Теоретические сведения

Нормативной базой создания СК являются стандарты серии ИСО 9000. В дальнейшем, в соответствии с вариантом производственного процесса, необходимо использовать одну из моделей СК (ИСО 9001, 9004).

ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ Р ИСО 9004-2010 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у этих международных стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру для облегчения их использования как согласованной пары.

ГОСТ ISO 9001-2011 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность СМК при выполнении требований потребителей.

ГОСТ Р ИСО 9004-2010 содержит рекомендации по более широкому спектру целей СМК, чем ГОСТ Р ИСО 9001:2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации и эффективности, а также ее результативности.

ГОСТ Р ИСО 9004-2010 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых желает выйти за рамки требований ГОСТ ISO 9001-2011, преследуя цель постоянного улучшения деятельности.

Система качества представляет собой совокупность структур, выполняющих функции управления и обеспечения качества установленными методами. Поэтому разработка СК в основном заключается в том, чтобы сначала определить, какие структуры следует включить в систему качества и какие функции они должны выполнять, чтобы обеспечить требуемое качество продукции, а затем разработать все необходимые НД для выполнения этих функций.

Внедрение системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы и, при необходимости ее доработку для того, чтобы все подразделения могли четко выполнять свои функции.

Оценка СК после ее создания осуществляется путем сертификации, проводимой независимым органом с целью подтверждения соответствия системы стандартам ИСО 9000.

Создание СК целесообразно проводить в следующей последовательности:

· Информационное совещание.

Необходимо для того, чтобы довести до руководства и управленческого персонала информацию о роли СК.

· Принятие решения о создании СК

Такое решение может быть оформлено в виде приказа, в соответствии с которым назначается представитель руководства – руководитель службы качества, ответственный за создание и функционирование СК, формируется служба качества, устанавливаются основные этапы, исполнители, сроки разработки и внедрения СК, и при необходимости сроки ее сертификации.

· Разработка плана – графика создания СК

В плане должно быть предусмотрено выполнения следующих работ:

- разработка политики в области качества;

- определение функций и задач (элементов) СК;

- определение состава структурных подразделений;

- разработка структурной и функциональной схемы предприятия;

- определение состава и состояния документации СК;

- разработка новых и корректировка действующих НД;

- разработка Руководства по качеству;

- внутренние проверки СК в процессе ее внедрения и доработка системы по результатам проверок.

· Определение функций и задач (элементов) СК

На этой стадии сначала необходимо провести тщательный анализ процесса создания продукции и представить его в виде подробного перечня этапов работ. Основу перечня составляют стадии ЖЦП. Исходя из варианта производственного процесса, определяется базовая модель СК. Функции и задачи СК в дальнейшем включаются в Руководство по качеству с кратким описанием каждой функции и ссылками на соответствующие документы.

· Определение состава структурных подразделений

После определения этапов создания продукции и функций СК нужно определить структурные подразделения, которые будут выполнять эти функции.

Для этого необходимо проанализировать функции существующих подразделений и сравнить их с перечнем функций, принятым для создаваемой СК с учетом рекомендаций ИСО 9000. в результате устанавливаются исполнители каждой функции и каждому исполнителю его новые функции официально включаются в функциональные обязанности.

В состав исполнителей, кроме подразделений службы качества, входят, как правило, конструкторские, технологические, производственные и другие подразделения, вносящие существенный вклад в формирование (обеспечение) качества продукции. Для удобства и наглядности эту работу целесообразно выполнять в табличной форме (табл.1).

Таблица 1

Элементы СК по ГОСТ ISO 9001, 9004 Подразделения – исполнители Состав НД Состояние документов
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: