо пространство великое государства тому препятствует". Опыт истории страны в период феодальной раздробленности свидетельствует о непригодности и аристократической формы правления, так как это время сопровождалось междоусобной борьбой удельных князей, ослаблением Руси и завоеванием ее монголо-татарами. В итоге рассуждений Татищев пришел к выводу, что "самовластное правительство у нас всех прочих полезнее, а прочие опасны".

Обоснование сохранения привилегий дворянства сочеталось у Татищева с требованием предоставить купечеству льготы, ибо, "где оное свободно торгует, там и богато, а когда купечество богато, то все государство богато, сильно и почтенно".

Татищев защищал крепостническую систему и феодальную эксплуатацию крестьян. Он считал, что в России "вкоренившийся обычай неволи переменить небезопасно". Но крепостное хозяйство Татищев мыслил организовать не по старинке, а с учетом развивавшихся денежных отношений. Отсюда забота Татищева о повышении продуктивности вотчинного хозяйства, о наделении крестьян землей, скотом и орудиями производства, о распространении грамотности среди крестьян, так как он считал невежество причиной выступлений Болотникова и Разина: "Где науки процветают, там бунты неизвестны".

Усиление влияния дворянства сказалось и на характере просвещения. Часть учебных заведений, основанных при Петре I и рассчитанных на обучение детей не только дворян, но также посадских и разночинцев, постепенно превращалась в школы закрытого типа. Так, Навигацкая школа, в 1715 г. реорганизованная в Морскую академию, с 1752 г. превратилась в Морской шляхетский корпус для дворянских детей. Позже на базе Артиллерийской и Инженерной школ был организован Артиллерийский и инженерный корпус. Кадетские корпуса находились под особым попечением правительства. Вместе с тем развивалась сеть духовных учебных заведений, тоже постепенно терявших всесословный характер и приобретавших черты сословной замкнутости. Наиболее распространенным типом начальной школы были гарнизонные школы, в состав которых влились сохранившиеся от петровского времени цифирные школы.

Центром научной мысли становится Академия наук. Ее первыми членами были иностранные ученые, среди которых было немало крупных знатоков своего дела. Творческая деятельность талантливейшего математика XVIII в. Л. Эйлера, автора множества научных работ по механике, астрономии, кораблестроению и кораблевождению, связана с Петербургской Академией наук. Участие в работе Академии Эйлера и другого выдающегося математика Б. Бернулли превратило ее в крупнейший математический центр мира. Для плодотворной работы ученых были созданы благоприятные условия. Швейцарец Бернулли в связи с переездом для работы в Петербург своих сыновей писал: "Лучше несколько потерпеть от сурового климата страны льдов, в которой приветствуют муз, чем умереть от голода в стране с умеренным климатом, в которой муз обижают и презирают".

Наряду с учеными, много и плодотворно работавшими в Петербургской Академии наук, в ее составе было немало чиновников и проходимцев, которым были чужды интересы русской науки и которые нанесли прямой вред развитию и распространению научных знаний в России. К ним в первую очередь относился советник канцелярии и библиотекарь Академии наук Шумахер, угодливый и раболепный по отношению к влиятельным лицам и заносчивый, надменный к ученым, в особенности к русским. М. В. Ломоносов писал о Шумахере: "...мой ненавистник и всех профессоров гонитель и коварный и злохитростный приводчик в несогласие и враждование".

Академия наук приняла активное участие в организации второй Камчатской экспедиции, продолжавшейся 11 лет.

19. Просвещение и наука России во второй половине XVIII в.

По мере развития в России промышленности и торговли увеличивалась потребность в научных знаниях, технических усовершенствованиях, в изучении природных богатств. Состояние торговли, промышленности, путей сообщения и природных ресурсов становится в 60—80-х годах XVIII в. предметом изучения академических экспедиций. Эти экспедиции, в которых принимали участие И. И. Лепехин, П. С. Паллас, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев и другие ученые, многосторонне исследовали отдельные районы России и собрали огромный материал по географии, ботанике, этнографии, геологии и т. п. Наблюдения, накопленные в результате многолетних путешествий ученых, были опубликованы в специальных трудах.

В 1743 г. с Камчатки отправилось к берегам Америки первое промысловое судно, а к 1780 г. русские промышленники достигли Юкона. «Колумб российский» Г. И.Шелехов в 1784 г. положил начало постоянным поселениям русских на Аляске.

В 60-х годах возобновил свою работу в Петербургской Академии наук возвратившийся в Россию виднейший математик Л. Эйлер, а в 1768 г. в ней начал работать К. Ф. Вольф — один из основоположников учения о развитии организмов. По словам Ф. Энгельса, «К. Ф. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции».

Повысился интерес к отечественной истории. Историческая наука этого времени обогатилась публикацией источников — «Русской Правды» (1767 г.), «Журнала, или поденной записки» Петра I (1770 г.) и др. Курский купец И. И. Голиков, страстный поклонник Петра I, издал 30 томов «Деяний Петра Великого» и «Дополнений» к ним, Н. И. Новиков опубликовал в 1773—1775 гг. многотомную «Древнюю Российскую Вивлиофику», в которую вошло много исторических документов. В эти же годы началось издание пятитомной «Истории Российской» В. Н. Татищева и вышло семь томов «Истории Российской с древнейших времен» другого дворянского историка и публициста — М. М. Щербатова.

20. Литература и искусство России во второй половине XVIII в.

Русские литература и искусство второй половины XVIII в. развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и направлений, которые отражали разные взгляды и мировоззренческие установки.

Господствующим направлением в литературе был классицизм. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление эпохи абсолютизма (родился в Италии в середине XVI в.). На формировании русского классицизма отложило свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях торжества новой государственности литература становится важнейшим средством утверждения новых идей – идей гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении отдельной личностью принципа “общей пользы”. Особенностью русского классицизма было то, что он начал развиваться с комедии сатиры. А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.В.Княжнин и ряд других - представители классицизма в русской литературе второй половины XVIII в. Одним из наиболее крупных и ярких представителей русской литературы этого времени был Гавриил Романович Державин. Он сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка.

Наряду с художественной литературой в XVIII в.получают большое распространение мемуары. Лучшими из них были записки А.Т.Болотова. Русская живопись второй половины XVIII в. дает целый ряд блестящих представителей в лице Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского. Это было время расцвета русского портрета, который и по сей день продолжает поражать нас своим мастерством. Первым русским академиком исторической живописи был А.П.Лосенко. Для развития русской живописи и скульптуры много сделала Академия художеств, возникшая в 1757 г. Наиболее талантливыми русскими скульпторами были Ф.И.Шубин, Ф.Ф.Щедрин, М.И.Козловский. Наряду с талантливыми иностранными архитекторами, создавшими первоклассные памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж.Кваренги, Ч.Камерон), выступают с самостоятельными блестящими творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы - В.Н.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов.

В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр, возникший сначала в Ярославле благодаря деятельности талантливого режиссера и актера Ф.Г.Волкова. Очень много сделал для развития русского театра преемник Волкова его друг И.А.Дмитревский. В истории русского театра немалое значение имел крепостной театр, особенно графа Н.П.Шереметьева в его подмосковных усадьбах - Кусково и Останкино.

21. Русская литература XIX в. Основные черты литературных стилей: сентиментализма, романтизма, реализма.

Сентиментализм в России. В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы, Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи; Несчастная Маргарита; Прекрасная Татьяна) и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть Марьина роща в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литерату


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: